Все записи
20:44  /  28.06.16

1279просмотров

М. Аркадьев К 20-летию мировой премьеры вокальной поэмы Свиридова (Лондон, Wigmor Hall , Москва, Большой зал консерватории, май1996 г.)

+T -
Поделиться:

 

 

                

                                  Предисловие к изданию вокальной поэмы «Петербург»

 

             Предлагаемое  издание является первым выходом в свет последнего крупного произведения Георгия Свиридова для голоса и ф-но – вокальной поэмы «Петербург».   Мир  вокальной музыки Свиридова безбрежен. Он включает в себя несколько  самостоятельных поэтических миров. Назовем хотя бы некоторые из них: Пушкин, Блок, Есенин, Маяковский, Пастернак. Cвиридов часто повторял, с шутливой, впрочем, интонацией: “Я - рапсод”. Интуитивно и полушутливо выраженное ощущение обретает,  тем не менее, особый смысл: создается впечатление, что вокальное искусство Свиридова действительно стремится вернуться к первоначальному единству музыки и стиха, безвозвратно утерянному на путях исторического развития.

       История создания Г.В. Свиридовым вокальной поэмы на слова А.Блока «Петербург» в определенном смысле уникальна и тесно связана с историей  исполнения вокальных произведений композитора дуэтом Дмитрия Хворостовского и автора этих строк. После   успеха в 1994 году на всех крупнейших сценах мира поэмы на слова Есенина «Отчалившая Русь», в частной беседе с композитором  нами была  высказана просьба о  создании  произведения специально написанного для  дуэта. Свиридов сказал: «Да, я об этом думал. Это будет Блок».

        Дальнейшее появление поэмы было связано с постоянным творческим общением композитора и будущих исполнителей. Последние обсуждали с автором также саму композиционную структуру и  тональный план будущего произведения.

            Сначала было  одиннадцать блоковских песен Свиридова, которые он думал включить в сочинение. Кроме образующих в настоящее время поэму девяти, Свиридов предполагал, что в нее могут войти «На чердаке» из «Петербургских песен», и  еще одна, к сожалению  не изданная песня «Я отрок, зажигаю свечи». Всем, знающим вокальную музыку Свиридова понятно, что «На чердаке» - одна из вершин его творчества, и, конечно, очень хотелось, чтобы она вошла в поэму. Но уже тогда было понятно, что рядом с  «Голосом из хора» в поэме не может быть еще одной такой трагической  кульминации, а присутствие «Голоса из хора»  было уже  решено, так как необходима была апокалиптическая тема и пророческая кульминация произведения. Хотя, о чем будет сказано ниже,  присутствие «Голоса из хора» связано с некоторой своеобразной проблемой. 

          В результате полугодовой работы (с конца 1994 по лето 1995 года) и многих совместных обсуждений сложилась та структура из 9 песен, которая является сейчас «канонической». Настоящее издание воспроизводит этот основной авторский вариант.

Но есть, и об этом необходимо сказать, так сказать «неканонический» исполнительский вариант «Петербурга». Это вариант из 8 песен, без «Голоса из хора».  В качестве версии он был одобрен композитором и неоднократно именно в таком виде исполнялся и исполняется дуэтом в концертах, наравне с «большим». Это как бы «тихая» лирическая ипостась «Петербурга», без пророческой  ярости «Голоса из хора». Исполнительски «малую» версию  можно считать авторизованной и  равноправной с канонической.

            Необходимо указать, что поэма как целое посвящена Свиридовым Дмитрию Хворостовскому, но некоторые отдельные песни  носят посвящение другим выдающимся русским певцам – Е. Образцовой, Е. Нестеренко, А. Ведерникову. Об этом не стоит забывать всем тем, кто будет обращаться к этой музыке, так как образ этих замечательных мастеров, первых исполнителей, неотделим от нее.

           Вокальная поэма "Петербург"  закончена в  1995 году. В 1996 году состоялась мировая премьера поэмы в одном из лучших залов Европы – знаменитом Вигмор-холле в Лондоне в присутствии автора. Это была первая премьера музыки Свиридова, состоявшаяся за рубежом, и это был последний выезд Свиридова за границу.

Поэма включает стихотворения Блока,  написанные в период с января 1901 по сентябрь 1914 года. Стихотворения, таким образом, охватывают собой одну из самых  поразительных эпох в русской истории. Эта эпоха включает в себя трагические,  "испепеляющие" события революции 1905 года и заканчивается мировой войной,  переломившей судьбу России и Европы, иинерцию ХIХ века.

Кроме того, первые пятнадцать лет ХХ века – это эпоха расцвета российской культуры и  экономики. Здесь берет начало так называемый "Серебряный век" русской поэзии,  музыки, русской живописи и архитектуры, русской философии, русского меценатства.  Это время было раздавлено и сметено мировой войной и революциями 1917 года.  Предчувствиями и предсказаниями этих катастроф полна поэзия Блока.

Георгий Свиридов дал своему произведению имя, отсылающее нас к весьма  значимой традиции русской словесности и русского мышления в целом.

Речь идет о Петербурге как мифе о черном городе-призраке, городе-убийце, городе послепетровской мрачной и одновременно монументально-помпезной государственности, городе Медного всадника, Пиковой дамы, городе Раскольникова.  Но, одновременно, это город страстной любви, город великой архитектуры и великой  поэзии.

Название поэмы Свиридова связывает сочинение   с романом Андрея Белого  "Петербург". Это одно из  тех  литературных произведений, которые собрали  в себе  почти все основные мотивы петербургского мифа.

Вокальная поэма обращена к миру петербургской традиции в ее  целостности. Стихотворения Блока подобраны таким образом, чтобы вобрать в себя  две  важнейшие для творчества поэта темы, а именно тему "прекрасной Дамы" и тему  апокалиптическую.

Необходимо отметить, что только две песни в поэме написаны в мажоре - «Флюгер» и«Ветер принес издалека». И если «Флюгер» - светлый пролог, то "Ветер принес издалека" - светлое интермеццо цикла. Оно также и медленное вступление к единственному быстрому номеру в поэме - "Петербургской песенке".  Для самого композитора здесь были важны слова  "...где-то светло и глубоко неба открылся клочок". Свиридов рассказывал, что в  весеннем Петербурге это "открытие неба" – одно из самых сильных его переживаний.  Мотив бездонности неба, песни звучащей в пространстве, отсутствие явно  выраженного любовного мотива связывает эту песню с "Флюгером", образуя одну из  "скрепляющих арок" сочинения.

Две последние песни можно понять как эпилог всей вокальной поэмы.  "Рожденные в года глухие" – знаменитое трагическое стихотворение Блока. Мы слышим  здесь возвращение апокалиптической темы данной в оболочке предсмертной молитвы.

Эта же тема Конца воплощена и в последней песне цикла  "Богоматерь в городе", где опять простота средств обескураживает и покоряет одновременно, что характерно для позднего Свиридова. Здесь, наконец, сплетаются  обе главные символические идеи сочинения. Тема возлюбленной, тема прекрасной  Дамы, Незнакомки, Невесты воплощаются в одинокий образ Богородицы и  соединяются с образом Пришествия – появлением Младенца в "черном городе", в  котором сами собой звонят колокола. Этот трагический и вместе с тем светлый звон  освящается улыбкой идущего на муку "мальчика в белой шапке" - Христа и,  одновременно, самого Поэта. Но самое поразительное и сильное в последней песне,  это дыхание наших собственных детских воспоминаний, то до боли пронзительное  чувство близости материнской  любви, которое мы переживали в раннем детстве, и  которое не повторится никогда.

           "Петербург" Георгия Свиридова предстает произведением, которое с  поразительной простотой, силой и ни с чем несравнимой самобытностью повествует о  страдальческой судьбе России, о трагедии Города, Мира и человека, и тем самым  венчает более чем двухвековую "петербургскую" традицию русского искусства.

                                                                     

                                                                                       Михаил Аркадьев

                                                                                                Москва 1995-2001

 P.S. Издание до сих пор не осуществлено по независящим ни от автора, ни от исполнителей причинам. Есть надежда, что Поэма выйдет в свет в издательстве "Композитор", Москва.  

 Георгий Свиридов и Михаил Аркадьев в артистической Большого зала консерватории перед российской премьерой "Петербурга". 

 

 

Дмитрий Хворостовский и Михаил Аркадьев в Большом зале консерватории во время премьеры "Петербурга". Ноты переворачивает студентка М.Аркадьева, ныне известная оперная певица, солистка "Геликон-оперы"  Светлана Создателева. 

 

Комментировать Всего 1 комментарий

Да, это целая эпоха. И высшее достижение. 

Эту реплику поддерживают: Михаил Аркадьев, Айрат Бикташев