Все записи
23:48  /  21.02.12

12983просмотра

Мода за железным занавесом. Часть вторая

+T -
Поделиться:

Смерть Сталина в 1953 году и приход к власти Хрущева вызвали колоссальные изменения в стране. СССР открывал для себя мир и сам становился более открытым для него: международные обмены и контакты, поездки делегаций за границу и визиты зарубежных друзей в страну, выставка Пабло Пикассо в Москве и Ленинграде в 1956 году, Всемирный фестиваль демократической молодежи и студентов в Москве 1957 года. Но самое существенное, что иной становилась жизнь внутри страны, являющая собой благодатную почву для появления новой литературы, живописи, театра, кинематографа и, разумеется, моды.

С большим опозданием в советскую моду проникает стиль new look Кристиана Диора. Окончательно он утвердился в СССР только в 1956 году с выходом на экраны фильма «Карнавальная ночь», в котором Людмила Гурченко была одета в модель Диора, предложенную им еще в 1947 году. 

Этот «неовикторианский» силуэт, снискавший себе всемирную популярность — узкая талия, приподнятая грудь, покатая линия плеч и широкие бедра, создаваемые многочисленными пышными нижними юбками,— делал женщин более женственными и привлекательными. А поскольку после войн, уносящих огромное количество жизней мужчин, женщины всегда с радостью воспринимали новинки моды, позволяющие подчеркнуть прелести женской фигуры и скорее попасть в центр внимания, стиль new look, осужденный советской идеологией, был обречен на успех у советских женщин.

После смерти Сталина железный занавес, закрывающий нашу страну от внешнего мира, стал медленно и со скрипом приподниматься. Сначала за границу выпустили на соревнования советских футболистов. Затем на гастроли поехал Большой театр — вся труппа с оркестром. Затем цирк, ансамбль Игоря Моисеева, ансамбль «Березка»… На протяжении всей оттепели выездные артисты и спортсмены служили основным каналом проникновения в страну западных модных веяний: они привозили не только новые идеи и впечатления, но и товары на продажу.

Событием, ставшим поистине культурным шоком для всей советской страны, стал Фестиваль молодежи и студентов, состоявшийся в 1957 году в Москве. Это самым непосредственным образом отразилось на отечественной моде. Появились первые фарцовщики — люди, профессионально занимавшиеся перепродажей заграничных вещей. В 1959 году состоялся первый после показа Поля Пуаре в 1911 году западный показ мод: в СССР был приглашен Кристиан Диор.

Появившиеся во времена хрущевской оттепели новые контакты с Западом сильнейшим образом повлияли на создание более гламурного облика советских красавиц, особенно на киноэкране. Новыми кумирами красоты становятся Алла Ларионова, Клара Лучко, Элина Быстрицкая, Ирина Скобцева, Ариадна Шенгелая, Нинель Мышкова, Майя Менглет. Позднее — Наталья Фатеева, Татьяна Доронина, Лариса Голубкина, Светлана Светличная, Татьяна Самойлова, Алла Демидова.

Посмотрите, например, на платье Клары Степановны Лучко, в котором она блистала на Каннском кинофестивале в 1960 году. Платье произвело фурор, европейские СМИ нарекли его «красной бомбой Лучко». Это платье из красного нейлона с металлическими обручами в юбке — один из экспонатов моей выставки «Мода за железным занавесом. Из гардероба звезд советской эпохи», которая откроется буквально завтра, 23 февраля, в Хлебном доме музейного комплекса «Царицыно». 

Майя Плисецкая стала первой советской артисткой, которую сфотографировал журнал VOGUE, до нее на страницах этой всемирной Библии моды появлялось множество русских женщин, но все они были эмигрантками. Плисецкую снимал знаменитый американский фотограф Ричард Аведон, номер с ее фото произвел настоящий фурор на Западе. Взгляните на платье «Радуга» из моей коллекции, оно было подарено Майе Михайловне лично Пьером Карденом, поскольку одно время она была лицом марки Pierre Cardin во Франции. В моей коллекции есть еще два платья Плисецкой от Кардена и костюм Chanel, который Великая Мадемуазель подарила балерине после того, как та показала ее манекенщицам, как правильно ходить по подиуму. 

1960-е годы сопровождались попытками создать свою собственную советскую моду. К производству рекомендовались простые и универсальные вещи без всяких «ультрамодных» элементов. Однако новый силуэт, несмотря на все старания, пришел к нам с Запада: платья прилегающего силуэта, закрывавшие колени на два пальца, юбки, зауженные у колен, юбки-бочонки а-ля Жаклин Кеннеди. В моде были абстрактные набивные рисунки, возникшие под влиянием Пабло Пикассо, а также орнаменты, напоминавшие гриб атомного взрыва, яркие цветовые пятна в стиле поп-арта. Огромным успехом пользовались также блестящие синтетические ткани с люрексом. Популярность завоевали костюмы, а символом десятилетия стало короткое пальто, которое продержалось в моде более 15 лет.

В 1964 году Никиту Хрущева сменил на высшем государственном посту Леонид Ильич Брежнев, а так называемая хрущевская оттепель сменилась брежневским застоем, ставшим не менее интересным периодом в истории советской моды.

Эпоха правления Леонида Брежнева получила название «период застоя», но в области моды даже это непростое время можно считать прогрессивным по сравнению со сталинскими годами.

Благодаря участившимся ярмаркам и выставкам с участием западных фирм, в страну хлынул поток товаров западного производства, которые не поступали в широкую продажу, а распределялись среди людей, близких к кругам, ведавшим внешней торговлей. Появились закрытые магазины-распределители, например, 100-я секция ГУМа, где по специальным талонам финские и австрийские товары распределялись среди высокопоставленных людей. Характерно то, что в разряд вещей класса люкс автоматически попадала каждая вещь заграничного происхождения — югославская, итальянская и т. п. Авторство и дизайн значения не имели.

В 1965 году, по окончании Текстильного института, во Всесоюзный дом моделей пришел работать Вячеслав Зайцев, что стало большим и важным событием для развития моды СССР. До него в советском модном бизнесе практически не было мужчин. Зайцев был и остается талантливым художником, он интересовался западными тенденциями и воплощал их в русском прочтении, благодаря чему получил звание «Красный Диор». Именно Зайцев стал первым отечественным модельером, к которому потянулись звезды театра и кино. Его авторству принадлежит знаменитый балахон Аллы Пугачевой.

На этом, если позволите, я завершаю этот небольшой экскурс в историю советской моды. Скоро вас ждет третья часть моего очерка. До новых встреч!

Ваш Александр Васильев

Комментировать Всего 2 комментария

Спасибо, ждем продолжения и открытия выставки!

Эту реплику поддерживают: Юлия Стрельникова, Тата Донец

C благодарностью отношусь к Вашей работе-хобби!

Чудо,как занимательны Ваши экскурсы в прошлое моды!

Эту реплику поддерживают: Тата Донец