Пришло время найти в себе силы, в других - смелость, и отменить киноконкурсы. Нужно привыкать к мысли о соревнованиях в любых видах искусства как к оксюморону по существу. 

Система премий и отличий необходима, иначе станет затруднительно доживать до посмертной славы. И вообще - возникнет иерархическая путаница. 

Конкурс, как выбор - возможен только в заданных рамках. Выход за рамки - это то же самое, только по модулю. 

В этом смысле для работы Александра Сокурова "Фауст" необходима другая система координат. Она существует - только произведений в ней меньше, чем требуется для ежегодных соревнований.

 

Представим себе, что кино размещается в трёх объёмах: меньше зрителя, равное зрителю и больше зрителя.

"Фауст" - больше. Объёмнее нашей способности вместить за время одного просмотра и после него. 

Больше возможности в принципе его в себя утрамбовать. Когда речь идёт об освобождении внутри себя - знакомого, в целом, человека - места для персоны совсем незнакомой.

Скоро я пойду на второй просмотр, и надеюсь, что смогу более сфокусировано написать о природе картины. 

А пока подвести черту приходится под тем, что в пространстве "Фауст" расположился так, что киносантиметром его размеры не выявить.

Фильм искривлён (эпизодически - в прямом смысле) тем, что растянулся на территориях литературы, живописи, театра, философии, и частично - в человеческом ливере, даже если где-то там спряталась душа. 

Вы можете возразить, что синтетика кино подразумевает союз различных - иногда враждующих - провинций.

Но тогда я буду вынужден изобрести для работы Сокурова другое определение, а "кино" оставить за скобками.

P.S. Свежее противоречивое интервью