Все записи
16:31  /  31.10.13

17222просмотра

Что заказать в кафе, продолжение

+T -
Поделиться:

Начало

Долгосрочная цель, например, удержать нормальный вес и/или достичь оптимального здоровья, предусматривает контроль качества и количества пищи. И для многих это становится нормой жизни. Однако, слойка с кремом в кафе  - этой цели не способствует, потому что там много калорий и все пустые. Знание о калорийности блюд и составе продуктов,  безусловно, отличный инструмент в борьбе с лишним весом,  но его недостаточно.

  Для того, чтобы  устоять перед искушением, требуется включить  глубокий и сложный механизм – самоконтроль.  Во-первых, нужно вспомнить о долгосрочной цели.  Во-вторых, извлечь из сознания  причину,  почему это важно. И, наконец, выбрать способ борьбы:  уйти, отвлечься или найти замену.  Все это требует серьезных усилий сознания и времени.  

И когда такой человек приходит в кафе,  реклама которого обещает  ''вкусные и здоровые блюда'',  и, да, они действительно там есть, но,  есть еще другие…  и среди них та самая слойка с кремом…  то она может оказаться на тарелке раньше включения всех параметров самоконтроля.      

Те, кого это не касается, могут посочувствовать, потому что в наш век  человек с высоким уровнем самоконтроля,  сталкивается с подобными соблазнами на каждом шагу.  

Мало того, у подсознания есть свои методы сопротивления самоконтролю.  

Серия психологических экспериментов показала следующее. Когда эти люди попадают в место, где в наличии только очень жирная и неполезная еда, то они ее либо едят ограничивая порции, либо вообще ничего не едят. То есть, продолжают себя контролировать. Но стоит им попасть в кафе или на вечеринку, где наряду с жирной и вредной пищей имеются полезные и низкокалорийные блюда, то они едят жирное и много. То есть, именно наличие в меню свежего салата побуждает их немедленно съесть жареные в тесте сосиски.  ( Journal of Consumer Research, 36 (3), 2009).

Группа психологов обозначила этот феномен как «мнимое выполнение цели''.  Например, человек решил экономить деньги, чтобы отложить на  пенсию, для чего открыл специальный счет в банке. И с чувством выполненного долга позволил себе новые траты. Сам факт наличия этого счета будто дает ему на это право.   

Другой пример. Человек решил заняться спортом  и приобрел абонемент в спортзал.  В его сознании –  что-то хорошее уже совершено.  И стал съедать не одну шоколадку в день, а две, несмотря на то, что абонементом ни разу не воспользовался.

Или же человек  купил пучок зелени, решив обогатить свое меню мощными антиоксидантами. Но зелень завяла в холодильнике – и он с чистой совестью ее выбросил. 

Один только факт посещения ''здорового'' кафе дает ложное ощущение выполненной миссии. 

Более того, если кафе рекламирует наличие здоровых и/или диетических блюд,  то это усыпляет бдительность посетителя, и он может недооценить калорийность своего заказа. При отсутствии  рекламы здоровых блюд, посетитель остается настороже и  продумывает свой заказ тщательнее. ( Journal of Consumer Research, 34 (3), 301–14). 

Пищевые компании охотно обеспечивают бесплатной кормежкой конференции диетологов. Да еще и снабжают их  образцами продукции. На завтрак обычно бывают всевозможные фрукты, цельнозерновые булочки, сыр, йогурты, ореховые кексы, чай, кофе.

Но однажды я оказалась на конференции администраторов. Проходила она в отеле-курорте, в северной части штата Нью-Йорк. Отель был роскошный:  концертные залы, рестораны, казино, солярии и  массажные салоны. А вокруг - на много миль  - пустота.

Как образцовый жаворонок,  в шесть утра я вышла позавтракать. В это время работали  только киоски, а в них…  всевозможные пирожные, глазированные пончики с кремом и чизкейки. Причем, все это гигантского нашего американского размера.  

Над сладкоежками в завязке  всегда тяготеет угроза срыва. К тому же, после подобного завтрака, целый день будет хотеться сладкого и жирного, а, возможно и не один день.  И я решила выйти за пределы отеля, в надежде найти магазин с нормальными продуктами. Не успела отойти и ста метров от территории, как на меня напали гигантские комары, и я в ужасе забежала обратно,  поняв,  что попалась. Я – trapped customer, клиент в ловушке. Я голодна. А кроме кондитерских изделий есть нечего. Ситуация просто вынуждала меня купить слойку.    

Это утро будто было продолжением кошмарного сна,  и я до сих пор вспоминаю его с содроганием.  Я печально бродила среди киосков с гигантскими пончиками и чизкейками, пока, наконец, около десяти часов, открылось кафе. Там был примерно такой же ассортимент, как в киосках, но мне все же удалось добыть яичницу с бубликом, белым, правда, о ржаном или цельнозерновом они и не слышали.

Согласно этому исследованию,  если бы в киосках наряду с пирожными и пончиками продавалась бы, скажем, овсяная каша,  то угроза потери контроля была бы куда сильнее.  Зафиксировав наличие каши, мнимо выполнив цель, я  со спокойной совестью купила бы пончик.

Возможно, вы полагаете, что это слишком тонкая психология, и вас не касается. Ваш выбор всегда продуман и просчитан. Вы выбираете, что вам есть в любой ситуации при любом раскладе. Вы, а не владельцы кафе, рекламодатели и маркетологи.  Вы и никто другой решаете, когда воздержаться от соблазна, а когда ему уступить.

***

Так что же делать, - недоумевают службы здоровья, --  если столь доброе начинание - наличие в кафе салатов только увеличивает продажу гамбургеров и кока-колы? Неужели нельзя использовать особенности психики человека для его же пользы? Что сделать, чтобы он все-таки купил салат? 

Евгения Кобыляцкая, лицензированный диетолог (США).

Окончание

Комментировать Всего 2 комментария

Конечно сложно удержаться, но установка на похудение подсознательно всегда будет влиять на выбор. Я очень люблю французские круассаны, но сначала предпочту съесть немного салата или йогурт, а потом уже круассан. И тогда это будет один круассан, а не два и не три.

Чтобы проще было удержаться и себя контролировать, возможно реже надо ходить в кафе и рестораны:-))  

Эту реплику поддерживают: Евгения Кобыляцкая

О, вы практикуете самоконтроль!  Прекрасный метод вы описали и отлично, что для вас он работает.

Эту реплику поддерживают: Татьяна Сергеева