Мне кажется, поиск национальных символов – это какая-то вечная тема в нашей стране, достаточно вспомнить роман Виктора Пелевина, в котором пиарщику Вавилену Татарскому поручают разработать русскую национальную идею. Таксист, с которым знакомится главный герой, формулирует ее так: «Мне бы на бензин заработать да на хань. А там — что Дудаев, что Мудаев, лишь бы лично меня мордой об стол не били». По-своему справедливо.

Неудивительно, что в России все время проводится огромное количество конкурсов, нацеленных на поиск новых национальных символов. Над разрешением этой проблемы бьются лучшие умы страны: многочисленные специалисты в сфере брендинга (и бренд-билдинга), рекламщики и прочие криэйторы.

Так, сейчас, с 1 декабря по 1 марта, проводится конкурс арт-концепций «Национальная идея России». Его суть проста: каждый житель нашей страны может оформить свое видение этого вопроса в письменном виде, а затем победитель получает возможность лицезреть некое произведение искусства, основанное на его образе, на Венецианской Биеннале. Вот некоторые проекты участников конкурса: бурый медведь с планшетником в лапах, «навозная куча — русский щит (так как основу плодородной почвы составляет навоз, на английском языке — shit)», российский заграничный паспорт с открытой шенгенской визой, человек, высекающий себя из камня и осовремененная русская избушка на курьих ножках.

Впрочем, уже определились и первые победители конкурса – первым претендентом на выход в short-лист стал ПОРТРЕТ МИХАИЛА ЛОМОНОСОВА, НАПИСАННЫЙ НЕФТЬЮ. Сам автор объясняет свою «концепцию» так: «Ломоносов — наше все, а нефть — главная материальная «валюта» нашей страны».

Ну как вам скромные попытки наших современных инженеров человеческих душ ответить на вечный вопрос: что же такое русская национальная идея? Мне кажется, что все они заранее обречены на поражение по одной очень простой причине: всех их объединяет искусственное происхождение. Все же некий принцип, рассматриваемый как стержень менталитета, это не цыпленок, которого можно вырастить в инкубаторе. Он должен иметь только естественные корни, которые уже нашли свое отражение в русской культуре и, особенно, в русской литературе. Яркий пример, слова Достоевского: «Высшая и самая характерная черта нашего народа — это чувство справедливости и жажда ее». Чем вам не слоган из культового фильма Брат-2 «Сила в правде»? Словом, не надо изобретать велосипед. Портреты национальной идеи должны писаться не нефтью, а кровью.