Все записи
17:49  /  26.05.13

1210просмотров

Геном коммунизма в России (из серии "Внесистемная оппозиция")

+T -
Поделиться:

Бостонский теракт чеченских американцев, убийство британского военнослужащего на лондонской улице после его возвращения из Афганистана - примеры того, что для терроризма на современной этапе не всегда нужны мощная организация, система снабжения и подготовки. Терроризм стал точечным, возникает спонтанно и неконтролируемо.

Эта угроза более страшная для населения и спецслужб, чем аль-Каида или другие террористические сети. США и Великобритания срочно пытаются найти опорные точки и направления для борьбы со спонтанным терроризмом. Обратились и к науке: подняты результаты всех последних исследований мозга людей с повышенной агрессией, преступников. Высказываются мысли о том, что сканируя мозг и контролируя состояние различных отделов мозга, можно определять вероятность того, что человек совершит преступление, и решить, выпустить его на свободе или остаться в заключении.

Исследования в этой области последние десятилетия, в Европе и США после Второй мировой войны, проводились в научных целях, но особо не афишировались. Часто были покрыты завесой секретности. После Гитлера, нацизма и евгеники, исследования в этой области считались опасными, способными возродить теории о превосходстве отдельных рас и людей, создании сверхчеловека.

Британская пресса (несколько материалов в "Таймс" только 25.05.13)  призывает вернуться к этим проблемам и привлечь науку на борьбу с терроризмом и преступностью. Публикуется новая информация о результатах сканирования мозга преступников.

В последние годы много пишут о геноме человека, о том, что его расшифровка дает науке и людям. Изучается история отдельных личностей и народов по набору генов, составляющих геном. Наука учится удалять и заменять ген, который вызывает то или иное заболевание.

Однако, мы ничего не знаем о нравственном «геноме» человека. Что составляет основу нашей нравственности, морали? Из каких «пар», «блоков» и «элементов» состоит психологический и нравственный комплекс отдельного человека? Как меняется «моральный код» нации, общества, человечества?

                         «Нравственный геном» большевиков. На заре

Основы теории систем, кибернетики, современной генетики и информатики  были заложены идеологом и лидером большевиков (до конца первого десятилетия ХХ века) Александром Богдановым, который попытался создать Всеобщую организационную науку "Тектологию".

Богданова и Ленина объединяло острое чувство возможности изменять действительность, используя волю и понимание законов развития общества. Это чувство пронизывало работы Маркса и Энгельса. Осознание того, что человечество способно познать мир, что процессы в обществе так же материальны, как природа, что, изучая и понимая законы развития природы и общества, можно видоизменять мир, общество, самого человека, охватило интеллектуалов Европы и США в конце XIX, начале XX веков. Именно это сделало марксизм таким популярным учением и могучим общественным движением.

Богданов и Ленин в РСДРП жестко отстаивали позицию: общество можно и следует менять, если сложились подходящие условия. Сложилась революционная ситуация, надо делать революцию. Есть шанс захватить власть, надо власть захватить, а потом уже разбираться, что с нею делать. Не надо ждать, пока Россия догонит по уровню развития производительных сил и общественных отношений Англию, а надо воспользоваться ситуаций и захватить власть, а потом «строить» социализм. Это догма большевизма. Это был «ген» их морали, нравственная установка. 

Богданов занимался теорией, подготовкой кадров, обучением, организацией революции 1905-07 гг. Ленин вел практическую работу, почти не вмешиваясь в теоретические споры, отвечал за связи и переписку (потом роль секретаря партии была приписана Крупской, Ленин стал вождем). Именно Богданов выступал, например, на съезде РСДРП в Лондоне в 1907 году от фракции большевиков с докладом (до сих пор в справочниках это «секретят», указывая, что выступал Рядовой, но уточняя, что была одна из партийных кличек Богданова). Плеханов говорил: «Богданов в теории – это Ульянов в практике». Так продолжалось до тех пор, пока Богданов не заявил, что диалектика Маркса и Энгельса – частный случай, лишь небольшая, хоть и важная, часть законов природы и общества, что надо идти дальше и развивать теорию марксизма, не замыкаясь на диалектике. Богданов начал создавать свою «Тектологию».

Начались споры и конфликты, которые поначалу оба старались скрыть от рядовых членов партии. Ленин попытался зайти на поле теоретических споров и написал, под псевдонимом Ильин, книгу «Материализм и эмпириокритицизм». В ней он подверг критике Богданова, обозвав его субъективным идеалистом. Особенно Ленин издевался над его «элементами».

В то время Богданов уже создал основы «Тектологии» и подошел к теории взаимодействия и самоорганизации систем и кибернетике. Он понимал, что в каждой системе есть «организационный центр», который определяет жизнь системы, ее возможности. А при взаимодействии системы обмениваются чем-то, что не является веществом. Кибернетика и информатика появятся значительно позже, и Винер, создатель кибернетики, почерпнет идеи как раз у Богданова, о чем и напишет, предопределив судьбу кибернетики в Советском Союзе («Кибернетика – продажная девка империализма» - выражение,  которое отражало нравственный «ген» большевизма, заложенный Лениным в сознание руководства партии).

Тогда же, не имея под рукой понятий и терминов, Богданов ввел временное понятие – «элемент».

Книга Ленина прошла незамеченной. Философом его тогда никто не считал. До 1917 годы было продано лишь 13 экземпляров, включая авторские. Ответ на книгу Ленина был один – «Конец великого фетишизма», автор – Богданов.

Богданов не только доказал, что Ильин (Ленин) не знал философии, не удосужился даже прочитать авторов, которых критиковал, но и что его взгляды отличались догматизмом мышления и фетишизмом в понимании Маркса. Если Ильин и его группа придет к власти в России, писал Богданов, то это будет огромной трагедией, потому что нанесет марксизму непоправимый урон. То общество, которое построит Ильин, будет предельно жестоким и догматичным. Оно рухнет и отбросит на долгие годы коммунистическое движение.  

Ленин сумел отстранить Богданова от руководства партии большевиков, тем способом, который был для него приемлем. Ленин организовал в Праге расширенное заседание редакции центрального органа партии - журнала «Пролетарий», куда пригласил своих сторонников, а затем объявил это заседание партийной конференцией с правами съезда партии. Был избран новый ЦК, в котором не было Богданова, Красина, Добровольского, то есть тех, кто реально делал революцию 1905-07 годов, но были только сторонники Ленина. Так в  руководстве партии появились Зиновьев, Рыков, Калинин, Сталин, Орджоникидзе и другие деятели известные нам по истории КПСС.

Ленин совершил переворот, и этот сценарий будет повторяться неоднократно в истории ВКП(б) – КПСС. Это стало нравственным «геном» в сознании партии. Горький, который тогда играл очень влиятельную роль в партии, отвечал за финансирование и подготовку кадров, руководил школой на Капри (потом история была переписана и главной школой большевиков стала созданная Лениным школа в Лонжюмо), отказался принять участие в конференции, хотя и был приглашен. Он требовал от Богданова дать отпор Ленину. Надо сунуть Ульянову кулак под нос, писал Горький Богданову, потому что Ульянов понимает только силу.

Но Богданов этого не сделал. Его воля и стремление к власти в партии оказались слабея воли Ленина. Ученый-политик уступил прагматику-политику. История не имеет сослагательного наклонения. Не известно, что было бы с Россией, если бы тандем (ох, уж эти тандемы!) Богданов – Ленин сохранился. Результат известен: начался «ленинский» период развития «генома» коммунизма в России. Об этом в следующем материале.