Все записи
16:50  /  2.02.15

18717просмотров

«ЛЕВИАФАН» ПО-АМЕРИКАНСКИ

+T -
Поделиться:

Не могу и не хочу серьезности. Депрессивно это, а значит, сегодня просто запретно, и вообще, люблю я стёб. И не надо упреков в отсутствии святого. Зачем о святом в публичном пространстве.

Смотрю я, стало быть, «Карточный домик», качественный, увлекательно-развлекательный сериал, и не понимаю, почему в Америке никто не идет, как на бой, в спор о том, вскрывает ли этот сериал смердящие раны или клевещет на действительность. А почему в России те, кто уверяет, что гнусный сценарий для Звягинцева и Роднянского наваяли вражеские спецслужбы, проморгали, что те же спецслужбы -- кто же еще, если они там всем заправляют, -- и на собственную страну пасквиль настрочили? И не на два часа с хвостиком, а на много сезонов. Не сравниваю эти два артефакта, к чему сравнивать фильм и сериал, притчу и триллер. Но различие в зрительских реакциях обойти стороной не в силах. Никого не удивляет, что главный герой «Домика», конгрессмен Андервуд, идет по трупам к власти, это закон жанра, триллера. Однако, идет он по трупам не фигурально, а чисто конкретно. В первой же сцене отвинчивает голову собачке. Затем, превратив джип другого конгрессмена, в газовую камеру, убивает и его. Разматывающую убийство настырную журналистку и собственную любовницу Андервуд сталкивает под поезд, влюбленного в нее редактора отправляет на пожизненное заключение, а главу профсоюзов учителей подставляет под уголовку – за нападение на себя, то бишь конгрессмена при исполнении. Жена Андервуда – под стать мужу. Увольняет глубоко беременную сотрудницу и лишает ее страховки, без чего той ребенка не доносить. Не огорчается что муж трахает настырную журналистку -- работа есть работа, после нее и марихуанки неплохо покурить.

Зритель все ждет, когда же карточный домик злодейств развалится, и главного героя постигнет кара. А тому хоть бы хны, в президенты пролез. Куда мэру северного города до него, заметим в скобках. И не только главный герой и его жена – отпетые негодяи! Вокруг них собралась совершенно замечательная публика.

Глубоко беременная правдолюбка трахалась с чужим мужем. Убитый конгрессмен – алкаш и наркоман. В губеры он бы все равно пролез, но ему не вовремя подложили проститутку. Мерзавец, изнасиловавший вслед за женой Андервуда в морской пехоте все, что ползает и шевелится, стал генералом и получил орден. Жена президента великой державы страдает от психического расстройства. Впрочем, ее муж тоже. Мужем жены президента манипулируют все, кому не лень, не только Андервуд. Руководитель его собственной администрации, его лучший друг, магнат, закупающий радиоактивные вещества у китайской мафии, его пресс-секретарь – по совместительству любовница, ранее подруга покойного алкаша-конгрессмена. О мелочах, вроде взяток неподкупным полицейским, укрывательстве, телефонном праве, можно не упоминать. Равно, как и о шантаже парламентариев их гнусным прошлым, которое, заметьте, есть абсолютно у каждого. Но не могу не отметить, что вице-президент, старый маразматик, ручку со стола президента в Овальном кабинете спер.

Вообще-то у них покруче будет. Детей в «Левиафане» любят и даже бескорыстно усыновляют, а в «Карточном домике» -- терпеть не могут и забывают, как только папа-алкаш из кадра исчез. Северный мэр в воздух пальнул, чтобы настырного адвоката запугать, а конгрессмен журналистку под поезд шарахнул. Теологии Андервуда не обучали, но по словоблудию с амвона он особо не уступает северному «владыке».

Не очень понимаю слово «чернуха», но чую, что это примерно, как очернительство. Клевета то есть. Если так, то «Карточный домик» -- чернуха полная. А великая держава, офигительно патриотичная, оплот демократии и царства закона, не содрогнулась, ее интеллектуалы не пошли на смертный бой. Кто хотел, смотрел, жуя чипсы или яблоки, кто не хотел – не смотрел.Не вызывает досады, что «Левиафан» предают анафеме те, которым мы позволили создать реальность, на материале которой построен фильм. Вызывает грусть, что и те, кто не приемлет создателей этой реальности, не находят в себе внутренней силы не мерить ею искусство. Одни ищут в зеркале происки врагов, другие – в нем же -- духовную отправную точку для очищения или прибежище истерзанной души. И вместо удовольствия от классного фильма – притчи, кунстштюка! -- опять страдания, война и даже павшие на поле боя.

«Ненависть девятнадцатого века к Реализму -- это ярость Калибана, увидевшего себя в зеркале. Ненависть девятнадцатого века к Романтизму -- это ярость Калибана, не находящего в зеркале своего отражения», -- давным-давно сказал Оскар Уайльд. Впрочем, что-то меня понесло в серьезность.

Можно продолжить этот разговор.  В особенности с теми, кто не может комментировать тут.    Приходите вот сюда

 PS.  Случайно зашла на gazeta.ru -- чёрт! -- сперли мое название  "левиафан по-американски".    Приляпали к политагитке.  Ну что за страна! 

 

Комментировать Всего 77 комментариев

Корректно, емко, точно!  Отличный текст.

PS моему мужу и мне очень нравится "Карточный домик" (кстати, любимый сериал Обамы) именно за очень жесткий сюжет о том "как делается и на чем строится политика". Сценарий нмв ближе к правде, нежели в других сериалах/фильмах на подобную тему.     

Эту реплику поддерживают: Ирина Громова, Алекс Лосетт

Алекс, наверное надо.  Только без придыхания.   Кстати, к вопросу о придыхании -- это по поводу текста  о скрепах.   Я к автору этого текста никак не отношусь, я его не знаю.  Значит, по определению, отношусь хорошо.  Но на фига капитализировать на заимствованном названии, нафига поливать духи и шампанское, и затевать диспут вообще не в тему оригинального материала.  После того, как спер название.   Сорри, у меня такие же жесткие критерии, как и у вас. 

Эту реплику поддерживают: Ирина Громова, Алекс Лосетт

на фига капитализировать на заимствованном названии, нафига поливать духи и шампанское, и затевать диспут вообще не в тему оригинального материала. После того, как спер название.

who knows :))) Лично я чешу репу:))

Леночка, фу-фу-фу, давай не участвовать в диспутах такого рода. Каждый волен писать, что вздумается, буквы-то общие... Оставь это

хм... надо будет посмотреть

 Точно, туплю.   "Карточный домик" посмотреть, Алекс, или "Левиафана? 

Алекс, думаю, что не пожалеете (если, конечно, вообще любите сериалы).

Кевин Спейси - блестяще играет, экстремальный, дьявольский цинизм, наложенный на ежедневную рутину (как тут не вспомнить Ханну Арендт с ее книгой о банальности зла)

Робин Райт - подстать своему партнеру.  Внешне интересная, очень умная, проницательная женщина, жена и соратница, но на самом деле - мертвец в облике утонченной блондинки. Потому что у нее нет настоящих эмоций, переживаний, чувств. Все загоняется-утрамбовывается внутрь, а загнанные эмоции выжигают внутренности.  

Эту реплику поддерживают: Алекс Лосетт

а загнанные эмоции выжигают внутренности.

Как всегда, если женщина за что-то берется, то переплевывает мужа.  Райт затмила Спейси, нмв,   а ее героиня -- Андервуда, главного злодея.  Считает быстрее,  хладнокровнее творит зло, но еще цепляет своим злом больше мужа,  выбирает самое эмоционально больное и хлещет наотмашь. 

Эту реплику поддерживают: Christina Brandes-Barbier de Boymont

У меня как раз кончился сериал Good Wife. Новый хороший сериал кстати будет.

Эту реплику поддерживают: Christina Brandes-Barbier de Boymont

Знаю Good Wife )))  Но нет сил смотреть все-все. Приходится что-то отсекать. )) 

Кристина.  Я обожаю ваши комменты, и спасибо, что первой откликнулись на мой пост.  Но от стёба удержаться не могу: неужели ТАМ все точно также?  

ТАМ, это "у нас"? Да, во многом, то же самое

Мерси, мерси, мерси ! ))) (раскланиваюсь) 

На самом деле, Елена, мне очень льстит ваш отзыв. Спасибо!

Не могу судить о Штатах, никогда там не жила, но интуитивно ощущаю определенное реальное отображение положения вещей. Я даже не удивлюсь, если окажется, что некоторые эпизоды полностью совпадали с тем, что происходило/происходит  в жизни. 

The House of Cards не первая киноработа  на эту тему. Вспомните  "Три дня Кондора"  или "Вся президенткая рать" , где тоже довольно жестко показана закулисная американского истеблишмента, причем второй фильм базируется на реальных событиях Уотергейта.

"Карточный дом" интересен и необычен тем, что в нем нмв показана "рутинность"  (а не экстраординарность) карьеры американского политика. У кого-то меньше крови (или вообще таковой нет. До поры до времени), а у кого-то больше вычурной лжи... 

Но вы абсолютно правы, Елена, что несмотря на все недостатки американской системы, Карточный дом имеет право на существование, на показ, на успех и на ЛЮБОЕ мнение зрителей. Подобный плюрализм (забытый термин времен перестройки!) и есть одна из составляющих демократии. 

Во Франции, конечно же, все иначе. Борьба за власть ведется по другим правилам, не таким "гладиаторским", как в Штатах, больше в стиле "кардинала Ришелье" )))  Шантаж, подставы, закулисные интриги, фотографии любовниц и скутеров со шлемами ))))  

В Швейцарии, наверное, одной из наиболее демократичных стран в мире, политика делается максимально прозрачно, у руля немало адвокатов, выходцев из высокого и среднего среднего класса. В Швейцарии приятно заниматься политикой, если вы честный человек.  

Эту реплику поддерживают: Елена Котова

Кристина, вообще-то мой вопрос был тоже стёб, сорри.   Потому что, во-первых  см. мой жизненный путь :))).  А во-вторых. и это главное, в самом посте как-то нехорошо хамничать, правда?  А очень хотелось написать:  вы все так рубитесь За и Против этого фильма, потому что  все воспринимаете, дорогие интеллектуалы, все до крайности лично.   А это потому, что в зеркале, на которое пенять неча, вы все видите собственную рожу.  Рожу подлости, в одном случае, и сопрочастности к ней и  душевной трусости признать это, -- в другом.

Сейчас, кстати, заново смотрю "Домик".  Уже с сугубо профессиональной т. зрения.   Но об этом уже как-нибудь в другой раз....    

Эту реплику поддерживают: Елизавета Титанян, Christina Brandes-Barbier de Boymont

Вспомните "Три дня Кондора" или "Вся президенткая рать"

но,  "Домик" в смысле жесткача всех переплюнул.  И чтоб уж мало никому не показалось, они еще групповым сексом с водителем не пренебрегают.   Жаль, нет третьего сезона.  Все же волнуюсь я, настигнет FU кара или нет?  

Эту реплику поддерживают: Christina Brandes-Barbier de Boymont

Сезон номер 3 выходит в этом году! Спойлера пока не видела / не читала. Будем-с ждать!

Елена, мое заочное знакомство с вами произошло благодаря бумажной версии Сноба (большая статья о вас).  Я была поражена и восхищена одновременно вашей моральной стойкостью при внешней хрупкости (вообще люблю красивых и хорошо одевающихся женщин. такой вот я эстет)) 

Я быть может не совсем вхожу в число дискутирующих, т.к. фильм посмотрела еще в октябре (в нашей савойской деревне его показывали в оригинале с субтитрами) и  нахожусь под впечатлениями "второй свежести. Фильм понравился, в первую очередь,  как талантливое,  целостное художественное произведение, особенно запомнилась работа оператора и художника-постановщика. Говорить о реальности/нереальности сюжета наверное не правомерно - есть определенные законы жанра, композиции, которые режиссер соблюдает. 

Нмв следует обсуждать художественные достоинства картины, талант актеров,  музыкальное оформление. 

от себя добавлю, что фильм мне понравился, но не произвел ошеломляющего впечатления... пересматривать пока желания не возникло. (в отличие от фильмов Тарковского или Джармуши) 

Эту реплику поддерживают: Елизавета Титанян

Кристина!  Неужели я такой неумелый писатель, что даже главную мысль текста не донесла, а он затерялся в подтекстах, которые мне казалис тоньше, чем прям в лобешник? Вот беда-то.

Соотнесение кунстштюка с реальностью -- самое убогое отношение к искусству.   Превращать в ристалище качественный -- соглашусь, что не ошеломляющий -- фильм -- это очередное проявление духовной бедности, несмелости и любви к любого рода схваткам.  Неважно, из-за чего.  Иза-за крымнаша, доллара-рубля,  Навального или закрытия больниц.  Лишь бы почувствовать, что действуешь.  Хотя лучше бы просто помыслить.  В крайнем случае просто получить удовольствие.  Не способны-с.!   

Эту реплику поддерживают: Оксана Шилова

Мне кажется, что в сегодняшней России борьба за "белое-черное" обязательная деталь ежедневной жизни. Линия фронта проходит и по кинУ.

La vie est dure sans confiture

так поэтому и села за комп.  Нет сил уже. Мир цветной,  а тут только "ты за красных или за белых?"

Эту реплику поддерживают: Christina Brandes-Barbier de Boymont

Леночка, справедливости ради должна сказать, что иногда "эффект ристалища" – это программируемый художником эффект, входящий в замысел, в плоть фильма, когда художественное и общественное высказывание неразделимы. 

Или ты не признаёшь жанра фильма-памфлета или романа-памфлета?

признаю.  БОлее того, считаю, что в левиафане по-русски, именно это и запрограмировано.  Поэтому и не все, как видно ниже, хотят смотреть.  Неохота на ристалище.

Скудна духовная жизнь.  Не только зрителя-читателя, но, боюсь, и создателя!

но зеркало не для того ли, чтобы видеть собственную рожу во всей красе?

на шекспира  отвечу Костиком ( Меньшиков): "Заметьте, не я это предложил!"

"Покровские ворота" не видеть невозможно.  Так просто не бывает

В Швейцарии приятно заниматься политикой, если вы честный человек.

Может, поэтому, столько всего так хорошо работает. Мы тут как страна третьего мира. Одни аэропорты чего стоят..........А автовокзалы......А сабвей.....:((((((((((((

Эту реплику поддерживают: Елизавета Титанян, Christina Brandes-Barbier de Boymont

Почему Швейцария работает? Много причин, одна из них - очень жесткий капитализм, но все-таки, с человеческим лицлм))) Протестанизм, который ввел ограничения (даже запрет) на роскошь, минимализм в тренде до сих пор (как в Скандинавии). Довольно суровые климатические условия и отсутствие природных богатств заставляли людей работать  и работать и работать ... ( без забастовок и возмущения). Ну и конечно же, одна из старейших демократических стран мира (до сих пор  существует принцип прямой демократии)

Эту реплику поддерживают: Елизавета Титанян, Алекс Лосетт

 У разных народов мозги исторически все-таки по-разному заточены. В Швейцарии не жила, но со стороны - очень привлекательно кажется.

Эту реплику поддерживают: Christina Brandes-Barbier de Boymont

Мне Ленин текст тоже очень понравился!  Хотя в дискуссии принять участие я стесняюсь,-я не смотрела "Левиaфан" и не стремлюсь увидеть-)) А "Карточный домик"-это да, отличный, нмв, cериал.

Эту реплику поддерживают: Christina Brandes-Barbier de Boymont

Обама знал, чье мясо съела кошка

Обама знает, чье мясо съела кошка.   Странно!  Этот коммент я повесила час назад.  А он исчез!  Занятно.  Сереж, Любимов, это тривиально или непонятно? 

Обама знает, чье мясо съела кошка.   Эту реплику я печатаю в третий раз.  Потому как интересно, куда она девается ровно через пять минут после публикации. 

Я вижу эту реплику опубликованной ровно три раза с некоторыми вариациями. Но по сути сказать ничего не могу. Не судья я ни кошке, ни Обаме )

Опубликовалось в итоге трижды, я думаю, это глюк из-за того, что на странице много комментариев, и надо чуть больше времени чтобы отобразились обновления.

"Домик" не смотрел, но осуждаю! (с)

А если серьезно, то происходит смесь одной иллюзии (которую мы обычно держим за реальность) с медийной (которая совсем уж смешно работает). Это забавный процесс. По-моему он неплохо отражен в сериале "Черное зеркало"

Эту реплику поддерживают: Елена Котова

Черное зеркало не смотрела я.  Пока не решила, осуждать или нет.  А как работает медийная иллюзия?  Что-то я туплю.

В Черном Зеркале работа этой машины достаточно неплохо исследована. В двух словах не пересказать. А у меня уж полтретьего ночи )))

а как по-английски? Вlack Mirror?

Эту реплику поддерживают: Саша Копов

Елена спасибо. 

Отличный текст)) как всегда!

Перавый сезон смотрела -) а второй пропустила.. сейчас наверстаю)

Свет, да фильм, собственно, не то, чтобы ах.  А второй сезон -- вообще дерьмо.  Для меня он закончился на потрясной, отвязной смелости этой бабы, Клер Андервуд.  Но сценаристу не удобно было делать ее мужа президентом на следующий же день, после того, как он пролез в вице-президенты.  Поэтому между этими двумя событиями -- тоскливый, повторяемый мусор.  Впрочем, это, наверное, перебор, не мусор, а просто снижение градуса.  

 Но вот почему никто не рубится насчет того, что это клевета на американскую действительность ?  Вот ведь что обидно.  

это ж soap все-таки) если вспомнить сериал 24, про всесильного Джека Бауэра, там Американский президент и с террористами в заговор вступал и даже с русскими. Главное, что его победили. Боюсь, Андервудов тоже победят в следующем сезоне, который скоро уже должен выйти, где должны быть и pussy riot и вче, все, все. 

 Если Андервудов не победят, то это будет сильным геополитическим фактором в схватке спецслужб на поприще  КИНО. А если победят, то  -- вааще -- КИНО.

Эту реплику поддерживают: Юрий Брисов

Чёрт, Лена, я как те рабочие и матери-героини, что не читали Пастернака, но желают сказать – ни того, ни другого не видела, даже отрывков, но согласна с твоим принципом на 211 процентов – только убогая и закомплексованная напрочь личность или страна обладает такой высокой степенью параноидальной подозрительности и всюду ищет (и отыскивает ведь!) заговоры, интриги, намёки и "издевательства"

Как у Шекспира – не на мой ли счёт вы грызёте ноготь, сэр?!

Это о тех, кто поносит Левиафан.   Так с ними, в принципе, все понятно и реакция не удивительна.  Я о тех, скорее, кто истерически хвалит.  В уверенности, что ногти точно не на их счет грызут.  :)))

Если говорить о фильме, я не соберусь с духом посмотреть его из-за того, что на меня невероятно сильное впечатление произвёл первый фильм режиссёра – Возвращение. Помню, что я смотрела его, забывая дышать, в чудовищном напряжении, я испытывала такую острую почти ненависть к главному герою, отцу, что смогла расслабиться только после того, как он умер.. Остальные фильмы были немного "по нисходящей" для меня, по степени точности, тонкости, уникальности художественного переживания.

Но к твоей теме это отношения не имеет, конечно. Что до темы, я вспоминаю замечательную работу Олега Борисова и Кайдановского в фильме Рафферти времён позднего Советского Союза. Он беспощадно разоблачал, так сказать, язвы американской профсоюзной и общественной жизни. Помнишь такой?

Рафферти помню.  Я тогда девочкой маленькой была, и просто влюбилась в Борисова.   Реально, не по возрасту влюбилась.  Потом еще больше им очаровывалась, уже понимая, что он ироничный, а главное -- удивительно мягко-грустный. 

 Я этим Рафферти много лет грезила. 

Именно Рафферти? Персонажем? Или всё-таки Борисовым и его игрой? Это важно. Я тоже в юности была влюблена в двук кинонегодяев, но в тех был хоть какой-никакой романтический флёр.. А этот - он же гнусь...

Справедливости ради, netflix очень мандражировали перед выпуском первого сезона. Не были уверены, как общество отреагирует.

 А теперь я уже начинаю думать, что дело не в обществе, как мне еще утром казалось.  "Домик" их слабоват, против ошеломительности "левиафана"?   Может, так?  Нет, скорее в "Домике" ясности больше.   Сразу честно назвали главного героя Fuck U"  

Я не смотрел "Левафан" и не буду, поэтому сказать ничего не могу, но "The house of cards" бьет по самому больному у американцев - политкорректности.

Эту реплику поддерживают: Елена Котова

А почему "не буду"?  Из-за массового психоза вокруг? 

Это все говорит только о том, что америкосы потеряли духовные скрепы. А может быть и никогда не имели - ибо похерили зачатки православия на Аляске и в Калифорнии. И о том, что американцы настолько привыкли к подлости и преступлениям, что для них вполне естественно, когда президент и конгрессмены с сенаторами настоящие преступники, извращенцы и ублюдки. Но это не мешает им гордиться свойе демократией и учить людей во всем мире, как им надо жить. Причем огнем и мечом учить. 

Эту реплику поддерживают: Иосиф Раскин, Таня Ратклифф, Алекс Лосетт

Сереж, давно видел живого америкоса?  

Да ну вас, с кавычками и смайликами. Ну нельзя же столько с серьезным видом тривиальные вещи говорить, причем в заведомо узкой компании.

Эту реплику поддерживают: Алекс Лосетт, Анна Квиринг

Так и жизнь тривиальна.  Все не просто объяснимо, но чаще всего и объяснений не требует. И Россия, и Америка, и крымнаш, и рубль, и евреи, и история, и "левиафан", и кино в целом. И власть, и общество, и интеллигентские реакции...  Пойти что ли о радикально новом подумать?  

тогда сама предлагаю: почему мир ведет себя иррационально?

Всё так всё так.  Вот так порой сидишь в выходные и думаешь, что бы такого сделать плохого.  Извратить чего-нибудь, сподличать или демократии кого поучить огнём и мечом.  И только звон в ушах (церковный, православный) останавливает.  Но и то не всегда.

Появилось, однако, удивительное явление : помимо двух прямо противоположных крайностей ( ругать или хвалить фильм ) есть колоссальная группа людей, которая говорит примерно следующее : "Не пойду смотреть ни за что на свете! " .

Тоже, в общем , позиция.

Наверное, есть на то причина?  так мне кажется. 

Действительно, красавцы, особенно Робин Райт. Как мне кажется, она с возрастом стала выглядеть более утонченно, по-французски называется elle a de la classe 

Сочетание жесткости и грации фантастическое.  Обе эти грани технично работает в образе, движут не только характер героини,  но и драму всего фильма.  Она постоянно зеркалит Спейси, даже забивая ее в этом.  И в этом тоже шарм:  ее-то героиня посильнее Андервуда будет.        ... et de style exquis.   :)

Эту реплику поддерживают: Christina Brandes-Barbier de Boymont

На мой взгляд, разница в подходе. Карточный домик - оставляет зрителя смотреть красивую картинку, Левиафан - эпически включает зрителя в то г-но которое показывает на экране.

Вопрос не в том ЧТО показывают на экране, а как и как приэтом позиционируют зрителя.

Эту реплику поддерживают: Елена Котова

-:)) 

Вот уж я обязательно посмотрю Левиафана. Потому что люблю кино. Потому что мне нравится режиссер Звягинцев. Потому что я помню, Лена, как ты написала про фильм "Елена" - сначала он тебе не понравился, потом захотелось посмотреть еще и еще, и т.д....  После этого я фильм посмотрела в интернете, потому как на снобовский просмотр не смогла попасть по личным житейским причинам. Как и сейчас не смогла попасть на Левиафана - внучка у меня родилась - Ниночка. 

Ну а если по теме - неуверенная в себе женщина, неуверенный в себе мужчина, неуверенная в себе страна - в общем, все, кто с комплексами - будут страшиться сатиры-иронии-правды!

Лариса, в точку!  У нас есть потребность смотреть на произведение, как на зеркало.  И бог бы с ним, если бы кому-то не нравилось то, что они там видят.  А вот когда там их нет ( потому, что искусство -- это не зеркало), возникает  турбулентность.   Нет, разве? 

Я не Лариса, но нет. Я так думаю (голосом Фрунзика Мкртчана из Мимино)

У нас есть потребность смотреть на произведение, как на зеркало

черт его знает........ я уже давно смотрю на произведения искусства больше как коллега, чем как "публика".........

Эту реплику поддерживают: Christina Brandes-Barbier de Boymont