Все записи
08:15  /  23.04.19

1814просмотров

Как за вменяемые деньги отдохнуть не хуже, чем на яхте Абрамовича? Часть 5. Италия. Флоренция

+T -
Поделиться:

Часть 1. Испания. Барселона

Часть 2. Испания. Пальма-де-Майорка

Часть 3. Франция. Марсель

Часть 4. Италия. Пиза

Что ж, едем во Флоренцию! Туда по прямой всего 69 км, но наш водитель предпочитает ехать по дороге, а это на 13 км дальше!

Что делать во Флоренции один день — непонятно, а уж полдня — и подавно! Флоренция настолько удивительный город, что по нему можно просто ходить с открытым ртом — столько великолепия на квадратный километр, пожалуй, нет нигде в мире! А если взять портреты всех великих, кто здесь жил и творил — художников, скульпторов, архитекторов, писателей, поэтов, политиков и т. д., — то нужно будет открывать вторую галерею Уффици. Хотя, она уже открыта. Но об этом — чуть позднее. Этому городу посвящены огромные тома историков, искусствоведов и даже детективные романы. Если всему, что заслуживает внимания во Флоренции, уделить лишь одну строчку, то уже получится немалых размеров фолиант, где имя автора не будет иметь никакого значения, ибо что может превзойти саму историю?! Так что давайте просто пройдемся по выдающемуся городу, наслаждаясь разбросанными по нему бесценными архитектурными и художественными бриллиантами, пока наш шофер снова не подал красноречивый знак…

Если говорить про Флоренцию, то начинать надо с семейства Медичи, чьи представители не просто здесь правили с XIII по XVIII век, но и становились римскими папами — аж четверо: Лев X, Пий IV, Климент VII, Лев XI. Или, например, королевами Франции, как Екатерина Медичи и Мария Медичи. Если забыть про повсеместно популярные в то время заговоры, отравления ядом и другое подобное вероломство, то именно клан Медичи можно поблагодарить за то великолепие, которое мы лицезреем сегодня во Флоренции. Благодаря меценатству Медичи миру стали известны имена многих великих маэстро эпохи Возрождения. В 59 г. до н. э. Флоренция была римским военным лагерем и претерпела множество пертурбаций на своем веку, но когда власть перешла к династии Медичи, то политическая роль города резко возросла, а как культурный центр он вообще, можно сказать, просто выиграл итальянскую Серию А. И в этом нет ничего удивительного, ведь за родину эпохи Возрождения выступали такие разносторонние мастера, как Микеланджело, Леонардо да Винчи (кому отдать капитанскую повязку?!), Рафаэль, Боттичелли, Донателло, Джотто, Мазаччо, Боккаччо, Вазари, Фра Анджелико, Бенвенуто Челлини, Данте Алигьери, Петрарка, Брунеллески, Макиавелли, Америго Веспуччи, Савонарола и многие еще… Каждый из них — это ведь «какая глыба!» — позаимствуем слова Ульянова-Ленина о Льве Толстом.

Именно после посещения Флоренции чрезвычайно восторженным и чувствительным писателем Стендалем мировая психология обогатилось термином «Синдром Стендаля»: «Психическое расстройство, характеризующееся частым сердцебиением, головокружением и галлюцинациями. Данная симптоматика проявляется, когда человек находится под воздействием произведений изобразительного искусства, поэтому нередко синдром возникает в месте их сосредоточения — музеях, картинных галереях». Вот как тогда описал свое состояние сам автор знаменитого романа «Красное и черное»: «Когда я выходил из церкви Святого Креста, у меня забилось сердце, мне показалось, что иссяк источник жизни, я шёл, боясь рухнуть на землю… Я видел шедевры искусства, порожденные энергией страсти, после чего все стало бессмысленным, маленьким, ограниченным, так, когда ветер страстей перестает надувать паруса, которые толкают вперед человеческую душу, тогда она становится лишённой страстей, а значит, пороков и добродетелей»…

Учитывая, что дворцов, соборов, часовен, баптистерий здесь не счесть, давайте для разминки познакомимся с весьма колоритным флорентийским феноменом — Понте Веккьо (Ponte Vecchio), что в переводе означает просто Старый Мост. Мост действительно старый — построен был еще в 1345 году и с тех пор сохранил свой первоначальный вид! Это самый старый мост в Европе. Уникальность его в том, что это не просто обычный мост, выполняющий свою главную функцию — связать собой два берега реки, в данном случае — реки Арно. На этом мосту стоят… жилые дома! В мире есть еще несколько мостов с подобной опцией, но Понте Веккьо самый удивительный — и внешне, и в историческом плане.

Изначально, на мосту торговали всем подряд. Но спустя некоторое время, в 1442 г. власти Флоренции решили перенести сюда лавки мясников и торговцев рыбой, реагируя тем самым на общественное мнение знати, возмущенной отвратительным запахом, исходящим от скоропортящегося товара возле их домов, где он продавался издавна, исходя из маркетинговой стратегии — быть поближе к состоятельному клиенту. Мост же был выбран также логично — благодаря наличию реки, куда благополучно можно было бы сбрасывать отходы. Представляете, если бы тогда в Арно завелась хотя бы парочка пираний?! Вскоре за мостом закрепилась слава самого вонючего моста из всех известных в мире. При этом был он относительно скромных размеров, а мясников с продавцами рыбы во Флоренции, на тот момент уже весьма влиятельном городе с внушительной прослойкой богатого населения, регулярно требующего всевозможные виды мяса и рыбы, — немало.

Учитывая конкуренцию, городские власти разделили мост на 38 участков, объявили торги, и выкупившие место торговые люди начали обосновываться на мосту, строя маленькие каморки, в которых они хранили товар и жили сами. Затем их стали надстраивать. Некоторые постройки из-за нехватки места вообще уже выпирали с моста и удерживались над водой специальными кронштейнами. Торговля шла бойкая — из-за прилавков, из окошек и дверей лавок. Для наращивания торговли нужны были деньги, ростовщики, предоставлявшие кредит, процветали. К тому, кто не успевал расплатиться в срок, приходили стражники и ломали прилавок, который чинить запрещалось, соответственно, владелец бизнеса разорялся. Так в мировой лексикон вошло слово банкрот: «banca rotta» — сломанный прилавок. Туристы должны быть благодарны первым банкротам, т. к. только таким образом на трети моста освободился вид на реку, и получилось нечто похожее на смотровую площадку.

Все шло своим чередом, пока в 1565 г. герцог Тосканский Козимо Медичи не приказал построить коридор, который бы соединял Палаццо Веккьо (Palazzo Vechio) — одну свою резиденцию, сооруженную еще в 1314 г., с другой — Палаццо Питти (Palazzo Pitti), введенной в эксплуатацию в 1464 году. Планировалась свадьба старшего сына герцога Франческо I с принцессой Иоанной Австрийской, младшей дочерью императора Фердинанда I. Годом ранее, после смерти жены и чуть позднее — двух своих маленьких сыновей (не станем приводить причины), герцог так и не смог прийти в себя и найти силы для ведения государственных дел. Поэтому он отрекся от престола в пользу Франческо I, назначив его регентом, а сам перебрался в Палаццо Веккьо. Сыну с невестой, соответственно, доставался Палаццо Питти. Но новые государственные обязанности потребовали бы частого присутствия Франческо I во дворце правительства — Палаццо Синьории, как еще называли Палаццо Веккьо, и в находившимся рядом административном здании — Уффици. Породнение же с Габсбургами очень много значило для престижа семейства Медичи, и, соответственно, накладывало на молодого правителя дополнительные обязательства.

Козимо I всю свою жизнь провел, опасаясь заговоров и покушений, и не без оснований — в молодости ему удалось избежать их несколько, а одно — так просто организованное родственниками. Несмотря на то, что герцога Медичи ценил и уважал сам Папа Римский, как и Император Карл V, жители собственного города, бывшего независимой республикой до 1532 г., считали его тираном и соответственно — ненавидели. Постоянно находившегося под охраной небольшой армии швейцарских телохранителей, Козимо I, естественно, беспокоила и была для него первостепенной безопасность собственного сына, которого еще неизвестно, как примет народ. Чтобы избежать толпы и, возможно, скрывающихся в ней убийц, во время ежедневного передвижения по городу и, особенно, по мосту, месту весьма узкому и потенциально всегда опасному, где у мясников и продавцов рыбы весьма острые ножи, он и придумал построить тайный переход. Это сейчас легко перекрывается любое движение на пути первого лица, а в те времена это было сделать непросто и как-то не принято.

Уникальная в своем роде стройка была поручена известному живописцу и архитектору Джорджо Вазари. Всего за 5 месяцев Вазари смог соорудить коридор, носящий теперь его имя (Corridoio Vasariano), длиной в 750 м, который протянулся от Палаццо Веккьо до галереи Уффици, оттуда над арками вдоль реки до Понте Веккьо и над ним, затем через жилые дома и т. д. — до Палаццо Питти. До нашего времени коридор хоть и реставрировался много раз, но первоначального облика не потерял. Для того, чтобы понять, насколько это удивительное сооружение, нужно просто посмотреть его схему в интернете, потому что на месте оценить это в полной мере не удастся. Например, было даже предусмотрено невидимое для посетителей церкви присутствие герцога на службе в Церкви Санта Феличита — часть коридора проходила вдоль стены церкви, и там было прорезано окно-балкон.

Увы, Козимо I Медичи с удовольствием пользовался коридором относительно недолго — до своей кончины в 1574 году. А через тринадцать лет за ним последовал и его наследник, который за это время успел похоронить свою австрийскую жену Иоанну, обстоятельства смерти которой весьма подозрительны, и жениться на своей давней любовнице Бьянке. Будет, видимо, излишним сказать, что одновременная смерть Франческо, которому на тот момент было 46 лет, и его жены, стали одной из самых загадочных в истории. Хотя в тот 1587 г. во Флоренции свирепствовала малярия, симптомы их болезни были совсем другими. Странный недуг их поразил после встречи с братом Франческо, Фердинандо, уже в 14 лет ставшим кардиналом. А как нам хорошо известно из истории — если на сцене появляется кардинал, как минимум жди заговора. Ну, а если у кардинала фамилия Медичи…

Таким образом, новым правителем Тосканы стал Фердинандо I, и именно его должны благодарить миллионы гостей Флоренции за то, что вместо мясных лавок на Понте Веккьо обосновались ювелиры. У этого выселения была одна из трех причин, а может, и все сразу: Фердинандо (у нас его часто называют Фердинанд, но итальянское написание имени — Ferdinando, так что будем придерживаться оригинала) был слишком чувствителен к запаху протухшего мяса и рыбы, который пропитал коридор над мостом. Фердинанд через потайные окошки в коридоре над мостом подслушивал разговоры торговцев и покупателей, которые, обсуждая политику, лихо проходились по личности правителя. Наконец, самая веселая версия связана с дочерью Фердинанда — Элеонорой, которой, если сопоставить дату рождения и год изгнания мясников с моста, было на тот момент два года. Несмотря на это есть гипотеза, что юный и, видимо, очень способный ребенок, проходя по коридору, слышал специфические диалоги на мосту, отдельные ёмкие слова из которых он стал употреблять в разговоре с родными, чем поверг членов семьи в ужас.

Как бы то ни было, в 1593 г. всех продавцов мяса и рыбы с моста изгоняют, а на их место приглашают ювелиров. И неспроста именно их. Дело в том, что аренда во Флоренции всегда была чрезвычайно высока, а за каморки на мосту мясники платили еще больше. Но когда место на Понте Веккьо предложили ювелирам — цены предварительно удвоили…

Изменение ассортиментного ряда повлекло за собой смену клиентуры. Если раньше за продовольствием ходили поварихи, служанки состоятельных семей или простые граждане, то теперь пошла солидная публика. Разговоры о политике прекратились, опасный вольнодумный очаг был потушен. Понте Веккьо стали называть Золотым мостом. Легендарной остается лавка семейства Peccini, одна из первых, открытых в то время. Более 400 лет члены семьи сохраняют свой бизнес! Другие магазинчики переходили из рук в руки, но внешний вид у всех торговых точек с конца XVI века остался практически без изменений. Во время страшного наводнения 1966 года, когда обычно сонная, мирная Арно вдруг поднялась на несколько метров, практически все лавки на мосту оказались затоплены и значительную часть всевозможного золотого товара просто смыло. Несколько лет золото искали под мостом и вниз по реке, но безрезультатно. С тех пор часть реки Арно под Понте Веккьо называют «золотым дном».

Но вернемся к коридору. Это был не просто потайной ход. Хотя мы, если честно, так и не поняли, как строился этот длиннющий коридор, особенно над мостом, вечно забитым народом, так, что никто ничего не понял?! Тем не менее, он считается секретным. И даже в супершпионском романе Дэна Брауна «Инферно» коридор играет немаловажную роль. Окруженные агентами-убийцами, профессор Лэнгдон и его случайная напарница медсестра Сиенна Брукс находят невыразительную дверь в саду Боболи (Giardino di Boboli) рядом с дворцом Питти и по коридору попадают в палаццо Веккьо, при этом пройдя через Понте Веккьо над головой ожидавшей их засады. Вот, оказывается, как полезно хорошо знать историю — браво, Дэн Браун!

Помимо своей более-менее секретной функции Коридор Вазари постепенно превратился в пинакотеку. Мы помним, что семейство Медичи покровительствовало многим художникам, те же, в знак благодарности, дарили меценатам свои произведения, включая автопортреты. До превращения офисного здания Уффици в музей оставалось еще лет пятнадцать. Во дворцах места для картин уже практически не оставалось. Таким образом, новые живописные приобретения или подношения стали развешивать в только что построенном коридоре, благо доступ в него был только у членов семьи и у некоторых самых знатных персон.

В настоящее время в Коридоре Вазари, который давно стал частью Галереи Уффици, находятся около 1500 автопортретов — самого Вазари, Рафаэля, Рубенса, Веласкеса, Гольбейна, Беллини. Среди них оказались и наши соотечественники — Кустодиев. Кипренский. А также чуть более 700 полотен, авторство которых принадлежит Леонардо да Винчи, Тициану, близких нам — Айвазовскому с Шагалом и т. д.

В одной из частей Коридора размещены фрагменты картин, сохранившиеся после теракта, организованного членами сицилийской мафии «Коза Ностра» в 1993 г. Тогда был взорван автомобиль с 600 кг взрывчатки, припаркованный у здания Галереи Уффици. Ранее итальянским спецслужбам удалось предотвратить подрыв Пизанской башни. Таким образом мафия хотела добиться освобождения арестованных членов своей организации. В связи с этими событиями открытие Коридора Вазари для свободного посещения было отложено на неопределенное время. Согласно недавним заявлениям пресс-службы музея, открытие Коридора планируется в 2021 году. Но увидеть это удивительное сооружение можно и сейчас, правда, потребуется приложить немало усилий, чтобы записаться в одну из экскурсионных групп. Ну, а если вы окажетесь на одном из очень высоких государственных постов, при посещении Италии вас вполне может пригласить на такую экскурсию бывший мэр Флоренции Матео Ренци, он же — бывший премьер-министр Италии.

Ну, а покончив с мостом, самое время отправиться в Палаццо Веккьо, а затем… О, нет! Уже полчаса как круизный автобус уехал назад! Немедленно берем такси, и остальные чудеса Флоренции осматриваем в следующий раз!..

К счастью таксисту не удалось нас уговорить заехать к его маме отведать настоящий флорентийский стейк (Bistecca alla fiorentina), который она сегодня зажаривает в честь дня рождения бабушки, поэтому мы снова на родном уже «Oasis of the Seas». Счастливые, что успели, немедленно идем в бар, где коктейли взбивают два робота-манипулятора! Достаточно выбрать напиток на барном iPAD и далее с открытым ртом следить за завораживающими манипуляциями в прямом смысле одноруких виртуозов. Одним коктейлем совершенно точно здесь не ограничишься. Ну, а после аперитива самое время пройтись по ресторанам, их здесь более двадцати, и выбрать кухню под настроение.

Продолжение следует.