Раньше я всегда шутила, что именно литература сделала из обезьяны человека. Впрочем, я не знала, что однажды это ироничное замечание станет пророческим: в польском зоопарке в качестве эксперимента стали читать орангутангам книжки, чтобы тем самым удержать их от хулиганства. Самое удивительное, что автором затеи удалось добиться положительных результатов! Обезьяны с интересом слушают,  как им читают книги, причем у них даже проявились свои литературные вкусы: так, самец категорически не приемлет любовную беллетристику.

Эта забавная новость натолкнула меня на серьезную мысль: стоит ли вводить обязательную практику «чтения вслух» детям? Понятное дело, все учащиеся проходят через это в школах, однако, согласитесь, этого мало.

Я сразу вспоминаю культ литературных салонов (которые существовали и в 30-х годах XX столетия!) и традиции чтения вслух в больших компаниях в дореволюционной России. Было бы здорово, если бы такие собрания если бы не заменили, то хотя бы дополнили семейный просмотр воскресных ток-шоу! Чтение должно стать новым телевизором.

Но как сделать так, чтобы эта практика не вызвала у молодых людей отторжение? Наверное, на этот вопрос может быть дан только один ответ: она не должна насаждаться сверху в качестве «обязаловки». Как этого добиться? Наверное, сами взрослые должны подавать пример – скажем, устраивая небольшие литературные вечера.

Впрочем, есть и более действенный и динамичный метод: яд телевизора надо выводить постепенно, по каплям. Можно начать заменять дебильные ток-шоу какими-нибудь простенькими книжками. Типа вот этой – «Дом – 2. Роман с Бузовой. История самой красивой любви».

Не надо строить пренебрежительные гримасы! Надо начинать с малого! Главное, чтобы люди научились воспринимать информацию посредством чтения. Следующий этап после создания книжек на основе телевизионных программ – переход к детективам и фэнтази. Кто знает, может следующим этапом будет освоение таких сомнительных высот, как Дэн Браун и Пауло Коэльо…

Цель оправдывает средства. Аминь.