Все записи
14:35  /  3.08.16

61386просмотров

Член высокой культуры

+T -
Поделиться:

Всегда подозревала, что подлинные произведения искусства порой материализуются. Например, клип «На «Лабутенах»-нах». В том же Питере, где он и порожден, одну гражданку– а я так думаю, что и не одну-- возмутил голый «Давид».  Власти всполошились, объявили конкурс на лучший костюм к началу учебного года.  Чтобы библейскому юноше не стыдно было школьникам на глаза показаться.  Не знаю, купят ли ему «Лабутены», но что «портки надо сшить и прикрыть «нах»— это точно.

В Москве весной была схожая история. Мамы и бабушки потребовали убрать с остановок транспорта плакаты с картиной Босха «Сад земных наслаждений». Любознательные детишки пальчиками будут тыкать в разные места, вопросы нехорошие задавать, бабушкам и ответить нечего.  

Какую активную позицию заняли массы в отношении произведений искусства!  Страшно представить, что бы они сказали насчет «Леды и Лебедя» или козла, настигающего Антиною.  Хорошо, что они об этих картинках не знают. 

Вообще-то массы, то есть охлос, -- веками прекрасно обходился без культуры.  Сыт, и славно. Его не оскорбляло, что культура – это для избранных, он не рвался о ней судить. Мильтон продал при жизни свой «Потерянный раз» за пять фунтов, вот и вся цена вашей избранности.

Теперь и судят, и оскорбляются.  Голый член, высеченный Микеланджело, «портит внешний облик города и дурно влияет на детей».  Зато с утра до вечера по Муз ТВ крутят «На Лабутенах, нах».  «Бабка блокаду пережила, а мне п%;%ц!  Ты зачем меня с такой жопой родила?».  Такая культура на детей  дурно не влияет, все так нынче разговаривают.  Или другой шедевр Шнура – «Ехай!  Ехай на фуй!».  «Это же песня о расставании!  О расставании, понимаете?»  

Общество массового потребления породило «Восстание масс»,  писал Ортега-и-Гассет еще в 1930х.  «Особенность нашего времени в том, что заурядные души, не обманываясь насчет собственной заурядности, безбоязненно утверждают свое право на нее и навязывают ее всем и всюду».

Массовая культура быстро смекнула, что рынок, где правят бал заурядные души,  безбрежен.   Сделала эти души своим главным потребителем.   Стала кормить охлос доступным, внушив ему, что он и есть главный заказчик.   Тот принялся поглощать, вошел во вкус, обрел и суждения, и претензии на избранность. Ваш «Потерянный рай» не только триста лет назад, и сейчас гроша ломаного не стоит.  То ли дело «Ночной дозор», «Дневной дозор», «Сумеречный дозор»,  «Шестой дозор».

Охлос разбирается во всем, дотягивается до всего – мир открыт, езжай, куда хочешь.  Хоть в галерею Уффици и Лувр, хоть в Метрополитен или Прадо.  Кстати, «Прадо» – это картинная галерея в Мадриде, а не кросселя на танкетке из бутика в Столешниковом.Но это так, справочно...

В сети – отчеты о каникулах в Барселоне, Ницце, Нормандии, на Амальфи.  Не ищите там рассказов, как в Равелло – городке на вершине горы под Амальфи – отдыхали Григ, Тёрнер или Гор Видал.  В Амальфи главное -- пицца и неаполитанские помидорчики, такие сладкие, потому что выросли они на почве, смещанной с лавой, которая хранит тепло с последнего дня Помпеи.

Из Нормандии текут реки рассказов о кальвадосе, лангустинах и устрицах.  В лучшем случае еще и селфи на фоне аббатства Сен-Мишель – это must-seen. 

По дороге к  Сен-Мишель неизбежно проезжаешь маленький морской курорт Кабур.  Там до сих пор стоит в первозданном виде Гранд Отель, где годами жил Марсель Пруст.  Сам городок, как артефакт, пропитанный атмосферой «поиска утраченного времени». Кто знает о нем? Никто, практически.   Время же утрачено, нафиг его искать.  Охлос не за этим в Европу едет.

В Facebook и Instagram  сыпятся километры фотогорафий.  Из Барселоны – тарелки с иберийским хамоном, из Флоренции -- о кьянти.   И еще о  “Брунелло ди Монтальчино”  (не путайте, пожалуйста с Капеллой Медичи).  В Парме – ну, тут, конечно, пармская ветчина, перед которой меркнет и обитель, и тем более какой-то конный кондотьер Гаттемелата.   

Познание культуры Европы желудком.   На гастрономическом уровне.  Не только бабка блокаду пережила, и внуки едва из тисков голода вырвались.

Но не хамоном единым живы избранные.   Выходим мы с приятельницей Ольгой из малого зала филармонии.  В тот вечер давали скрипку.  Сен-Санс “Интродукция и рондо-каприччиозо”,  “Пассакалья” Генделя-Томпсона.  С нами некая Галя, приятельница Ольги, которая обожает садиться нам на хвост, чтобы припасть к возвышенному. Жуя в антракте копченую колбасу, Галя рассуждает, что скрипка, да еще соло – это на любителя… 

Да, лицо классической музыки России – другое. Вот, скажем, Башмет…  Или Мацуев с его “Венгерской рапсодией” Листа.  Это – real McCoy.  А как “Виртуозы Москвы” исполняют “Полет шмеля”!  Будто соревнования по скоростному спуску смотришь, а не на концерте маешься.Охлосу нужен праздник.   Если скрипки—то так, чтобы струны рвать.  Рояль – так ногу от педали отпускать только, если она затекла.  Чтоб до нутра пробирало.

С чего это Сальватор Дали бросил так, походя… “Единственная культура, которая нужна народу – это воскресная проповедь”.  Нет у него права судить, что кому нужно. Можно подумать, он один такой избранный. А массам нужно многое, можно сказать, все.  И “Полет шмеля” и  “На Лабутенах” – лучше под устрицы.  Потребны и “Елки”, их римейки и сиквелы,  и “Дозоры” в любое время дня и ночи.  И даже Микеланджело, если его пацана одеть поприличнее. 

Охлос поглощает культуру, как молитву по воскресеньям.  Одновременно, пожирая ее.   Утверждая собственное право на избранность и сводя искусство к доступному для него уровню и вкусу.  Изысканному, как у портового кнехта. 

Читайте также

Комментировать Всего 12 комментариев

а все начиналось с простой реплики "Читал я вашего Маркса и он мне не понравился!"

Маркс это "на любителя"  Как Тадеуш Вроньски  ( скрипка соло)

Да-да, в российской любви к фиговым листочкам виноват, конечно, Маркс, а заодно и Энгельс с этим, как его, дьявол...Каутским:

- Что же вы читаете?

  – Эту... как ее... переписку Энгельса с этим... как его, дьявола... с Каутским.

  – Позвольте узнать, что вы можете сказать по поводу прочитанного? 

– Да не согласен я. 

– С кем? С Энгельсом или с Каутским? 

– С обоими.

– Это замечательно, клянусь Богом! А что бы вы, со своей стороны, могли предложить? 

– Да что тут предлагать... А то пишут, пишут... конгресс, немцы какие-то... голова пухнет! Взять все да и поделить... 

На днях, блуждая по просторам интернета, наткнулась на каком-то околоцерковном сайте на загадочную фразу: "Всякая добродетель обращается в навык, а молитва является следствием подвига". Увы, Микеланджело и Босх и иже с ними пали жертвами непреодолимой жажды подвига добродетельных фанатиков. Аминь.

"...или козла, настигающего Антиною".

Просветите несчастного, Вы тут про что - искал, но не нашел. Знаний, понимаешь, не хватает!

Эту реплику поддерживают: Елена Котова

"... или козла, настигающего Антиопу"

Mea culpa.  У меня буквально в каждом тексте  проскакивают  либо ошибки, либо очепятки. В порыве же вдохновения...  АНТИОПУ, которую Зевс соблазнил вроде как в облике сатира, которого часто изображают козлом. Даже исправлять не буду.  Ошибки нечестно замазывать.   Пошла  подтягивать культурку исполнения.  )))))   

Слава Господу Богу, да плюньте... это еще счастье!.. а то если б козел догонял АНТИЛОПУ - в это легче, без трения уверовало бы большинство ))).

И ведь всего один пальчик по клавиатуре лишний - и кранты.

С уважением, - Фиговый Листик

"Искусство в большом долгу перед народом" 

 Вечно ваш,

Аркадий Велюров 

Это даже не типично совковое мышление, а напротив, аристократия духа по-ибсеновски, в лучшем смысле. Совковое мышление - это провинциальный обскурантизм и дремучесть.Во-вторых, да, надо отличать кич от настоящего. Коммерческий кич (панк, Уорхолл, Шнур) от высокого, да высокого! - искусства, которое не для бабок, а для самого себя. И Вася Ложкин в этот ряд не встает, он пересмешник, пародист, сующий не такое уж кривое зеркало под нос массам. У Джерома К. Джерома есть фраза - "когда-нибудь вот эта фаянсовая кошечка с отбитым носиком с моего буфета покажется нашим потомкам образцом старинного искусства". Прошло 130 лет - он прав. "Давид с залепленным хером" говорит о поколении отбросов окраины цивилизации, с ее аппендикса. Как и бесконечные фотошопные приклеивания Джоконды ко всему на свете. Типа ржака.В начале 1970-х в "Юности" был блестящий убойный фельетон Натальи Ильиной про провинциальную учительницу, которую в Пушкинском музее возмутил именно вот этот Давид. Ильина отодрала тупую училку так, что хохотала вся читающая страна. И что же? прошло 40 с небольшим лет, и тупые училки рулят. Не говорите мне, что существует социальный прогресс. Может где-то, но не в России. А вот социальный регресс существует. Это когда немыслимое становится реальным.Потому что сорняки растут сами по себе, а над культурным злаком надо трудиться, поливать и полоть. И в итоге сорняки заполнили все. А если и  не будем делить на сорняки и культурные злаки...что изменится?Это же так вертикально! И, видимо, совково. Только вот репейником с бузиной не только не наешься, но еще и отравишься...

не поняла только, почему это о "Нас".  О каких "нас"?   И почему бы не делить? 

Я так и не поняла,что ,конкретно ,не понятно? 

в истории с голым необрезанным членом Давида Питер показал себя в очередной раз культурной помойкой

Новости наших партнеров