Все записи
12:05  /  28.03.18

385просмотров

« Я худею»: российское независимое кино набирает вес.

+T -
Поделиться:

Принимая «Оскар» за лучший фильм года, режиссёр и продюсер Гильермо Дель Торо сказал, что посвящает его всем молодым кинематографистам: «Каждый, кто мечтает рассказывать фантастические истории о том, что происходит в реальности, вы это можете. Вот дверь. Распахните ее с ноги и войдите». Действительно, фотография Дель Торо со статуэткой «Оскар» в руках вполне подойдёт в качестве иллюстрации к статье «Американкая мечта» в Википедии - вот только на деле так лихо открывать двери у независимых режиссеров получается редко, да и путь к признанию самого автора хлесткой цитаты был далеко не так прост.

 Случилось так, что в одном человеке сошлись таланты оригинального художника и бизнесмена - но далеко не факт, что, не обладай Дель Торо коммерческой жилкой, он получил бы своего «Оскара». Независимое кино страдает от диктата посредников: львиная доля бюджета таких фильмов уходит на то, чтобы добиться хотя бы ограниченного показа в кинотеатрах. Те же посредники забирают потом почти половину собранного в прокате - и для своего следующего проекта молодые кинематографисты, едва рассчитавшись с долгами (это в лучшем случае), вынуждены заново ходить с шапкой по кругу.

 Будто следуя заветам мэтра, всего через 4 дня в российский прокат вышла комедия «Я худею», снятая командой независимых кинопроизводителей без поддержки медиамейджоров. Уже в первый день проката, 8 марта, фильм «Я худею» установил новый кассовый рекорд стартового дня среди российских картин (112,7 млн рублей с учетом рынка СНГ), и в течение уже трех недель  демонстрирует свое исключительное превосходство над конкурентами. Похоже, российское независимое кино набирает вес, в отличие от героини фильма.

Команда проекта состоит из известных в мире отечественного кинобизнеса людей : продюсеров Ильи Найшуллера, Екатерины Кононенко, Алексея Нужного, Николая Куликова, Алены Кремер и Сергея Корнихина. У всех за плечами – опыт крупных и успешных кинопроектов. Формула создания кассового фильма, казалось бы очевидна. за исключением одной постоянной – финансовой поддержки крупного кинопроизводителя.

 За первые четыре дня картина собрала 334,5 млн рублей, это третий стартовый результат в этом году после релиза мюзикла «Лед». «Я худею» окупил себя в три раза, причем за первые четыре дня проката, став при этом не только лидером национального проката, но и войдя в топ международного бокс офиса.  Команда проекта собралась для воплощения идеи именно этого фильма, и по сути являет собой стартап, увенчавшийся таким головокружительным успехом.  За три недели «Я худею» посмотрело 2 млн зрителей, фильм преодолел рубеж сборов в 500 млн рублей.

Режиссер фильма – Алексей Нужный, известен тем, что в 2012 году придумал и снял короткометражный фильм «Конверт» с Кевином Спейси в главной роли. Одна из его последних и самых известных отечественному зрителю работ  - сериал «Ольга» на ТНТ, ставший народным хитом и вошедшим в топ самых популярных сериалов 2016 года. «Я худею» - история девушки, борющейся с лишним весом, на редкость органичный фильм, выросший из «Конверта», мистической истории, произошедшей с писателем Евгением Петровым в исполнении ныне опального Спейси, и помноженный на юмор и умение элегантно подать реалии российской глубинки.  В результате получилось кино, которое приятно и понятно смотреть всем, - редкость для российского, да и мирового проката.

 О том, как снять успешный фильм без поддержки известных киностудий, найти финансирование, собрать удачную команд, важности кинопроката  и будущем кино маркетинга мы поговорили с продюсерами фильма Николаем Куликовым, автором таких проектов, как «Легенда 17», «Горько!» и «Экипаж» - самых кассовых проектов российского кино, заработавших  более 3, 5 миллиардов рублей и собравших более 15 миллионов зрителей в кинотеатрах, и Екатериной Кононенко, за плечами которой российско – американский блокбастер «Хардкор», заработавший более 14 миллионов долларов, а также кинокартины «Любит - не любит», «Кислород» и сериал «Мамочки» на СТС

 Были ли у вашей команды «План А» и «План Б», в зависимости от кассовых сборов? Не только относительно окупаемости, но и что-то типа: «Если заработаем больше такой-то суммы, то сможем реализовать ещё такой-то проект»?

Николай Куликов: План у нас был один - выйти на рынок и выступить ярко. Потому что мы делали кино, которое у нас ещё никто не снимал. Тема, которая волнует миллионы, жёсткая структура истории, лёгкая, развлекательная интонация. Если не это зарабатывает в прокате, то что? Конечно, теперь нам легче будет реализовывать другие наши проекты. Потому что налицо очевидный факт - наши ценности и видение работают. Нам можно доверять.

Екатерина Кононенко: На проекте «Я худею» встретились 6 независимых продюсеров, мы впервые объединились в таком качестве, хотя до этого момента некоторые из нас знали друг друга хорошо и даже уже работали вместе. Но планов объединить свою прибыль и вложить ее в следующее кино у нас не было. Возможно некоторые из нас так и поступят, но не все.

Насколько сложно было найти финансирование на не слишком вписывающуюся в стереотипы российского кино комедию? Или была заготовлена какая-то стандартная история для инвесторов?

 Н.К. На оригинальное, свежее, внятное кино для миллионов людей деньги можно найти всегда. В последние годы все фильмы, над которыми я работал, собирали хорошую кассу. Так что с финансированием проблем не возникло - как в плане государственных денег, так и частных.

 Е.К. Когда ребята пришли ко мне и сказали, что у них есть частичная государственная поддержка на этот проект, но несколько больших студий отказались финансировать его возвратными деньгами, я прочитала сценарий и сразу поняла кому его надо показать. Это было безошибочное решение и инвесторы согласились сразу же. Мудрые люди, с интуицией, сразу подумали так же как и я – это будет народное кино. Надо сказать, у нас сложилась очень сильная команда, это стало для инвесторов важным фактором.

 Какова, на ваш взгляд, роль интернета в продвижении независимых кинопроектов?

Н.К. Такая же, как у кислорода в жизни человека.

 Е.К.Такому независимому кино, как наше, которое способно заработать в прокате приличную прибыль только интернет не поможет. Если кино действительно маленькое и стоит не дорого и нет достаточно ресурсов для продвижения, то осуществить рекламную компанию за небольшие деньги в интернете можно. Надо только очень хорошо продумать стратегию этой компании.

 К сожалению, интернет пока не в состоянии победить телевидение в смысле продвижения кино. Он может являться  поддерживающим ресурсом, и в качестве поддержки это неотъемлемая часть рекламной компании, она необходима и без нее никуда.

Были бы вы готовы, снимая малобюджетный фильм, отказаться от кинотеатрального проката, если бы у вас была гарантия, что только с онлайн-показами проект гарантированно выйдет в плюс?

 Н.К. Во-первых, у нас не малобюджетный фильм. Во-вторых, в вопросе есть утверждение: одни онлайн-показы, без проката, могут принести прибыль. Это не так. Мы сразу делали фильм для большого экрана - как развлечение, которое лучше переживать сообща в тёмном зале, как племя. Если бы вдруг случилось так, что наш фильм не взял ни один прокатчик, это был бы крах. В первую очередь это бы означало, что не работает всё, во что я верю.

Е.К. Я лично таких примеров не знаю у нас в России. Мне кажется такого еще не было. Кинотеатральный показ нужен не только для того, что бы зарабатывать деньги, но и для того, что бы зритель мог увидеть ваше кино на большом экране, вне зависимости от того, какой бюджет у картины.