Все записи
11:24  /  14.06.20

15370просмотров

«Забрать все книги бы, да сжечь…»

+T -
Поделиться:

Весь карантин сын в Бруклине страдал – стройка закрыта. Готовка, уборка, спорт, маята от безделья. Рискнула заикнуться ему об почитать – есть же масса всего, до чего руки в свое время не дошли. Он заржал, -- мамсик, ты и скажешь!  И отправился на марш по Нью-Йорку: полицию поддержать, а расизм осудить… Сын у меня чудный, добро нутром чует, а в голове уложить, что вокруг происходит, с этим неважно. 

Любого родителя в любой стране спроси, все жалуется, что дети не читают, а школы жуткого качества.  Недавно за бокалом вина спрашиваю приятеля, что он думает, -- у того пятеро мелких? Пожимает плечами: мол, современное образование может быть заточено только на одно: помочь студенту понять свои сравнительные преимущества и сделать его конкурентным на рынке труда. Так это ж уровень ПТУ, -- говорю, -- кроме работы у человека есть и другие задачи.  Развитие личности, понимание мира, желание передать следующим поколениям культурный багаж, накопленный человечеством.  На это мне был ответ, что для общества это слишком дорого!  История, логика, литература, музыка, -- все что зовется liberal arts, широким гуманитарным образованием, -- роскошь и факультатив.  Критическое мышление не поможет денег не заработаешь. 

В лучшей школе Вашингтона, где учился сын, программа истории занимает один (sic!) семестр. На выбор – Древняя Греция или Древний Рим, или Средние века, или новейшая история и так далее.  Поразительно,-- в моей совковой школе история была дважды в неделю каждый год. Учебник истории сына поразил не меньше: главное сражение Второй мировой -- Пирл Харбор. О Сталинграде, Нормандии, бомбежке Дрездена – ни слова. Иностранные языки считаются пустой тратой времени и в Штатах, и в Британии.  Зачем, раз мы весь мир заставили говорить на своем? Тут не только советскую школу вспомнишь, а даже, прости господи, Энгельса, который сказал «Сколько языков ты знаешь, столько раз ты человек». 

Мой самый близкий друг – из сливок истеблишмента Германии, кстати,  – слыхом не слыхивал имя Курта Воннегута.  Фейхтвангера, знает, но не читал.  Гете читал, Фолкнера нет,  Кафку знает, о Бальзаке только слышал, -- короче, программу совковой школы осилил где-то на треть. Пре-рафаэлиты в его представления это те, кто до Рафаэля жил, пришлось объяснять. Из архитектуры знает только баухаус и ар-нуво. Так он еще очень и очень образованный человек, если с другими сравнить!  

В Лондоне у меня был ухажер, топ-менеджер международной хай-тек компании. Не знал, кто такой Оливер Кромвель.  Считал, что это «кажется, какой-то наш премьер, где-то перед Первой мировой…».  На днях вспомнила этот казус в беседе со своей учительницей иврита – та тоже жаловалась на гадкое образование в израильских школах.  Выяснилось, что и она о Кромвеле не слышала.  Эка парню не повезло.  Объясняю ей, -- уже на пальцах, --что парень рулил Англией в XVII веке, а училка спрашивает, какая разница, кто был «главой правительства» Англии так давно. Говорю, что дело в английской буржуазной революции, смене формаций и вижу, что у девушки мозги клинит.  Хотя она через месяц получает диплом по психологии, и примется продавать свои конкурентные преимущества пациентам.  Насчет Юнга я спросить не рискнула, а то еще выяснится, что она и Фрейда не читала… 

Не зря в Древней Греции было столько бесполезных для жизни богинь. Калиопа – эпическая поэзия, Эвтерпа – лирика, Мельпомена – трагедия, Терпсихора – танец, Клио – история,…. и так далее.  Все эти тру-ля-ля как раз о развитии личности и постижении мира. Лютер объяснял, что семь вольных искусств, включая геометрию и музыку, объясняют механику мира. Грамматика, риторика и логика объясняют язык, то есть мышление.  Лютер учил, что истинная христианская вера держится не на нутряных ощущениях морлоков, а на гигантском своде человеческих знаний.  А морлокам, что Мартин Лютер, что Лютер Кинг, что Флойд… Они усвоили лишь то, что все равны и одинаково значимы, а то, что за этим стоит целая эпоха Просвещения – им неведомо.  Оторвавшись от соцсетей, где все равны, морлоки сбиваются в племена и валят на улицы с лозунгами “no justice, no peace”. Не понимая, за что именно идут, потому что никогда не знали главного лозунга Просвещения. Sapere aude!– «Дерзай думать!». Их готовили только к рынку труда, а больше ни к чему не подготовили. Максимум, что они читают, это био Стива Джобса – крутой же чувак! Так и оттуда почерпнули только, что все кругом ‘sucks’ и ‘crap’ – отстой и дерьмо.  И идут с этим знанием наперевес, в уверенности, что они самые умные.

Абсолютно везде так. NewYorkTimes попросила колумниста написать что-то взвешенное о Флойде. Тема стремная, автор решил, что лучше только о фактах. Написал, что по статистике ФБР среди черных криминалитета больше, чем среди белых. Стало быть и случаев неоправданной жестокости полиции в отношении черных тоже больше. Тут и началось: «статистика ФБР расистская» (не шучу!).  Не тычьте нам статистикой в морду, мы нутром чуем, что там, где белому в морду ткнут, там черного убьют.  В итоге колумниста уволили, а Твиттер теперь банит... слова «статистика» и «ФБР». В России по пьяни Ефремов человека убил, его накажут, тут можно только говорить о трагедии смерти одного и сломанной жизни другого. Так полился такой поток дерьма «казнить нельзя помиловать», что и запятую не всунуть, не замаравшись. 

ПТУшники жутко активны.  Они антифашисты и антирасисты, они за справедливость и против произвола, за чистый воздух и против школ по пятницам. Они сносят памятники в Штатах и Британии – это история ни о чем. У них нет эмпатии – ей же учит прежде всего литература. Им не откроется музыка Моцарта и Генделя – они могут слушать музыку только, если при этом в айфоне lyrics читать. Они мыслят стигмами «правые-левые», «белые-черные». Кто не с нами, тот против нас. Через эту стену ток в будущее не идет, транслируются только паршивые манипуляции.  

С ними морлоки как раз в ладу!  Клеймя неравенство, они не подозревают, что ищут его не там. Оно не в кошельках, цвете кожи или доходе на душу населения. А в пропасти между критическим мышлением, выработанном образованием, и нутряными понятиями, продуктами невежества. Это неравенство их как раз устраивает. “Фейхтвангера, дура, читала?”  Тогда жги, грабь, распинай и … люби гусей.   

                                                                                                                                                                                        *** https://www.facebook.com/elena.kotova.39

 

 

Комментировать Всего 2 комментария
Елена, спасибо за статью!

Есть люди, которым это важно. 

Надо просто успеть передать это другим, из младших поколений. Необязательно своим. 

Мы успеем, потому что Интернет нам в помощь. Раньше труднее было - и то нам предыдущие поколения передали. Не всегда наследованием по прямой.

И в цифре всё сохраним, в облаках:))) И систему передачи в будущее оптимизируем.

Мы своим - успели, им теперь жизни не хватит добирать и развиваться. Но читают, думают. И языки. Старшие внуки уже очень:))

Эту реплику поддерживают: Елена Котова

Привет от Стругацких! Разделение на "люденов" и остальных... Интересно жить в мире, где правила для элоев устанавливают морлоки. Потому что их большинство. Еще интереснее - когда морлоков - угнетаемое меньшинство, и они уже поэтому правы.

Эту реплику поддерживают: Светлана Горченко