Все записи
20:51  /  29.10.13

16547просмотров

Что заказать в кафе

+T -
Поделиться:

В человеке будто живут две личности: одна хочет быть красивой, здоровой и стройной,  а другая требует в кафе взбитых сливок с шоколадной стружкой, - поражаются специалисты служб здоровья. Иначе как объяснить то, что несмотря на:

свободный выбор продуктов,

 информацию о неблагоприятном эффекте лишнего веса на организм,   

 культ стройного тела в современном обществе и

естественное желание быть здоровыми и красивыми,

люди все равно ходят в кафе фастфуда, где заказывают огромные бургеры с большой порцией картофеля фри на обед и коктейль с мороженым в пол-литровом бокале на десерт.   

''Во всем виноваты социальные сети'', - полагает один эксперт. '' Прежде, чем позавтракать омлетом из трех яиц, беконом, сыром и майонезом в слоеном тесте, человек его  фотографирует, и все  друзья на ФБ и Инстаграме это видят.  А комментирует он свой выбор, примерно,  так:  ''Да, я знаю, что это очень жирно, калории зашкаливают и вообще мне этого нельзя, -  доктор запретил, но это так вкусно!'' ( NY Times, June 29, 2013).

Подобное сообщение  работает лучше любой рекламы. Люди знают, что это плохо, но, дело в том, что они не хотят быть хорошими. Они воспринимают  залитый жиром сэндвич  как озорство! 

С недавних пор, все сети американских ресторанов, повинуясь требованиям служб здоровья, включили в меню блюда без добавления жира и сахара. В любом кафе фастфуда теперь можно заказать  овощные салаты, курицу на гриле, йогурты, печеный картофель или овсяную кашу с орехами и сухофруктами.

Но салаты в Макдоналдсе составляют только 2-3% от общих продаж, несмотря на то, что им было уделено много времени и внимания. Свежие хрустящие овощи с  кусочками курицы на гриле или вкраплениями поджаренного бекона и крутым яйцом и впрямь хороши. Почему же они не популярны?

''Дело в сравнении'', - поясняет другой эксперт. -- Кто закажет жалкий белковый омлетик с салатиком, если в меню есть бургер с сыром и майонезом на белой булке? Контраст явно работает не в пользу белкового омлета. К тому же, другие посетители в это время активно запивают эти бургеры колой, и у вас создается впечатление, что это норма жизни. Людям свойственно делать то, что полагается в обществе нормальным и следовать толпе.

Если люди обедают в компании, то они обычно заказывают похожие блюда, не желая выделяться или привлекать к себе внимание оригинальным выбором. И им просто приятнее есть то же, что друзья.  (University of Illinois, news release, Oct. 2013).

''Людей прельщают огромные порции'',- полагает третий эксперт. --  В древние времена, вожак, старейшина и наиболее удачливые охотники  получали лучшие и самые большие куски. Это все еще сидит в подсознании. В одном эксперименте участников попросили на глаз определить социальный статус посетителей кафе. Интересно, что участники ''наделили'' высоким социальным статусом людей, которые заказывали большие порции.  

Огромные чашки с латте или капуччино и гигантские бургеры возвеличивают посетителя в собственных глазах и особенно популярны среди населения  с низким социальным статусом. В другом эксперименте, людям с низким социальным статусом сообщили, что мини-закуски обычно предлагаются на престижных событиях, и они сразу же наполнили тарелки маленькими тарталетками.

Этим знанием, конечно же, пользуются маркетологи. Учащийся школы менеджеров  обратил внимание, что в студенческом кафе название  молочно-фруктового коктейля различалось по размеру порции: ''Мини'', ''Средний'' и ''Сила''. В моменты, когда люди чувствуют себя неудачниками, испытывают бессилие что-либо изменить,  они едят  большие порции.   (Journal  of  Consumer Research,  October, 2011).

А может, проблема в неверно сформулированных сообщениях служб здоровья, - полагает четвертый эксперт.  Например, то, что ''нет плохих продуктов''.  Конечно, есть. Это продукты с высоким содержанием калорий  при полном отсутствии ценных веществ, например, чипсы и  сладкая газировка. В мороженом хоть есть немного кальция,  но жира и сахара столько, что они, практически, перечеркивают пользу.

А чего стоит сообщение с призывом «ограничить»? Оно вообще  не несет никакой ценной информации.  Например, ''ограничьте употребление алкоголя, жирных сортов мяса и сладостей''. Каждый понимает это по-своему.  Для кого-то ''ограничить'' означает съесть не половину теплого батона по дороге с работы, а только треть. Или не ежедневно съедать коробку мороженого, а только пять раз в неделю.

А  рекомендация « будьте реалистичными – вам все равно не удастся избежать соблазнов, так что позволяйте себе время от времени  все, что хотите - отведите душу» - и вовсе опасна.  Для одних это работает, а некоторых пищевых наркоманов в завязке это может вновь ввергнуть в пучину обжираловки.Человеку хорошо бы знать себя, свои склонности и возможную реакцию в подобных ситуациях. Человеку вообще хорошо бы знать больше о себе, о еде, которая его питает, и о той работе, которую она проделывает в организме.

Самого большого успеха в поддержании здорового веса, как раз добились люди, которые не боялись выйти из комфортной зоны. Им не было страшно отказать себе в чем-нибудь, потерпеть, пока организм не привыкнет к более подходящему для него стилю питания.  Кстати,  это  касается и  обучения, спорта, творчества, и, наверно, абсолютно всего. Если хочешь добиться успеха – выйди из комфортной зоны. (Huffington Post, October 29, 2013).

И аргумент, что  некоторые комфортные продукты - торты, плюшки и сардельки -  давно стали частью культуры и вызывают приятные воспоминания и ассоциации  – не принимается. Если человек взращен, скажем,  на Киевском торте, то не  обязательно этот торт есть при случае. Достаточно ему приветливо улыбнуться.  

А зачем вообще ходить в кафе, где столько соблазнов? Заказать в Макдоналдсе салат и йогурт – это все равно, что  придти в притон, сесть в уголке и читать молитвенник. Люди не воспринимают кафе и рестораны, как храм здоровья,  а наоборот – место, где можно оторваться.

Как зачем?  А что делать, если вы в дороге и голодны, времени в обрез, а кроме фастфуда рядом ничего нет и вы становитесь trapped customer – клиентом  поневоле. Если человека действительно заботит качество и количество его пищи, то он и закажет там салат, йогурт, печеный картофель…

''Вот тут вы как раз ошибаетесь'', - заявляет группа психологов, проведших серию экспериментов, связанных с наличием выбора в кафе.-- Именно люди привыкшие контролировать калорийность своего меню, в подобных местах подвергаются наибольшему соблазну.''

Евгения Кобыляцкая, лицензированный диетолог (США).

Продолжение

Окончание

Комментировать Всего 28 комментариев

Как долго Вас не было!

Я, наверное, счастливый человек... Потому что не испытывая никаких моральных мучений просто не люблю фастфуд, мороженое из коробок, глазированные цветным сладости:-) И во время обеда лучше я съем помидор с куском хлеба:-) Недавно мне мой старший сын сказал, что некоторым детям везет, их мамы любят колбасу и гамбургеры...:-) а вот моим, стало быть не повезло!

Они еще не понимают своего счастья. Родительский пример - мощная вещь.  Ответьте ему, что не гамбургерами определяется счастливое детство. :)

Эту реплику поддерживают: alla fleming

:-) ну, фастфуд все-таки у нас иногда бывает в рационе, пиццу сами дома часто готовим, да и вообще - углеводной пищи немало потребляем.

Не-а, не буду про гамбургеры сейчас говорить! Просто буду держать свою линию, пользуясь родительским авторитетом. Я вон как-то писала тут в комментариях, что дети тянули меня на стадион, а я "откупилась" от них пирожными:-)!

Евгения, пирожные были со сгущенкой, очень вкусные и из очень приличной кондитерской! Всяких неуважаемых сухих примесей и добавок в них если и было - то мало! Можно было еще откупиться планшетом и телевизорной индульгенцией, но они милостиво приняли пирожные и разрешили не бегать нам в тот вечер.:-) так себе педагогика, конечно, признаю - слаба есмь, одно оправдывает - не склонны мы к перевесу и к злоупотреблениям пирожными!

Эту реплику поддерживают: Лариса Гладкова, Надя Аль-Ахмед

иногда даже Евгения нам разрешиит, думаю )

Эту реплику поддерживают: Алия Гайса

Спасибо. Работы много было.

Уф!!! теперь я понимаю почему в августе через день ела гигантские сочники с творогом :-) так я поднимала свою самооценку!!!

(видимо, подняла нормально - потому что как раз вчера подумала что странно, что сочников больше не хочется. а ведь"не могла о них не думать" )

А я знаете, что подумала, Мария. Вот смотрите, заходит в кафе мужчина - в костюме, галстуке, импозантный, видно, что деловой. И вдруг заказывает кофе с крошечной тарталеткой...

Эту реплику поддерживают: Мария Маханова

но на стэйки это не распространяется, видимо )))

к стэйкам как к добыче отношение все равно.

Так если бы он заказал большой стейк, то это выглядело бы нормально в наших глазах.:-) 

Евгения, спасибо! Про инстаграм только, по-моему, как раз наоборот - люди чаще склонны фотографировать и выкладывать в соцсети листья салата с тушкой одинокой креветки, мол, смотрите, какой (точнее - какая) я молодец. Ну или это у меня выборка отличается от выборки нью-йоркского эксперта)))

Это вы с правильными людьми дружите, Татьяна. Можно и со мной там подружиться, у меня есть тэг на сбалансированную еду.       http://web.stagram.com/tag/balancedmealfriend_horatio/

С детства верю: та еда полезна, КОТОРОЙ САМОЙ нравится, что ты ее ешь :-)

Ого! Тут можно в разные стороны думать. А какой еде вы нравитесь, Наташа, , если не секрет?

Эту реплику поддерживают: Ирина Громова

Вынуждена извиниться: вопрос следует задать не мне, а еде. :-) Я могу только чувстсвовать (иногда) :-)

Рассказали бы о каких-нибудь моментах, а? Интересно же. :-) 

Евгения, ИМХО, вы приводите примеры из американской жизни, все-таки в Европе (особенно, в средиземноморских странах)  вкусы разнятся, а пищевые пристрастия очень отличаются от американских. Для примера, порции в МакДо:  в ВелБритании они значительно больше, чем во Франции, а уж одним американским меню фаст-фуда можно накормить как мин, трех французов/итальянцев. Это при том, что и во Франции, и в Италии, и в Испании люди знают толк в еде, едят с удовольствием, едят много и вкусно.А во Франции вообще существует культ приема пищи.

При этом, конечно же, полные и очень полные люди есть везде. Но, опять-таки, в Европе, их меньше.  

Я уже наверное писала, но повторюсь, что во Франции преоблаает "традиционный" 4-х разовый  режим питания, который, на мой взгляд, наиболее оптимален:

Завтрак (7-8 утра) - кофе /кофе с молоком, кусок хлеба с маслом и джемом, апельсиновый сок или йогурт; или мюсли/хлопья с молоком.

Обед - (12-12:30) - обязательный зеленый салат, мясное/рыбное блюдо, или птица, иногда небольшой дессерт, кофе. М.б. 1дц вина.

"Чай"/полдник - (16:00-16:30) - действительно чай с кусочком кекса/ пирога с фруктами (фактически запеченные в духовке яблоки/груши/сливы/абрикосы на тонком листе слоеного теста)    

Ужин (1900 - 2000) овощной суп/ спагетти болоньез/ ризотто, "большой салат" (зеленый салат с отварным яйцом  и крутоном), "большой" омлет (с грибами или ветчиноой). Йогурт или сыр. 

Перед сном - тизан (травяной чай). 

В кафе/ресторанах порции "деликатные", хотя чем дешеле заведение, тем больше порции. )))) 

Я вообще-то полагаю, что мои примеры универсальны. :)

А  французский парадокс прекрасен :) Онем я здесь писала когда-то. 

http://www.vseproves.com/articles/french.html

Спасибо вам за такой подробный и вкусный комментарий.

Эту реплику поддерживают: Christina Brandes-Barbier de Boymont

"Я вообще-то полагаю, что мои примеры универсальны."

Скорее всего, меня ввели в заблуждение источники, на которые вы ссылаетесь: 

- NY Times, June 29, 2013

- University of Illinois, news release, Oct. 2013

- Journal  of  Consumer Research,  October, 2011

- Huffington Post, October 29, 2013

и конечно же, "канадец" МакДональдс)) 

напр. вот такие интересные статьи из европейских источников (может быть вам будет интересно) 

"Nutrition education in the sociocultural and family context" (REVISTA ESPANOLA DE NUTRICION COMUNITARIA-SPANISH JOURNAL OF COMMUNITY NUTRITION)

"Nutrition education in schools: evaluation of a teaching method "La Main a la Pate" ( Journal: Santé publique / Vandoeuvre-lès-Nancy, France)

Или вот о греческом режиме питания:  http://www.newwinesofgreece.com/fr_le_ragime_alimentaire_grec.html

Эту реплику поддерживают: Евгения Кобыляцкая

Мне безусловно все интересно. Оосбенно про Nutrition education in schools.

Эту реплику поддерживают: Christina Brandes-Barbier de Boymont

Спасибо за сноску на статью. Все так и есть, как описано. Особенно порадовалл следующий пассаж:

"Парадокс туалетной бумаги был отмечен в статье особо: во Франции упаковки еды меньше, а туалетная бумага - шире. Культурная нация" )))) 

Евгения, простите за настойчивость. А есть ли какие-нибудь исследования, связанные с "пищевым поведением" в России (или на пост-Советском пространстве) ? Насколько я знаю, были какие-то исследования в СССР в 60-70гг. А после этого? А в последнее десятилетие? Или эта тема (как многие другие) - полностью заброшена из-за "экономической невыгодности"? Спасибо заранее!   

Нет. Их, к сожалению,  не существует. Tолько Америка, Европа и  Япония.  Здесь.  pubmed.org

Спасибо еще раз! Так и знала.......