Все записи
10:30  /  2.12.16

11406просмотров

Рояль против танков

+T -
Поделиться:

Прага, 1968 год. В городе концерт мировой знаменитости. Сам Эмиль Гилельс!  Зал полон.   А на улицах чужие танки.   Чехи пришли не ради музыки,  им нужно плюнуть в лицо советским оккупантам.  Хотя бы символически.  В зале свист, брань...  

Эмиль Григорьевич стоял за кулисами, глядя в зал и поправляя фрак.  Выдохнул, вышел на сцену,  сел за инструмент. Сыграл – под крики и свист – одну вещь, поклонился и ушел....  С чем бы ни пришла к нему публика, но она пришла.  Его долг музыканта был выйти к ней. Музыка – выше политики.

Этой осенью мир отмечает столетие со дня его рождения. Гилельс начал концертировать в тринадцать лет, всемирное признание пришло, когда ему было немногим больше двадцати: после конкурсов в Вене и Брюсселе в конце 1930-х.   Детство и юность, подчиненные суровой самодисциплине, ежедневный адов труд сформировали замкнутого, казавшегося неприступным, человека.   Скупого на слова.  И полного скрытой страсти.   Он сам был, как музыка,  «не упоминая ни о чем, может сказать все» (И.Эренбург).  В его жизни была и большая любовь, и постоянная причастность к уделу своей страны. Он помогал семье Михоэлса и «врагу народа», композитору Вайнбергу.  Навещал опального, всеми забытого Хрущева.  Прекрасно понимая, что это может стоит ему  музыкальной карьеры. Редкое качество для музыканта. 

В России  много всемирно известных музыкантов. Обширный репертуар? Этим трудно поразить, каждый второй считает, что ему по силам исполнять все подряд.  Виртуозов – пруд пруди.  Но сегодня на фортепьянных вечерах все чаще ловишь себя на мысли, что вообще-то рояль -- это ударный инструмент!   На жаргоне музыкантов это называется «играть быстро и громко», поражать виртуозностью. Быстрее, еще быстрее, чтобы дух захватывало, будто смотришь соревнование по скоростному спуску. И еще громче….

Поговорите с музыкантами, кому сегодня 45-50 лет.  Их учили, указывая на две иконы, Рихтера и Гилельса, виртуозов с широчайшим репертуаром. Те из них, кто посмелее, признаются, что в своей концертной бравурности Рихтер был просто скучен. Он начинал тапером в Одессе, и это таперство никуда не делось за годы работы на лучших сценах. Он брал виртуозностью, экзотичными трактовками  замысла композиторов.  Гоня, например,  финал первого концерта Чайковского галопом, как рысаков по ипподрому.  И эта традиция привилась сегодня прочно.

 О музыке же, которая рождалась под руками Гилельса  достаточно сказать лишь одно слово -- «перлé».  Любой музыкант знает, что это.  Каждый звук объемен, глубок, не сливается в невнятицу с соседними, а переливается оттенками. Пальцы бегут по клавишам, рождая из жемчужин мелодию.  Звучание, лишенное концертной показухи. И собственный голос, который не спутать ни с чьим иным. Такие исполнителей единицы -- Сергей Рахманинов,  Владимир Горовец,  Лев Оборин, Глен Гульд, Эмиль Гилельс.  Сегодня это редкость.  Ударный рояль прочно формирует вкусы публики. 

Репертуар Гилельса тоже поражал широтой, но за этим стояла не всеядность, а штучный отбор.  Мучительный, как нравственный выбор.  Его прочтение произведений было тонким сплавом эмоций композитора и исполнителя.  Самая высокая ступень исполнительского искусства –  когда «есть, что сказать», а не просто «сыграть на рояле».

«Говорить о музыке—все равно, что танцевать архитектуру», -- афоризм, который приписывают Фрэнку Заппа, американскому рок- и джаз-композитору.   Броско сказано.   А как о ней не говорить, не облекать в слова, что музыкальные традиции что-то приобретают, а что-то утрачивают?   Чистота звучания, бережное касание клавиш, то самое «перле»  --  многие ли сегодня знают, что это...  

Поэтому непременно сходите 12 декабря в Большой зал консерватории.   На концерт, посвященный столетию  со дня рождения Эмиля Гилельса.

Из вступления его внука – Кирилла Петровича, из личных писем Эмиля Григорьевича вам приоткроется  его незаурядная личность.  Вы прикоснетесь к его репертуару –  его самый любимый концерт Сен-Санса №2, а еще и концерт Грига «ля минор»,  и третий концерт Бетховена.  Не будет камерных пьес, но это и понятно: у кого хватит сегодня духа состязаться с маэстро в «перле». Зато будет идиллический концерт Моцарта «фа-мажор» для трех фортепиано. Правда, Гилельс исполнял его, как правило,  с дочерью Еленой, ему было вполне достаточно двух инструментов….

Так что либо вы сумеете насладиться «перле»  -- причем live,  -- либо убедитесь, что  рояль действительно ударный инструмент.  Это уж как карта ляжет.  Но в любом случае вам откроется многое из традиций удивительной отечественной фортепьянной школы.  

Комментировать Всего 27 комментариев

не  прашивайте меня^ что такое "перле" и я вам не скажу , что такое hammer-off!

Эту реплику поддерживают: Софья Чмух

Hammer-off это срывы на гитаре, если простите за мой примитив.   "Перле"  -- не прием.  Горовица включи в записи, сразу поймешь 

Эту реплику поддерживают: Михаил Аркадьев

Перле как результат проникающего сквозь дематериализованные клавиши к струне туше :)

Это конечно формулировка супер-профессионала.   Но я рада, что по крайней мере хоть с самим понятием перле не ошиблась.   )))) 

термина срыв на гитаре не существует

а я не уверена, что существует тормин hammer off,  кстати.   Hammer on  -- да, pull off -- да,  а вот этого.....  как-то нет

Те из них, кто посмелее, признаются, что в своей концертной бравурности Рихтер был просто скучен. Он начинал тапером в Одессе, и это таперство никуда не делось за годы работы на лучших сценах. Он брал

Леночка, тут я должен решительно отреагировать: ничего общего с Рихтером как с художником высшего уровня, эта характеристика не имеет. То есть вообще - ничего. Рихтер покорял вовсе не виртуозностью, , а наоборот, полным погружением и жреческим служением истине в музыке.  Не говоря уж о том, что его неповторимый проникающий звук преодолел все внешние красоты и стал проводником чистоты и метафизического пламени. Это вовсе не мое "мнение". Виртуозно-негативный миф о Рихтере, придуман не очень высокого уровня почитателями великого Гилельса. Не стоит его повторять, тем более в форме общепринятого суждения. Точнее всех сказал о Рихтере, несомненно, Гульд, он был свободен от любых местечковых мифов и групповых разборок:

Эту реплику поддерживают: Елизавета Титанян, Елена Пальмер

Мишель, скорее всего вы 1000 раз правы.   Я не с чужого, со своего голоса пою, и это мое суждение.  Мне кажестя, что Шуберт у Рихтера -- нарочито медленный, до мучительности, с каким-то неуместными паузами.  И мн. др. могу написать.  Но не буду, чтобы не окорблять ваши чувства.  

Спишите на пошлость такого  клоунского жанра, как публицистика.   В материале же должен быть конфликт и драма ))))).   

Дорогая Лена, надеюсь, ты (мы же на "ты" ;)) отдаешь себе отчет, что любой великий художник и интерпретатор бесконечно разнообразен и непредсказуем. Вот этой записи ностальгической и одновременно трагическо-военной ля минорной сонаты Шуберта, думаю, будет достаточно, чтобы ты посмотрела на рихтеровского Шуберта совершенно иначе:

Эту реплику поддерживают: Елена Котова, Елена Пальмер

Миша, спасибо уже за то, что вы согласились говорить на эту тему с таким относительным профаном, как я .  СПАСИБО! 

Эту реплику поддерживают: Михаил Аркадьев

Неуместные паузы у Рихтера? Этот человек чуть не первый (после Бузони и Эдвина Фишера)  научил нас напряженно вслушиваться в тишину, ЗАПИСАННУЮ композитором,Леночка. Рихтер просто предельно внимательно и страстно подробно читает авторский текст. По своем опыту знаю, что это парадоксально приводит к неожиданным интерпретационным вариантам, неожиданным по отношению к привычным традициям просто хорошего исполнения, которыми и  живет огромное количество музыкантов и  слушателей. А гении были всегда экстремалами, на то и гении. Это у Клементи или Керубини, или  даже у почти гениального Вебера, например, такие паузы были бы неуместны, но никак не у Шуберта, о котором Томас Манн не зря писал: "Гений Шуберта, осененный смертью".

Эту реплику поддерживают: Елизавета Титанян, Елена Пальмер

А в поддержку абсолютного гения Гилельса, вот лучшее , непревзойденное никем (и, думаю уже никогда) исполнение концерта Чайковского, с NY Phil и Зубиным. Тут ему уступает и Рихтер и более ранний сам Гилельс:

Эту реплику поддерживают: Надежда Рогожина, Софья Чмух, Елена Котова

танки уступили трем роялям

Я очень жду этот концерт! жду те самые 3 рояля на одной сцене и концерт Моцарта в исполнении 3-х пианистов! 

Эту реплику поддерживают: Михаил Аркадьев

Предлагаю сменить слоган "Пушки вместо масла"  на "Рояли вместо танков" !  

Эту реплику поддерживают: Софья Чмух, Михаил Аркадьев

Рихтер играл концептуально аффектированно , что конечно было круто , но сейчас слушать тяжеловато. То есть, он ориентировался на экстетически глуховатую публику, причем из числа тусовки.

Эту реплику поддерживают: Елена Котова

уважаемый Игорь, очень радует Ваше глубокое понимание фортепианного искусства! Вот только никак не могу согласится с Вами по поводу концептуальной аффектированности - по-моему, на лицо все признаки аффектированной концептуальности!

Елен, музыка штука настолько деликатно-субъективная для восприятия, что не соглашаться друг с другом, по-моему нормально. Разве нет? 

Как же здорово написано! И каких прекрасных и интересных людей зацепило и сколько замечательных комментариев. Спасибо тебе, Лена!

  Спасибо.  Я действительно рада, что набралась смелости написать, что думаю.  

И вижу, сколько людей думают так же, но как-то не находят смелости сказать.   Поскольку рихтерофилы жутко громкоголосы.  

Я не уверена, что так уж прав замечательный Миша Аркадьев в своем высказывании, что негативный миф о Рихтере создан "не очень высокого уровня поклонниками Гилельса".   При всей уникальности Рихтера, он -- вольно или невольно  так или иначе, при всей создал традицию.  И его   последователи ( которые всегда бледнее основателя)  сегодня во всех залах колотят по роялю и сводят репертуар к  вещам, позволяющим максимизировать концертные эффекты. А чистое звучание  становится все большей редкостью 

Нет, Леночка, это НЕ рихтеровская традиция, совершенно. Вот это - точно миф. Рихтер НИКОГДА не гнался за громкостью и эффектами. И его прикосновение всегда мягкое, кошачье, проникающее, этому и я у него как мог научился, воочию наблюдая его тигриную повадку.   Кто же, интересно, конкретно, принадлежит к это "рихтеровской" традиции? Уж не Мацуев ли ненароком?  Это традиция позднекомсомольская, антрихтеровская.   

О поздних комсомольцах, их дочках не будем. это за гранью добра и зла 

А насчет "антирихтеровской традциии" , Мишель, Ты меня позабавил.  Запахло "лженаукой" и где-то даже "троцкизмом".   )))) 

Миш, а в Москве ли? Если да - то предлагаю видаться прямо на концерте!

Сонь, если бы! С радостью бы! В глубокой Китае я ;) 

Поняла ) пошла писать сообщение личное )

Новости наших партнеров