Все записи
МОЙ ВЫБОР 09:45  /  5.07.17

1187просмотров

Михаил Аркадьев К теме "Возможно ли кого-нибудь переспорить?"

+T -
Поделиться:

На мой взгляд, и исходя из личного опыта, прежде всего стоит различать разные мотивации и виды самого спора. К сожалению, некогда развитая культура спора как "совместного поиска совместной истины" (культура, заданная диалогами Платона) практически сошла на нет.

Спор как ристалище для личной победы - это (в традиционном понимании) линия софистов,  та линия, которую Сократ и Платон (если не вдаваться в тонкости современных интерпретаций) дезавуировали. 

Для простоты будем называть "спор к истине" - сократическим, а "спор к победе" - софистическим. 

Именно в софистическом споре возникает понятие "переспорить". В сократическом диалоге оно вообще немыслимо, оно исключено. Цель сократического спора - самоотдача, а не шумиха, не успех, перефразируя Бориса Леонидовича.

А вот в современных остатках, ошмётках софистических "споров ради победы" - действительно переспорить никого невозможно. Если у софистов задавалась хотя бы явная рамка спора и правила спора как игры, и поэтому была принятая процедура выявления победителя, то (из за потери этого элементарного уровня организации и культуры софистической дискуссии) победитель или проигравший, неважно, остаётся всегда фрустрированным и за рамками этого хаотического процесса.

Поскольку различение сократического и софистического спора, а также навыки спора не входили в школьную программу в СССР и, насколько мне известно, не входят в школьную программу в РФ, то у большинства заранее возникает активное отрицание возможности продуктивного спора как такового, хотя на самом деле это не отрицание (так как невозможно разумно отрицать то, о чем не имеешь понятия), а нечто вроде подросткового бегства от лишнего мозгового напряжения.

 

Комментировать Всего 16 комментариев

Миша, вот ты молодец! Всем сёстрам раздал по серьгам... и ведь с тобой не поспоришь!

Эту реплику поддерживают: Лариса Бабкина, Михаил Аркадьев

А и поспоришь, так вряд ли победишь!

Этда)... лично наблюдала, с какой обворожительно-инфернальной улыбкой Миша укладывет соперника на лопатки. Вербально, естессно. Хотя... наверное, может и так).

Сестра моя - Аня, и сегодня... и завтра ;) 

Миша, брат )... Отсюда and for ever!..

я ж сократык, зачэм мэнэ побэда? )

А эта бил сафистический шпилька, дарагой!

Эту реплику поддерживают: Михаил Аркадьев

Я - за Сократа, элегантно перипатетющегося на софистических шпильках! 

Да, это исчерпывающее и блестящее разъяснение моего аопроса! 

Иллюстрации так же хороши!

Эту реплику поддерживают: Михаил Аркадьев

А в современном мире есть пример страны, где навыки спора входят в школьную программу?

Германия - точно. Генин может рассказать подробнее. 

Спасибо, подробности интересны, может Генин и откликнется комментом или отдельным постом.

Эту реплику поддерживают: Михаил Аркадьев

К примеру, диалектический спор начинает изучаться с 6го класса с применением формы риторики "Песочные часы": начинаешь с позиции противника, первый аргумент - самый сильный аргумент противника, потом его более слабые аргументы; своя позиция начинается представлением слабейшего аргумента - вплоть до сильнейшего.

Другая форма - пары, которые спорят друг с другом, в том числе и по животрепещущим политическим темам, при чем  тебе назначают позицию - ты должен научиться сильно аргументировать позицию, которую не разделяешь. но в любом случае спор начинается с уяснения аргументов противной стороны и доказательства того, что ты ее правильно уяснил. 

Эту реплику поддерживают: Михаил Аркадьев, Андрей Занин

Спасибо, хотелось еще понять - это отдельный курс (с каким названием?) или идет в рамках какого то классического предмета.