Все записи
04:49  /  7.10.13

24666просмотров

Чем перекусить?

+T -
Поделиться:

1. Перекусываем на бегу

 Проглотить пирожок по дороге с работы. На работе съесть йогурт. Перед походом в магазин бросить в сумку ореховый батончик - вдруг захочется перекусить. В театре, в антракте -  полакомиться шоколадкой. Похрустеть чипсами во время просмотра телефильма. Взять в парк пакетик орешков – самому пожевать и белочек угостить. В магазине непременно купить несколько пачек крекеров, чтобы было чем перекусывать на работе. В ларьке у метро купить батончик с мюсли...   

 В последние десятилетия люди стали чаще перекусывать на бегу, и, соответственно,  меньше времени проводить за обеденным столом. Даже  те,   которые по-прежнему степенно завтракают, обедают и ужинают, часто перекусывают между основными приемами пищи: фрукты, йогурты, батончики или печенье. Две трети любителей перекусить – женщины.

 Откуда эта тенденция? Этого требует плотный график современного человека? Или дело в изменении вкусовых предпочтений?  А может и в угасании традиций, в том числе и чинных семейных обедов  – салат, суп, мясо с гарниром и десерт.   

 Как бы там ни было, но пищевая промышленность с каждым годом выпускает все больше готовых к употреблению продуктов в маленьких пакетиках, коробочках,  кулечках и стаканчиках. Среди них – пикантные – острые и/или соленые – чипсы, бекон, сыр. И сладкие: батончики, печенье, конфеты и мороженое. Среди сладких перекусов много лет лидирует шоколад. Как правило, мини-продукты обладают ярким, запоминающимся вкусом.

 Скорее всего, это самораскручивающийся процесс: люди стараются успеть в течение дня как можно больше, жертвуя временем за обеденным столом, а пищевая промышленность реагирует на это, выпуская еще больше разнообразных мини-продуктов. Перекусы становятся еще удобнее, высвобождая еще больше времени.

 В результате, мини-продукты в ярких заманчивых упаковках занимают все больше пространства -  в магазинах им отведены и целые ряды, и полки возле касс; скучая в очереди, вы наверняка их заметите и бросите в корзинку еще пару кулечков, коробочек или батончиков.   

 В свете растущей конкуренции, пищевой промышленности приходится изучать  своего покупателя, чтобы определить какие перекусы для него предпочтительнее.

  В недавно проведенном эксперименте участников усадили перед телевизором смотреть популярное шоу и попросили оценить по шкале качество рекламы. В то же время на столе разложили всевозможные чипсы, печенье, конфеты, орехи, сухофрукты и пакетики с  мини-овощами. Эксперимент проводился у телевизора, потому что 70% всех мини-продуктов съедается именно перед экраном. Продукты были как в прозрачных пакетиках, так и в матовых.

Участники и не подозревали, что главным объектом изучения была вовсе не телереклама, а упаковка мини-продуктов.                                                                 

Как вы наверняка заметили, угощение делилось на две категории: сладкие и жирные продукты - с ''пустыми калориями'',  и цельные, натуральные – с высоким уровнем полезности.

 Самыми предпочтительными оказались мелкие продукты с высоким содержанием жира и сахара в прозрачных упаковках маленькие по размеру: конфеты  M&M и мелкое печенье.  А прозрачные упаковки,  где было всего одно  крупное печенье, осталисх почти нетронутыми.   

Овощи нарезанные небольшими кусочками - морковки и черешковый сельдерей в прозрачных пакетиках – также не пользовались успехом. Зато матовые пакеты с овощами пошли на ура.   

Исследователи предложили несколько объяснений полученным результатам. Во-первых, конфеты и печенье в прозрачных упаковках выглядят соблазнительнее, чем в матовых. Во-вторых, морковка и сельдерей рядом с ними просто не выдерживают конкуренции.   

Но прозрачная упаковка также дает возможность определить, сколько вы можете съесть. Вы предполагаете, что съедите пять-шесть мелких печений или конфеток, а остальное оставите. Это не всегда удается, но намерение у вас есть. В этом случае, большое печенье, видимо, кажется слишком громоздким и калорийным.

 Те, кто изначально был настроен на полезную низкокалорийную еду, осознанно выбрали морковки в матовом пакете – они не так проигрывали по сравнению с конфетами в прозрачном (American Marketing Association Journal, August, 2013).

 Маркетологи, безусловно, примут во внимание результаты и этого эксперимента, и других наблюдений, как, например, влияние характера и привычек покупателя  на выбор продуктов для перекуса.

 Люди, которые привыкли все планировать, в том числе и приемы пищи, чаще следуют принципам здорового питания,  чем те, кто живет по наитию, и действует спонтанно. Кстати, любители планировать и спортом занимаются активнее - движение вписано в их распорядок дня. Если они и купят еду для перекусов, то это будут продукты полезные и заранее запланированные: как наметили купить особый сорт йогурта, изюм, пакетики овсянки и миндаль, так и купят, невзирая на цены и скидки на другие наименования.

 А живущих по наитию как раз легко прельстить различными скидками:  они часто покупают именно то, что на распродаже.

 Разумеется, пищевой маркетинг выжмет максимум из этой информации и любители перехватить на бегу, будут обеспечены всем необходимым. Производители выпустят чипсы в ярких и удобных упаковках. В магазинах их уложат их  на видное место, чтобы посетители, по обыкновению, забежав в магазин, схватили первое попавшееся и выбежали. Так же магазины охотно предложат им скидки на шоколадные батончики, замороженную мини-пиццу, сосиски в тесте, карманчики с сыром и ветчиной и конфеты.   

2. Перекусывать - это хорошо или плохо? 

Возможно, вам в детстве говорили, что это плохо - ''перебьешь аппетит''. Однако, ответ зависит от состава мини-продуктов и от того, насколько они вписываются в общую калорийность вашего меню.

 Некоторые из мини-продуктов на стороне добра, другие – на стороне зла.

 На стороне добра те, что снабжают организм ценными веществами, значительно обогащая дневное меню. С их помощью  можно избежать острых приступов голода, поддержать нормальный уровень сахара в крови, а так же  работоспособность, хорошее настроение и восстанавить силы после посещения спортзала.

 Звезды среди ''добрых'' перекусов,  по- прежнему,  цельные, минимально обработанные продукты:  пакетики овсянки без добавок, орехи, семечки, простые йогурты, творог, хлебцы гречневые или из других цельных круп, свежие фрукты, сухофрукты и овощи. И, по-прежнему, работает правило: чем меньше манипуляций было произведено над продуктом, тем он полезнее. Ореховые и семечковые батончики также  занимают почетное место в этой категории. Миндаль, пожалуй, самый популярный среди орехов, продается в различных формах, и спрос на него растет с каждым годом.  

На стороне зла те перекусы, что снабжают организм пустыми калориями, излишком сахара, соли и жира: чипсы, конфеты, печенье и другая выпечка из белой очищенной муки.  

 Интересно, что цельные натуральные продукты -  фрукты, овощи и йогурт, - люди чаще едят в первой половине дня. А вечером отдают предпочтение более «комфортным», с добавлением  жира и сахара  - печенье, чипсы, конфеты, кексы – видимо, полагая, что заслужили их за целый день ''хорошего поведения''.

 Есть еще сезонная тенденция: летом люди едят больше овощей и фруктов, а в холодное время года – больше конфет и печенья.

 Люди часто недооценивают воздействие сладких и жирных продуктов , которые не только снабжают организм пустыми калориями, но и провоцируют бессознательное жевание, переедание и вызывают привыкание.

 Что касается полезных перекусов, то люди иногда недооценивают их калорийность,  например, орехов и семечек, и стараются съесть их больше, превышая свою норму калорий. 

3. Полезные перекусы 

 В настоящее время около трети всех мини-продуктов выпускают с учетом  их полезности. Промышленность реагирует на возросшие требования покупателей, желающих достичь оптимального здоровья. Полезные перекусы - это отдельное явление, вернее, направление в истории еды. Спектр ингредиентов – широк и натурален.

 Образованных покупателей, помимо вкуса, цены и удобной упаковки, интересует так же  состав, калорийность, низкое содержание соли, сахара и жира, высокое – растительной клетчатки, наличие белка, а так же отсутствие искуственных красителей и консервантов.

 И  в специализированных магазинах, и в супермеркетах сейчас можно купить цельные, минимально обработанные продукты в удобных упаковках: арахисовую пасту,  яблочные ломтики, коробочки овощных и фруктовых салатов, греческий йогурт, орехи, изюм, инжир, финики и другие.  

Появились также целые линии по производству мини-продуктов, состоящих из строго натуральных ингредиентов.  Например, батончики из финиковой пасты, кунжута, чиа, грецких орехов и апельсиновой цедры.

Или кубики из изюма, какао, льняного семени и миндаля с добавлением ванили и лимонного сока.

Или шарики из кокосовой стружки, меда и творога.

 

Эти мини-продукты обладают приятным вкусом и ароматом и удовлетворяют даже самых взыскательных покупателей. Несмотря на то, что в их составе нет ни дорогих, ни экзотических ингредиентов, цены на них довольно  высоки. Производители знают, что ориентирующиеся на полезность продукта люди готовы за это платить.

 По результатам опроса Lab42,   

87% покупателей готовы платить дороже за здоровые продукты,  

83% готовы платить дороже за экологически чистые (органик),

И 60% готовы платить дороже за очищенные и нарезанные морковку, редиску, черешковый сельдерей, листья салата и фрукты. (GroceryHeadquaters, O9/2013)

 Интересно, что женщины чаще готовы платить за маленькие порции здоровых продуктов, чем мужчины. 

4. Еды пакетик с полки взяв, читай, читай, читай состав!

 Далеко  не все покупатели столь внимательны при выборе ''полезного'' продукта и маркетинг легко привлекает их внимание заманчивой упаковкой.

Список ингредиентов сокращается, так как  покупатели уже знают - чем он короче, тем лучше.

На упаковках много сообщений с уточнением "не содержит"  -

--  холестерина,

-- генетически модифицированных продуктов,

-- кукурузного сиропа,

-- искусственных красителей,

-- транс жиров,

-- сахара.  

Часто можно увидеть такие сообщения, как "цельный'', ''экологически чистый'', ''натуральное'', ''полезно для вас'', ''печеное, не жареное''.

Многие покупатели не читают ингредиенты на упаковках, а наивно доверяют сообщениям "все натуральное", "дары природы" или '' батончик для энергии''.   

Наряду с картофельными чипсами, появились фасолевые, из кинвы, из морских водорослей и шпината - удобно, вкусно, и, вроде бы, не мусор. Полезно? Тоже не очень. Скорее, меньшее зло. Лучше, чем изделия из рафинированной белой муки , но хуже, чем орехи и фрукты. Чипсы есть чипсы.  

Эту же тенденцию подхватили и производители десертов. Появилось овсяное печенье с цельнозерновой мукой вместо белой и сиропом агавы вместо сахара.

 У работающих людей часто нет времени на свежеприготовленную еду, не говоря уже о выпечке домашнего печенья, нет времени даже прочесть ингредиенты и разобраться в них. Но в любом случае, не стоит путать перекус, мини-еду, с десертом.

Некоторые всерьез считают, что морская соль не такая соленая, как обычная столовая, и считают ее более вкусной, тогда как вкус определяется только размером крупинок. Мелкая соль растворяется в продукте быстрее, в то время как крупная соль может быть проглочена, не успев раствориться. Морская соль так популярна, что ее даже стали добавлять в сладости, в частности, в шоколад.

 Многие покупатели полагают, что экологически чистые продукты полезнее. Это  может показаться маркетинговым абсурдом, но  экологически чистые сосиски,  торты  без генетически модифицированных продуктов и чипсы  без холестерина, пользуются среди них успехом.   

 Сбивают с толку также мини-салаты из свежих овощей, с беконом, сыром, жареными гренками, но зато с майонезом пониженной жирности.

 Чем же руководствуются люди, покупая тот или иной батончик?

''Цвет обертки воздействует на покупателя сильнее, чем информация о составе продукта'', - заключил профессор из Корнуэлла. Он попросил студентов выбрать более полезный из двух шоколадных батончиков. Один был в красной обертке, другой -  в зеленой. Студенты без колебания выбрали батончик в зеленой упаковке, искренне полагая, что там меньше калорий, жира и сахара. На самом деле, состав и калорийность батончиков были абсолютно одинаковы, отличие было только в цвете упаковки.  (Health Communication (10. 2012)

Заключение

 В следующий раз, когда вы купите  в магазине первый попавшийся пакетик и съедите на бегу его содержимое, не выбрасывайте упаковку, и на досуге ее рассмотрите. Интересно, сработали ли уловки пищевого маркетинга?  Продукт был на распродаже? Упаковка прозрачная или матовая? Какого цвета? Были ли там печенье или конфеты маленького размера? А может это был батончик с мюсли?  Есть ли на упаковке сообщения о том, что содержит продукт и чего в нем нет? Сколько в нем калорий? А сахара? Есть ли белок?

А потом почитайте, ради интереса, список ингредиентов – они перечислены в порядке убывания. Первый ингредиент содержится в наибольшем количестве. Это сахар? Белая мука? Или все таки мюсли?   

 И напоследок 

 А чем перекусывают диетологи (Registered dietitians)? 

На вопрос NOLA Media Group отвечали registered dietitians Нового Орлеана. Были названы следующие перекусы:

-- творог с солью, помидорами и укропом

-- цельнозерновые крекеры с сальсой, авокадо и паштетом из черной фасоли

-- греческий йогурт с ложечкой меда

-- творог с льняным семенем,  ягодами и корицей

-- хлебцы с миндальной пастой

-- ржаные крекеры с козьим сыром и сушеным инжиром

-- хумус с печеным сладким перцем, ц/з пита, помидоры и зелень

-- ролл из нори, авокадо, огурца и рыбы

-- бутерброд с арахисовым маслом и горсть изюма

-- домашнее овсяное печенье со стаканом молока

-- тонкий ломтик хлеба с расплавленным сыром нежирных сортов, помидором и зеленью

Евгения Кобыляцкая, лицензированный диетолог (США).

 

Теги: еда

Читайте также

Комментировать Всего 10 комментариев

Очень интересно и вкусно. Я тоже люблю перекусы. И чтобы маленькими кусочками и с сознанием, что там нет ничего вредного и слишком калорийного. По поводу маленьких порций - это для того, чтобы подсознательно себя контролировать от переедания. Но, когда очень вкусно, это не срабатывает. И тогда получается, что несколько маленьких превращаются в одну большую. А потом - сожаление и самоосуждение:-))

В моей новой книжке будет подробно о том, как перекусывать, чтобы не было сожалений. Но придется уделить себе внимание. :-) Спасибо,  Татьяна, я рада, что Вы сочли материал интересным.:-) 

Спасибо Евгения. Будем ждать книгу как средство работы над собой:-))

Я рада. Очень. :-) :-) :-) Спасибо, что сказали:-) 

Никогда не перекусываю (исключение - поездки, командировки, когда нет возможности нормально поесть). Питаюсь 4 раза в день - завтрак в 0730 - 0800, обед в 1230 (на работу беру еду из дома, обязательно овощи, фрукты, мясо или птица или паста или рыба), в 4 часа - йогурт, или чай/кофе с сахаром или банан/яблоки, в 1930 - 2000 ужинаем всей семьей. В 2130-2200, "под ТВ", традиционный французский трявяной чай (без сахара).  

Результат - за последние лет 20 вес практически не изменился (ну может кг на пять, но в отпуске теряется)))  Всем очень советую такой режим питания.  

ИМХО главное - не переедать. 

Эту реплику поддерживают: Надежда Рогожина

Ну, маркетологи с их трюками вам не страшны :)

Нет, не страшны. Сама работала в маркетинге и знаю "эти их трюки" ))) Мне довольно трудно что-то впихнуть. Тому же учу и детей - не вестись слепо на рекламу. Хотя иногда реклама бывает познавательной. 

Вообще надо ко всему подходить разумно и немного критически.  Ну а еда во Франции - святое! и благодарность Богу, что есть возможность (все еще) кушать нормальные "живые" продукты. 

Давно. когда еще не была подписана,-мечтала вам много раз сказать   с п а с и б о!  

в Швеции о о о чень много уделяют внимания  здоровому питанию и ,в частности, перекусам... истинная шведка - это шведка,даже  в 80 лет не прибавившая ни грамма со школьных времен,с белыми белками глаз,с удовольствием плящущая и искренне радующаяся жизни,много путешествующая.... еще хочется рассказать - что когда шведка приходит домой с новорожденным- то на следущий ?! день уже   б е ж и т   с коляской.. бегом..  и - вернемся к питанию- четко и подробно пишут на пакетах с молоком ,с кефиром, - что и сколько полезно с чем употреблять, что кока-кола- ужас и ненужность... что просто вода- главный продукт.. и т д....    перекусывают,видимо,все... но вот   -   чем...  Еще раз, спасибо вам, жду ваших рассказов    почаще и поподробнее , плииз.....     

Благодарю, Алла, очень приятно, что вы разделяете мои интересы. Я буду писать про еду, конечно.  Есть масса тем и подтем связанных с едой и той работой, что она проделывает в организме. Я буду писать до тех пор пока везде не станет  так как у вас в Швеции. :)

Эту реплику поддерживают: alla fleming

Новости наших партнеров