Все записи
08:40  /  25.04.19

1495просмотров

Как за вменяемые деньги отдохнуть не хуже, чем на яхте Абрамовича? Часть 6. Италия. Рим (I)

+T -
Поделиться:

Часть 1. Испания. Барселона

Часть 2. Испания. Пальма-де-Майорка

Часть 3. Франция. Марсель

Часть 4. Италия. Пиза

Часть 5. Италия. Флоренция

Преодолев за ночь 149 морских миль, ранним утром мы окажемся практически напротив Рима.

Может создасться впечатление, что устроители круиза составляли маршрут, отбирая только самые крупные порты. Чивитавеккья не исключение, более того, по пассажирообороту он обосновался на втором месте в Европе и на седьмом в мире! В этом, правда, нет ничего удивительного, ибо считайте, что вы приплыли в Рим. И хотя до его центра целых 70 км, что это по сравнению с тем восторгом, что ждет вас в красивейшем городе мира?! Тем не менее, внимательные итальянцы позаботились о прибывающих пассажирах. Из порта в Рим регулярно ходит электричка. Если вы предпочли самостоятельное передвижение, то езжайте до станции Roma S. Pietro. Это займет от 40 до 55 минут. Зато, выйдя из поезда, вы окажетесь всего в пяти минутах от Ватикана и Собора Св. Петра. А если вы заранее изучите все транспортные нюансы, то узнаете, что билет можно купить туда-обратно, и в этот день он станет для вас проездным в столичном общественном транспорте. В Ватикан из-за вечных очередей билетом, конечно, стоит обзавестись заранее на сайте Vatican Museums. Ну, а если вы хотите осмотреть город с максимальным комфортом, как в конце 70-х иностранный гость Москву на автобусе «Интурист», то записывайтесь на организованную экскурсию и, опять-таки, лучше всего от круизной компании.

Если начать излагать историю Рима с самого начала круизного маршрута в мае, то, если говорить достаточно быстро, возможно, к окончанию навигации «Oasis of the Seas» по Средиземному морю в конце сентября рассказчику удастся-таки дойти до XVIII столетия или даже чуть захватить его. Поэтому мы вынуждены, будто сладкоежки, пройтись только по розочкам на торте удивительной истории вечного города.

Для начала давайте сразу проясним многократно слышимый термин «вечный». Почему именно Рим, а не скажем, Геленджик или Верхний Волочек? Всё пошло с легкой руки римского поэта Альбия Тибулла, проживавшего в обсуждаемом нами городе в 50-20 годах до н. э., отчего автографа от него теперь точно не дождешься. Так вот, он, сильно влюбленный в родной мегаполис, написал на латыни, с которой мы теперь переводим запросто, не глядя в словарь:

«Ромул еще не сложил те стены вечного града,
Где поселиться не смог вместе с ним брат его Рем».

Из этих бесподобно божественных строк мы без труда вычленяем словосочетание «вечный город», что тогда звучало как «Roma Aeterna», а еще и намек на бурный расцвет. А он уже приближался, поскольку поэт Тибулл творил во времена императора Октавиана Августа, который, будто бывший мэр нашей столицы, восстанавливал и реконструировал городские сооружения, пришедшие в упадок при предыдущих администрациях. Свою трудовую деятельность он охарактеризовал коротко, но ёмко: «Я застал Рим кирпичным, а оставляю его мраморным!» Эту фразу приводит в книге «Божественный Август» древнеримский писатель и историк с красивым именем Гай Светоний Транквилл (70-122 гг.).

Короче, тема вечности охватила местные политические и творческие круги. Римский историк Аммиан Марцеллин пошел дальше всех, заявив что: «Рим будет жить, пока будет существовать человечество». Или вот, поэт Клавдий Клавдиан, не моргнув глазом, заявил: «Риму не будет конца». И, надо сказать, их прозорливости можно только позавидовать. Город как был прекрасен, таким и остается, иначе в ночь с 27 на 28 декабря 2018 г. в Рим не прибыл бы 15-миллионный турист за один только год! Да, о былой политической, военной и экономической мощи Рима говорить не приходится, но сегодня и ценности совсем другие.

И чтобы уж окончательно дать выговориться филологу, дадим ему возможность высказаться про еще одно всем известное выражение: «Все дороги ведут в Рим». У этой фразы два значения: тогда — буквальное, сегодня — переносное.

Одной из немаловажных причин военных успехов римлян были отличные дороги — прочные и длинные, которые не надо было ремонтировать каждый год. Одна, например, шла из Рима до самого юга Италии, другая — в противоположную сторону, и заканчивалась уже во Франции. Таких длинных дорог было семь. Все они — стратегические объекты, строились по большей части солдатами римской армии (как вам — «римский стройбат»?), хотя отдельные участки возводились рабами или пленными.

Даже если судьба и забросила вас в свое время в инженерно-строительный институт, то и в этом случае вы вряд ли представляете, как велись дорожные работы в Древнем Риме, ибо у нас так не строят до сих пор. Изначально рылась траншея глубиной 1 м, после чего в дно забивались дубовые сваи. Края траншеи укреплялись каменными плитами, а внутри насыпали крупные камни, затем — те, что помельче, далее — песок, опять камни, известь и… черепичный порошок. Ну, а сверху укладывалось само дорожное покрытие — каменные плиты. Эти дороги не требовали ремонта и в большинстве своем прекрасно функционировали вплоть до начала… XX века! Вот это и означало в прямом смысле «строить на века!» Самое удивительное — римляне строили дороги и в горах, и в пустынях и даже через болота. Кстати, дорога из Чивитавеккья до Рима была построена именно в то время.

В первую очередь, дороги прокладывались для военных целей — для быстрого передвижения войск и тяжелого вооружения, такого, как осадные орудия. В мирное время по ним курсировали торговые караваны. Вдоль каждой из дорог были установлены каменные колонны, на которых указывалось расстояние до Рима и ближайшего города. Постоянно расширялась инфраструктура — от водопровода до попин (лат. popina — таверна), каупонов (лат. сaupona — постоялый двор) и увеселительных заведений. Была прекрасно налажена почтовая связь — срочные депеши доставлялись со скоростью 150 км в день! Обочины дорог повсеместно были засеяны чернобыльником. Интересно, сколько бы мы выиграли, задав вопрос «Зачем?» знатокам из «Что? Где? Когда?» Вам же — секрет откроем, чтобы в очередной раз поразить, насколько всё было в том Риме продумано: это растение путешественники и паломники клали в сандалии, если натирали ноги!

Рим был не просто столицей огромной империи (сегодня на ее бывшей территории располагаются 36 государств!), он считался центром вселенной. Поэтому нет ничего удивительного в том, что Рим прозвали городом, в который ведут все дороги — «Omnes viae Romam ducunt».

«Римские легионы Цезаря, забравшись (опять-таки без всяких географических карт) далеко на север, к Галльскому морю, решили вернуться в Рим другой дорогой, чтобы еще попытать счастья, и благополучно прибыли в Рим. Наверное, именно с той поры пошла поговорка, что все дороги ведут в Рим. Точно так же все дороги ведут и в Чешские Будейовицы». (Я. Гашек, «Похождения бравого солдата Швейка».)

Все дороги в то время старались делать максимально прямыми, поэтому, летай тогда какой-нибудь хоть самый допотопный спутник, он запечатлел бы чудесную картину — Рим, будто солнце, и расходящиеся от него прямые лучи — дороги, насколько хватает глаз… Глаз должно было хватить на почти 300 тысяч километров! При этом на саму Италию приходилось только 14.000, а остальные были проложены в провинциях империи. Из школьной географии единственное, что все отлично помнят, так это то, что с запада на восток по России можно идти 10 000 км, а с севера на юг — 4 000. Мы просто приводим цифры…

Римляне не страдали излишней скромностью и в самом центре города, на главном форуме столицы в 20 году до н. э. по приказу Августа установили Milliarium Aureum (Золотой мильный камень) — колонну из позолоченной бронзы, которая стала первым «нулевым километром» в истории человечества. На колонне были отмечены расстояния от Рима до всех значимых городов Римской империи. Мало кто знает, но именно римляне основали практически все крупнейшие города Европы: Белград, Берн, Будапешт, Вену, Лондон, Милан, Париж! А всего за время существования Римской империи было построено около 1800 городов. Знаете, сколько городов было во всей Российской империи в начале XX века? 700…

Касаясь же устройства самого города, скажем, что в Древнем Риме было 14 акведуков внушительной длины, по которым вода доставлялась в город — в общественные бани, бассейны, фонтаны, городские туалеты и в дома состоятельных граждан. В Европе водопровод появился на 1000 лет позже!.. В городе с VI века до н. э. функционировала мощнейшая канализационная система — Клоака Максима (Cloaca Maxima). В современных шпионских фильмах мы часто встречаем кадры, когда герои добираются до своей цели через канализационные люки и далее по узким подземным коммуникациям. Так вот в Риме они были таких размеров, что Марк Випсанний Агриппа — римский полководец, близкий друг и зять императора Октавиана Августа, как-то инспектировал их, передвигаясь целый день… на лодке!

Вообще, когда вдаешься в подробности жизни и быта древних римлян, невольно начнешь задумываться, а все ли правильно устроено в наше время? Судите сами — ежедневно жители города посещали термы, а состоятельная публика так и по несколько раз в день. Это не было место исключительно для мытья. В термах можно было читать в библиотеке, общаться в зале для бесед, гулять по аллеям. Термы были столь великолепны, что заслуживают отдельного рассказа. А еще любимым развлечением у жителей вечного города были бои гладиаторов в Колизее. Мы просто обязаны про это рассказать, а потом, если останется время, вы сходите в Ватикан или просто прогуляетесь по Риму…

Продолжение следует.