Что едят долгожители
Как-то пришла я читать лекцию в центре для пожилых и разговорилась с директором. Он сказал, что работает тут недавно и еще не решил, останется ли, потому что большое количество стариков действует на него удручающе.
— Старые люди такие бесформенные, — сказал он. — Спины у них сгорбленные, фигуры расплывшиеся, во время ходьбы они либо ноги волочат, либо как утки переваливаются. Глядя на них, я с ужасом думаю о старости.
— Ну, не все же, — возразила я. — Вон, какая старушка сюда бежит: спина прямая, походка стремительная, румяная, улыбается.
— А, это наш инструктор йоги, — отмахнулся директор.
И я пошла читать лекцию. Темой ее были продукты, богатые антиоксидантами. Я рассказывала о том, как антиоксиданты защищают нас от вредного воздействия окружающей среды. «Особого упоминания, -- сказала я, -- заслуживают чеснок и шиповник -- как самые богатые их источники». Одна слушательница – высокая, гладкое лицо, пышная седая шевелюра – вдруг стала ворчать: «Ни черта не помогает! Всю жизнь ем чеснок и пью шиповник, а плечо вот разболелось и не проходит». Другая слушательница прикрикнула на нее: «Молчи уже! Не тебе ли девяносто два исполнилось на той неделе?»
Иногда человек, которому перевалило за девяносто, спрашивает у меня, как ему питаться. «А может, лучше вы мне об этом расскажете? – прошу я. – К примеру, что у вас обычно на завтрак?»
Шесть человек подряд ответили, что на завтрак едят овсяную кашу. Потом появился седьмой, я ему задала тот же вопрос, а сама думаю: «Вот сейчас скажет "овсяная каша"». И он именно это и сказал.
Это, конечно, не научные данные, просто мои наблюдения. Но овсянка действительно богата веществами, снижающими риск сердечно-сосудистых заболеваний. К тому же от каши, по их словам, «и в желудке уютно, и на душе хорошо».
Долгожительство -- один из моих интересов. Я не убеждена, что все хотят жить до ста и дольше. Есть два противоречащих друг другу высказывания. Первое: «Старость – не для слабаков». И второе: «Старость — это привилегия. Не все ее удостаиваются».
Один врач как-то рассказывал о пациенте -- человеке преклонных лет, которого болезнь приковала к постели. У него был хороший уход, поддержка и любовь близких. Он мог прожить еще несколько лет. Но не захотел. Он -- бывший спортсмен, бегун на длинные дистанции. И вот он сказал: «Для меня это не жизнь. Я пробегал марафоны. Лежать остаток жалких лет – это не для меня». Его выбор уйти из жизни заслуживает понимания. Но другой человек был бы благодарен за возможность жить, пусть и лежа. Так что — это личное дело каждого. И все же хорошо, когда выбор за вами.
Некоторые долгожители меня изумляют. Это поколение, которое пережило войну, голод и лишения. И вот — живут, и выглядят некоторые из них потрясающе – лица гладкие, глаза ясные, двигаются легко.
Михаил. В его карточке было сказано, что ему сто один год. Я часто встречала его на улице --он сам ходил в магазин и покупал продукты. Михаил настолько молодо выглядел, что никто не верил, что ему столько лет – думали, что это то ли ошибка в документах, то ли подделка. Когда ему исполнилось сто два, он стал сдавать. Однажды я встретила его жену – она была моложе его лет на двадцать. Я спросила, как он поживает. «Ну, как можно поживать в сто два года? -- ответила она со вздохом. – Михаил сейчас болеет. Но, знаете, ему на самом деле не сто два года». Я затаила дыхание. Вот, сейчас я узнаю правду о его возрасте! И коллегам расскажу!»
«На самом деле ему сто три, — продолжала она. – В поселке, где он родился, не было урядника и некому было учитывать рождаемость. А потом назначили нового и тот записал всех родившихся за это время детей одним числом».
«Вот как! – поразилась я. – А расскажите, пожалуйста, что он ест».
«На завтрак у него всегда овсяная каша, — ответила она, и меня это уже не удивило. — Завтракает он рано и после всегда идет гулять. А обедает обычно неспешно и обстоятельно. На закуску – либо баклажанная икра — он сам ее готовит, либо бутерброд с красной рыбой. Потом суп или борщ и котлета с картошкой. А вечером – только кефир и какой-нибудь фрукт, чаще всего киви, очень любит киви, знаете ли».
Сейчас Михаилу сто четыре года. Но на самом деле — сто пять.
Я интересуюсь, как живут эти люди, а если уместно спросить — то в чем секрет их долголетия. И, надо сказать, мои скромные данные совпадают с данными исследований о долгожителях.
Выводы ученых: долгожители обычно обладают добрым веселым нравом, не зацикливаются на неприятностях и умеют справляться со стрессом. У них, как правило, есть интересы, хобби и увлечения. Многие из них активно участвуют в жизни семьи, общаются с друзьями, поддерживают отношения с бывшими коллегами или учениками, интересуются новостями науки. В исследовании упоминалась столетняя бездетная учительница химии — она никогда не была замужем, но почти ежедневно отправляла нарисованные ею лично открытки в разные города и страны своим многочисленным друзьям. Также долгожители любят движение: много ходят пешком, работают в саду, занимаются хозяйством – иногда даже отвергают помощь близких. Едят простую пищу, без излишеств.
А вот что рассказали мои знакомые долгожители.
Рита (девяносто пять лет) — бывший модельер. Сказала, что все дело в шляпе. Именно шляпа придает женщине особый шарм. А если женщина чувствует себя красивой и очаровательной, то это благоприятно сказывается на ее здоровье. «Носите красивые шляпы, — сказала она. – И вы увидите, как все изменится».
На завтрак у нее — овсяная каша, она досыпает туда льняное семя. К чаю — ломтики яблока и кусочек черного шоколада. Второй завтрак: творог, кофе и печенье без сахара. Обедает часов в пять: отрубной хлеб, овощной суп, кусочек мяса или рыбы. На ночь – йогурт. Фрукты ест в течение дня. Любимое лакомство – ромовый пряник, но позволяет себе его только раз в неделю. Главный секрет: заниматься любимым делом. Рита продолжает шить – для себя и своих близких.
Мирра (девяносто пять лет) посоветовала мне не жалеть зелени – добавлять ее как можно больше – в супы, салаты и другие блюда. И побольше смеяться. «Каждый день читайте анекдоты и веселые стихи, и смотрите комедии», — сказала она.
На завтрак у нее – да-да, овсяная каша, на обед суп и тефтели – мясные или рыбные. А вечером — бутерброд с куриной грудкой. Иногда она готовит сырники или ленивые вареники. В течение дня ест ломтики сладкого перца и огурцов и фрукты. Конфету может съесть раз в месяц. «Я не капризна, ем все, но моя слабость – это хурма. Надеюсь, что доживу до следующего сезона хурмы», — смеется она.
Яков (девяносто семь лет) – театрал и меломан. У него абонементы со скидкой для пенсионеров и почетных зрителей в Метрополитен Опера и Карнеги Холл.
На завтрак он ест овсяную кашу и творог. На обед суп и кусочек курицы. На ужин у него — салат из огурцов и помидоров и картошка — с грибами или слабосоленой рыбой. Любимый напиток – клюквенный морс. Говорит, что очень любит сладкое, но ему его нельзя...
«Девяносто семь лет, — восхитилась я мысленно. – И ему нельзя сладкого!»
Роман (девяносто три) рассказал, что раньше часто болел, перенес несколько операций, и никогда не думал, что доживет до таких лет. Но он где-то вычитал про макробиотический стиль питания и решил попробовать – раз в неделю он закупает все продукты и сам все готовит. И болезни отступили. Он бодр, свеж, проходит в день около десяти километров в любую погоду. По дороге слушает аудиокниги. Еще играет в шахматы и переписывается с друзьями из разных стран. Жалеет, что не знал раньше о макробиотике, — ему, возможно, удалось бы спасти жену – она умерла от осложнений диабета.
А недавно я беседовала с супружеской парой. Удивилась, что обоим по девяносто три года. Оба гладкие, спокойные, лица румяные. Женаты уже шестьдесят семь лет. Я спросила: «Что у вас обычно на завтрак?» «Овсяная каша, — ответил он. – Но это не так важно. Главное — это не портить друг другу нервы».
Для справки: основу макробиотического стиля питания составляют органически выращенные цельные злаки: бурый рис, овес и кукуруза; овощи — свежие и ферментированные; соя, рыба, морепродукты, орехи и фрукты. Рисовый сироп — единственный подсластитель, допускается в очень маленьких количествах. Данных о достоинствах макробиотической диеты пока недостаточно. Во любом случае, она полностью исключает переработанные продукты: сладости, выпечку, чипсы, копчения, колбасы и жареные блюда. Исключает, правда, и яйца, хлеб, мясо и молочные продукты.
Вывод - долгожители едят овсянку и не пьют кофе :)
После прочтения этого материала во мне поднялся боевой дух. А то периодически хочется списать себя в утиль
Эту реплику поддерживают: