Там где стояла Москва
Теперь тут город, реальность которого вызывает большие сомнения. Откуда он взялся, чей он? Не ясно даже, как мы и он относимся друг к другу.
В нем невесть откуда появились все мыслимые удобства, развлечения и приколы. И даже немыслимые. Wi-Fi в ресторанах и парках -- это ясно. А на… кладбищах? Это творчески. Спекуляции «для чего» приветствуются. Неужто завтра и в церквях… Особо и не удивлюсь.
Да и красиво! О вкусах не спорят -- это я о зеленой бабе. Но если Пушкин отдельно, а баба отдельно, то женщина достойная, и рука ничего. Выразительное ар деко. Мне даже Петр Первый нравится. Поначалу казался диковат, сейчас – в ансамбле с психоделическими цветами «Красного Октября» и ультрасовременной стилистикой Музеона -- выглядит мощным контрапунктом. Прижился.
Даже собянинская плитка прижилась. Хоть на Пятницкой, хоть на Малой Бронной, хоть на Фрунзенской набережной. «Весь город перепахали, не пройти, не проехать, им только бюджет пилить…» Никто скоро не вспомнит эти стоны. Остались широченные тротуары, на них вполне элегантные фонарные столбы. Стильно. Распахнутые двери гастропабов, на ступеньках подушки, на них народ. Сидит, лежит, обнимается. В модных прикидах и в полном кайфе.
Рестораны – не то, что в каком-то заштатном Цюрихе, где в 2200 alles geslossen ist. Всю ночь – ради бога. На любой вкус и кошелек. Хочешь – «Белый кролик», разглядывай статуи МИДа и московское Сити за немерянные деньги, хочешь – американский гриль на Белой площади – стильно и недорого. Вдоль Тверской простецкие, но вкусные «Якитория», «Чайхона», «Харчо», «Саперави»…
Музеон в переходит в Нескучный сад, на велике, роликах, самокатах можно вдоль воды аж до МГУ катить. Семейно-вылизанный ВДНХ с аттракционами, бассейнами и пляжем – это в метрополисе-то! Три сотни стоянок велосипедов – покатался и бросил, где хочешь. Ночи в музеях, в парках танцы по вечерам, а по ночам бесплатное кино.
I wanna wake up, in a city that doesn't sleep.
And find I'm king of the hill, top of the heap….
Это New York, New York!. Только он. Весь мир так считал. Оказывается, не он один такой. И Москва – или как этот город-то называется? Короче, он тоже не спит, и столь же безумен. Только лучше.
«Платные парковки, платные парковки…» Где вы бесплатные видели? Зато на них платишь по смартфону, не выходя из машины на поиск автомата. Натикало 52 минуты, платишь за 52 минуты, не за час. Вас этим не удивить, в Европе так «уже давно»? И как давно? Года три-четыре? Чёрт, а в этом городе только два года как…
Не надо, сатанея от бессилия, слушать за рулем часами «Вести FМ» или Radio Jazz. Включил Yandex, сразу нашел, где красного меньше. Тем не менее, все как ныли, так и ноют: «никуда не проехать…» Забыли, как стоял город, изображая колоссальную парковку машин. К хорошему быстро привыкаешь. Вроде, как его и нет….
Театры – отдельная тема. Может, вкус не всегда в наличии, но уж свободы-то… И ретро, и порно, и мат, и безвременье классики.
«Тут жить можно, только если денег много». А вот это совсем, просто совсем не правда. Меня поражала в Лондоне реклама на красных double-deckers, дрейфующих по Парк Лэйн. «Приглашаем водителей автобусов. Зарплата 500 фунтов в неделю». Жить в Лондоне на 2000 фунтов? Я посчитала. Налоги, аренда квартиры на далекой окраине, откуда до того автобуса на Парк Лэйн на собаках и оленях. Метро, коммуналка, городской сбор, медицина. На «жизнь» – в нашем понимании -- около 70 тысяч рублей. По курсу ЦБ. На 5 тысяч больше, чем у водителя автобуса в Москве. Только в Лондоне батон хлеба за 50 рублей не купить.
«Золото и свобода» -- так назвал этот город Der Spiegel. Еще вчера – мрачный центр злого кремлевского королевства, притон «новых русских». Сегодня… В Лондоне «Le pain quotidien» еще модная диковинка, тут – всего одна из сотен приятных кофеен. Рестораны, небоскребы, саксофон и скрипка на улицах. Даже граффити самые изощренные в мире – столько подтекстов. Креатив клокочет, лезет изо всех щелей.
Европейцев изумляет эта метаморфоза. К «золоту и свободе» пробиваются жители Волгограда, Ростова и Нижнего Тагила. Зубами выгрызают место под солнцем, радуются безграничным возможностям. Европейцев не удивляет и махровый национализм города. Понятно, что «наши» сидят не в пельменных с кружкой кваса, а непременно в «Жан-Жаках». В ночном баре «Санкции» на Мясницкой можно подтереться туалетной бумагой с портретом президента. Тоже ясное дело, не российского. Он ведь и дал владельцам города и возможности, и свободу. Есть в этом немалая правда. По крайней мере, очевидная для Шпигеля и Европы.
Она неприемлема для тех, кто не сидит в «Жан-Жаках». Для них и в «Белом Кролике» пафосно, и в «Чайхоне» -- отстой. Глаза б не смотрели на плитку и «бабу зеленую». Снос ларьков на полгода жизнь отравил. Срочно в отпуск. В Рим, в Португалию, хоть в тундру, если тундра в Шотландии. Туда, где устрицы и вино дешевле, а пармезан без ограничений. Глотнуть свободы – настоящей, европейской. И снова назад. В постылую внутреннюю эмиграцию. Не признаваясь себе, что проклятая Москва -- где не устраивает абсолютно все, -- схожа с Нью Йорком не только безумием бессонницы.
Только в ней ты king of the hill -- царь горы. Тут заведомо продаваем и любой талант, и его отсутствие. Здесь можно жить на три копейки, пользоваться кучей бесплатных благ и платить налоги – самые низкие в мире – по настроению. Чтобы «на жизнь» больше оставалось. Чморить кого желаешь, хулить тех, кто отнял свободу, но позволяет делать все, что душе угодно. И ни за что не получать по башке.
От этого и сомнения в реальности этого города. Злого короля, национализм и ларьки терпеть нет сил, красоту и удобства города признать невозможно. Когнитивный диссонанс. Тем более, этот город для всех…. В отличие от Европы с ее устрицами и подлинной свободой, которая для избранных. А Москва лишает избранности. Поэтому тут все говно. Такое же, как и десятилетия назад. Даже хуже. Тогда его с Европой никто не сравнивал.
Сижу дома, окна распахнуты на Патриаршие пруды. Смотрю публику у воды, одетую моднее, чем во всех остальных столицах мира. Слушаю саксофониста на углу. В голову глупости всякие лезут… Новое движение, что ли, создать? За превращение Москвы в суверенное государство. Что этот город делает в этой стране, непонятно. Что делать со всем остальным, за его пределами – тем более.
Да, Москва удивительный по энергетике мегаполис. Очень на Шеньян похож по общей атмосфере.
Эту реплику поддерживают: Елена Котова, Сергей Мурашов