Все записи
МОЙ ВЫБОР 18:49  /  14.01.20

376просмотров

Национальные подарки или как Новый год встретишь, так тебе и надо!

+T -
Поделиться:

Каждый год перед боем курантов мы ждем «новогодних сюрпризов», итогов уходящего от главного деда мороза страны - Президента. В этом году раздача несколько растянулась, так как все заинтересованные лица готовятся к ежегодному посланию Президента Российской Федерации Федеральному собранию, которое состоится уже завтра - 15 января.

Но тем не менее основные достижения года по общей инвестиционной политике на благо и во имя национальных проектов уже подведены. И по ним можно судить исходя из двух событий, состоявшихся накануне: встреча в Кремле с представителями бизнес сообществом и заседание Совета при Президенте по стратегическому развитию и национальным проектам.

Итоги получились противоречивые, под общим трендом статистики, собранной Федеральной службой охраны (ФСО). Что уже говорит о многом, буквально в трех пунктах:

  1. Нацпроекты не смогли стать системными инструментами решения текущих проблем по всем сферам от медицины до экологии, особенно до экологии. Решаются какие-то конкретные, единичные задачи, но комплексно ситуация не меняется. В итоге, чтобы окончательно не портить статистику - работу по нацпроектам фактически приостановили, продолжив перераспределение средств, при полном отсутствии инициатив со стороны регионов.
  2. Неритмичность финансирования нацпроектов, негибкость механизма. На проекты выделяются беспрецедентные суммы. Однако процедуры бюджетирования громоздкие и забюрократизированные. Ресурсы осваиваются неритмично, смещаются на конец года.
  3. В реальности работа над задачами Майского указа превратилась в неповоротливую бюрократическую машину, которую контролируют десятки органов власти. Заставляя отчитываться и контролировать, информировать и докладывать, согласовывать и утверждать.

В ответ, в негласном диалоге с самим собой Президент в который раз, тихим, но вкрадчивым голосом предложил сконцентрироваться на следующих решениях:

  1. Переход к проектному менеджменту, через диалог с регионами и муниципалитетами на уровне четкого межведомственного взаимодействия и постоянного роста профессионализма.
  2. Полное вовлечение всего отечественного от промышленности до сферы IT, где нацпроекты выступают как инструмент стимулирования отечественного производителя.
  3. Так как статистика даже с учетом вовлечения ФСО не радует, не стоит концентрировать усилия на корректировке самих целевых показателях проектов. Данные должны быть объективными, не подстраивая жизнь под отчетные показатели, а трансформировать ее (жизнь) для их достижения.
  4. Усиление информационного сопровождение содеянного, на что будут отдельно выделены средства.
  5. Главным итогом национальных проектов должны стать реальные перемены в жизни людей!

Добавим к этому цели по освоение российскими компаниями новых рынков внутри страны и за нашими границами, через улучшение делового климата и упрощение административных процедур.

Бесспорно, проблемы и решения, выделенные Президентом не просто правильные, а даже актуальные. И нам также хотелось бы верить, что на правительственном уровне, например, привлечется федеральный орган исполнительной власти, который станет проектным офисом под стать Аналитическому центру при Правительстве РФ, для целей координации деятельности всех участников реализации и подготовки работы по Майскому указу. Где будет выдержана логика четкого симбиоза от вице-премьеров и министерств — до конкретных субъектов и муниципалитетов. По мнению многих таким интегратором должно стать Минэкономразвития России.

Но есть одно «но», которое в том числе мешает воплотить намеченные мечты, а именно – постоянная конкуренция между ведомствами, противодействие, которое отражается не только на целях, но и на самих делах.

В упомянутой нами встрече с представителями деловых кругов 25 декабря обсуждали утвержденные заранее темы: «инвестиционный кодекс для бизнеса» и «регуляторную гильотину». По факту последней, сроки несколько раз переносились, сейчас речь идет о конце уже 2020 года. Новые проекты законов должны появляться параллельно с вырубкой устаревших и таким образом снижать административную нагрузку на бизнес, устранять недочеты прежних редакций, фокусироваться на четких понятиях и нормах, сокращая тем самым возможности для произвола надзорных ведомств.

На деле, продолжая логику обсуждаемых Президентом и бизнесом тем, с весны текущего года мы стали зрителем противодействия двух министерств по подготовке главного инвестиционного закона страны, инвестиционного кодекса - проекта Федерального закона «О защите и поощрении капиталовложений и развитии инвестиционной деятельности в Российской Федерации» (Проект). Сейчас документ готовят ко второму и сразу третьем чтению, которые должны пройти до весны текущего года.

Пока по очкам выигрывает итоговый автор документа - Минфин России и прильнувший в качестве основного исполнителя ВЭБ РФ. На стороне Минэкономразвития России большинство профессионального сообщества, крупнейшие банки и компании , в том числе в лице РСПП.

И вот тут наиболее ярко можно проследить, на сколько текущие авторы поддерживают вышеперечисленные чаяния Президента о снижении бюрократизации процедур, повышению инвестиционной привлекательности в том числе и для иностранных инвесторов, а на сколько все же преследуют более локальные интересы.

Наряду с общими положениями о гарантиях субъектов инвестиционной деятельности, Проект предполагает установление и целого ряда существенных ограничений и запретов, а также административных процедур, которые фактически выступают дополнительными административными барьерами на пути инвесторов, если тезисно:

  1. Ограничение механизмов государственной поддержки инвестиционных проектов, что ставит под сомнение законность и применимость существующих, но не обозначенных в законопроекте механизмов.
  2. Навязывание жёстких критериев отбора проектов: использование абстрактно сформулированных критериев, что существенно осложняет и бюрократизирует процесс.
  3. Введение дополнительных административных барьеров, через ввод дополнительных процедур проверки проектов, в т.ч. финансовый аудит в лице ВЭБ. РФ., помимо уже установленных действующим законодательством.
  4. Прямой запрет на участие иностранных компаний в вышеописанных процедурах и механизмах инвестиций.
  5. Введение требовании к собственным инвестициям, необходимым для получения господдержки, не относя акционерные займы к собственным инвестициям инвестора.
  6. Необходимость в приоритете в налоговых поступлениях по инвестпроекту перед госинвестициями, что ставит под угрозу реализацию, например, социально настроенные проекты, которые будет просто невозможно поддержать.
  7. И т.д.

Цель Проекта, по мнению разработчиков, привлечь инвестиции в экономику России в размере не менее 30 трлн. рублей. Планируется заключать 150 соглашений о защите капиталовложений ежегодно на 7–10 трлн. рублей. вплоть до 2030 года. Сам смысл таких «барьеров» Минфин объясняет «возможностью возникновения бюджетных рисков», но фактически речь идет о желании получения дополнительного контроля и первенства.

Бесспорно, если на уровне основополагающих проектов законов прослеживаются такие противоречивые подходы, что можно говорить о подзаконных актах и менее стратегических целях. Даже если такие цели поставлены Президентом.

Россия — самая большая страна на планете, а чем больше страна, тем больше проблем...и тем больше противоречий, особенно когда доходит до дела.