М. Аркадьев К 20-летию мировой премьеры вокальной поэмы Свиридова (Лондон, Wigmor Hall , Москва, Большой зал консерватории, май1996 г.)
Предисловие к изданию вокальной поэмы «Петербург»
Предлагаемое издание является первым выходом в свет последнего крупного произведения Георгия Свиридова для голоса и ф-но – вокальной поэмы «Петербург». Мир вокальной музыки Свиридова безбрежен. Он включает в себя несколько самостоятельных поэтических миров. Назовем хотя бы некоторые из них: Пушкин, Блок, Есенин, Маяковский, Пастернак. Cвиридов часто повторял, с шутливой, впрочем, интонацией: “Я - рапсод”. Интуитивно и полушутливо выраженное ощущение обретает, тем не менее, особый смысл: создается впечатление, что вокальное искусство Свиридова действительно стремится вернуться к первоначальному единству музыки и стиха, безвозвратно утерянному на путях исторического развития.
История создания Г.В. Свиридовым вокальной поэмы на слова А.Блока «Петербург» в определенном смысле уникальна и тесно связана с историей исполнения вокальных произведений композитора дуэтом Дмитрия Хворостовского и автора этих строк. После успеха в 1994 году на всех крупнейших сценах мира поэмы на слова Есенина «Отчалившая Русь», в частной беседе с композитором нами была высказана просьба о создании произведения специально написанного для дуэта. Свиридов сказал: «Да, я об этом думал. Это будет Блок».
Дальнейшее появление поэмы было связано с постоянным творческим общением композитора и будущих исполнителей. Последние обсуждали с автором также саму композиционную структуру и тональный план будущего произведения.
Сначала было одиннадцать блоковских песен Свиридова, которые он думал включить в сочинение. Кроме образующих в настоящее время поэму девяти, Свиридов предполагал, что в нее могут войти «На чердаке» из «Петербургских песен», и еще одна, к сожалению не изданная песня «Я отрок, зажигаю свечи». Всем, знающим вокальную музыку Свиридова понятно, что «На чердаке» - одна из вершин его творчества, и, конечно, очень хотелось, чтобы она вошла в поэму. Но уже тогда было понятно, что рядом с «Голосом из хора» в поэме не может быть еще одной такой трагической кульминации, а присутствие «Голоса из хора» было уже решено, так как необходима была апокалиптическая тема и пророческая кульминация произведения. Хотя, о чем будет сказано ниже, присутствие «Голоса из хора» связано с некоторой своеобразной проблемой.
В результате полугодовой работы (с конца 1994 по лето 1995 года) и многих совместных обсуждений сложилась та структура из 9 песен, которая является сейчас «канонической». Настоящее издание воспроизводит этот основной авторский вариант.
Но есть, и об этом необходимо сказать, так сказать «неканонический» исполнительский вариант «Петербурга». Это вариант из 8 песен, без «Голоса из хора». В качестве версии он был одобрен композитором и неоднократно именно в таком виде исполнялся и исполняется дуэтом в концертах, наравне с «большим». Это как бы «тихая» лирическая ипостась «Петербурга», без пророческой ярости «Голоса из хора». Исполнительски «малую» версию можно считать авторизованной и равноправной с канонической.
Необходимо указать, что поэма как целое посвящена Свиридовым Дмитрию Хворостовскому, но некоторые отдельные песни носят посвящение другим выдающимся русским певцам – Е. Образцовой, Е. Нестеренко, А. Ведерникову. Об этом не стоит забывать всем тем, кто будет обращаться к этой музыке, так как образ этих замечательных мастеров, первых исполнителей, неотделим от нее.
Вокальная поэма "Петербург" закончена в 1995 году. В 1996 году состоялась мировая премьера поэмы в одном из лучших залов Европы – знаменитом Вигмор-холле в Лондоне в присутствии автора. Это была первая премьера музыки Свиридова, состоявшаяся за рубежом, и это был последний выезд Свиридова за границу.
Поэма включает стихотворения Блока, написанные в период с января 1901 по сентябрь 1914 года. Стихотворения, таким образом, охватывают собой одну из самых поразительных эпох в русской истории. Эта эпоха включает в себя трагические, "испепеляющие" события революции 1905 года и заканчивается мировой войной, переломившей судьбу России и Европы, иинерцию ХIХ века.
Кроме того, первые пятнадцать лет ХХ века – это эпоха расцвета российской культуры и экономики. Здесь берет начало так называемый "Серебряный век" русской поэзии, музыки, русской живописи и архитектуры, русской философии, русского меценатства. Это время было раздавлено и сметено мировой войной и революциями 1917 года. Предчувствиями и предсказаниями этих катастроф полна поэзия Блока.
Георгий Свиридов дал своему произведению имя, отсылающее нас к весьма значимой традиции русской словесности и русского мышления в целом.
Речь идет о Петербурге как мифе о черном городе-призраке, городе-убийце, городе послепетровской мрачной и одновременно монументально-помпезной государственности, городе Медного всадника, Пиковой дамы, городе Раскольникова. Но, одновременно, это город страстной любви, город великой архитектуры и великой поэзии.
Название поэмы Свиридова связывает сочинение с романом Андрея Белого "Петербург". Это одно из тех литературных произведений, которые собрали в себе почти все основные мотивы петербургского мифа.
Вокальная поэма обращена к миру петербургской традиции в ее целостности. Стихотворения Блока подобраны таким образом, чтобы вобрать в себя две важнейшие для творчества поэта темы, а именно тему "прекрасной Дамы" и тему апокалиптическую.
Необходимо отметить, что только две песни в поэме написаны в мажоре - «Флюгер» и«Ветер принес издалека». И если «Флюгер» - светлый пролог, то "Ветер принес издалека" - светлое интермеццо цикла. Оно также и медленное вступление к единственному быстрому номеру в поэме - "Петербургской песенке". Для самого композитора здесь были важны слова "...где-то светло и глубоко неба открылся клочок". Свиридов рассказывал, что в весеннем Петербурге это "открытие неба" – одно из самых сильных его переживаний. Мотив бездонности неба, песни звучащей в пространстве, отсутствие явно выраженного любовного мотива связывает эту песню с "Флюгером", образуя одну из "скрепляющих арок" сочинения.
Две последние песни можно понять как эпилог всей вокальной поэмы. "Рожденные в года глухие" – знаменитое трагическое стихотворение Блока. Мы слышим здесь возвращение апокалиптической темы данной в оболочке предсмертной молитвы.
Эта же тема Конца воплощена и в последней песне цикла "Богоматерь в городе", где опять простота средств обескураживает и покоряет одновременно, что характерно для позднего Свиридова. Здесь, наконец, сплетаются обе главные символические идеи сочинения. Тема возлюбленной, тема прекрасной Дамы, Незнакомки, Невесты воплощаются в одинокий образ Богородицы и соединяются с образом Пришествия – появлением Младенца в "черном городе", в котором сами собой звонят колокола. Этот трагический и вместе с тем светлый звон освящается улыбкой идущего на муку "мальчика в белой шапке" - Христа и, одновременно, самого Поэта. Но самое поразительное и сильное в последней песне, это дыхание наших собственных детских воспоминаний, то до боли пронзительное чувство близости материнской любви, которое мы переживали в раннем детстве, и которое не повторится никогда.
"Петербург" Георгия Свиридова предстает произведением, которое с поразительной простотой, силой и ни с чем несравнимой самобытностью повествует о страдальческой судьбе России, о трагедии Города, Мира и человека, и тем самым венчает более чем двухвековую "петербургскую" традицию русского искусства.
Михаил Аркадьев
Москва 1995-2001
P.S. Издание до сих пор не осуществлено по независящим ни от автора, ни от исполнителей причинам. Есть надежда, что Поэма выйдет в свет в издательстве "Композитор", Москва.
Георгий Свиридов и Михаил Аркадьев в артистической Большого зала консерватории перед российской премьерой "Петербурга".
Дмитрий Хворостовский и Михаил Аркадьев в Большом зале консерватории во время премьеры "Петербурга". Ноты переворачивает студентка М.Аркадьева, ныне известная оперная певица, солистка "Геликон-оперы" Светлана Создателева.
Да, это целая эпоха. И высшее достижение.
Эту реплику поддерживают: Михаил Аркадьев, Айрат Бикташев