Все записи
13:32  /  29.01.21

12714просмотров

Василий Лановой: мужество отстраненности

+T -
Поделиться:

«Если вы пришли за правдой, то вы ошиблись лавочкой», -- говорит герой Василия Ланового в спектакле по пьесе Э.-Э.Шмитта «Посвящение Еве».  «Правда», «любовь», «одиночество» -- не более, чем слова. Они ограничивают смыслы явлений, чувств, опыта, многогранность самой жизни, которую проживает человек.  Тем, что лежит на поверхности, что можно легко и безболезненно высказать. 

Василий Лановой ушел, оставив нам вереницу героев, с которыми мы росли. Принц Калаф – романтичный герой-любовник,  и генерал Варавва в «Офицерах» --  мужественный воин, несущий в себе невысказанную любовь. Генерал Вольф и граф Вронский, о чьих душах сложно что-либо сказать.

Казалось, что Лановой всегда виртуозно перебирал разные оттенки одного и того же архетипа – человека сильного и закрытого, чувственного, но не особо обремененного рефлексиями. 

В оболочке этих образов проживал несколько жизней удивительно глубокий человек.  Об этом мы либо подозревали, либо нет, но раскрылся бездонный мир Василия Ланового не в киноклассике, а в маленьком спектакле театра Вахтангова  «Посвящение Еве».  Очень камерном и очень вечном – больше двадцати лет на сцене. 

Его герой в пьесе -- закрытый, надменный человек, которому претит говорить о чувствах до такой степени, что возникает подозрение, есть ли они у него вообще…. Драматургия сюжета заставляет его раскрыться,  -- герой это делает по каплям, через силу.  Он любил, но предавал любимую, уходя от нее в скорлупу выбранного образа. Он глубоко запрятал свой талант любви, настолько мощный, что близость дорогого человека всегда была для него несоизмеримо большим, чем «дух мягких тапочек и белья с лавандой», что зрителя удивляет: так сразу и не скажешь… Уход любимой – сначала из его жизни, а потом и из собственной – дважды перевернули душу, но не убили любовь. Она живет в письмах, в воспоминаниях и ощущениях. Сокровенных, питаемых не совместностью, а одиночеством. Вынужденное признание в силе этой любви для героя мучительно. 

«Загадочные вариации» -- подзаголовок спектакля, --  это и есть мир чувств, их полутонов и смысла, который поворачивается разными гранями. Правда о нем недоступна и относительна, выбранное героем одиночество – абсолютно.  В этом спектакле Василий Семенович, -- на мой взгляд, -- сыграл самого себя. 

Человек, всю жизнь создававший образы классических героев, и защищающий свой внутренний мир от публики броней этих образов. Отстраненный от них, и отчужденный от самого себя -- это цена дара перевоплощения. По крайней мере таким я буду помнить Василия Ланового.                                                                                                                      

                                        ***     https://www.facebook.com/elena.kotova.39