Все записи
МОЙ ВЫБОР 18:36  /  28.03.19

1608просмотров

"Она это мы": Монологи вагины по-русски

+T -
Поделиться:

 5 апреля в арт-центре «Эфир» пройдет показ спектакля-вербатим «ОНА ЭТО МЫ», в котором исследуется истинная природа современной женщины, ее желания и страхи, счастье и переживания, поиски и принятие себя. 

В основе спектакля — классическая пьеса Ив Энслер «Монологи вагины». Пьеса, ставшая уже классикой, обретает новую жизнь. Новая постановка стала частью одноименного цикла, автором идеи и режиссером которого выступает Лидия Русскова. Соавтором пьесы выступил Александр Цыпкин.

Адаптировав текст под современные реалии, автор идеи и режиссер уделяет большое внимание собственным авторским монологам, в которых выступает с честными, прямолинейными и актуальными высказываниями девушек и женщин в контексте современного российского общества.

 С помощью постановки ее создатели хотят обратить внимание на важность принятия женщиной собственного тела. 

В 1996 году американская писательница - драматург Ив Энслер получила театральную премию Obie за свою пьесу «Монологи вагины», основанную на интервью 200 женщин в разных стран мира, подвергавшихся разным формам насилия.

"Монологи" уже 23 года скандально-триумфально шествуют по сценам США и Европы, их без страха и упрека произносили Наоми Кэмпбелл, Мерил Стрип, Джейн Фонда, Кейт Бланшетт и Ингеборга Дапкунайте.

 Текст пьесы был настолько откровенным, что один из издателей передумал публиковать его, уже заплатив Ив Энслер аванс за издание, но решил оставить автору аванс, лишь бы не публиковать ее провокационное произведение. По правде говоря «Монологи» - текст независимый от гендера: он забавный, лёгкий и ироничный. Пьеса, которая была переведена на 45 языков и шла более чем в 130 странах мира, не теряет своей актуальности до сих пор.

 О трудностях перевода классической феминисткой пьесы в русский контекст, соавторстве с известным писателем-мужчиной, проблемах современного общества и восприятия откровенных тем рассказывают создательницы спектакля:  режиссёр Лидия Русскова, продюсер Анна Лука и одна из актрис, Екатерина Финевич.

 Анна Лука, 40 лет, продюсер 

Почему за основу спектакля взяты именно «Монологи вагины»?

Анна:  Стоит отметить, что первая версия спектакля создавалась  без меня. Я присоединилась позже, с целью развития и масштабирования проекта. Очень отозвалась тема. Предполагаю, что изначально «Монологи вагины» для всех участниц нашего проекта - это толчок, очень сильное вдохновение, осознание, что именно в России это очень важно и актуально. Говорить о женщине. О ее теле, страхах, истинных желаниях.

Лидия: “Монологи вагины” - культовая пьеса, которая, к сожалению, не потеряла своей острой актуальности по сей день. Темы, о которых так откровенно написала Ив Энслер в 90х, по сей день вызывают волну эмоций у зрителя. В современной культуре не принято открыто обсуждать женскую сексуальность, желания женщин, их проблемы, их истории в целом. В 2018 году из 100 самых кассовых фильмов Голливуда, только 31%  были историями, в которых главными героями были женщины с индивидуальными сюжетными линиями. Я не уверена, что у нас ведутся такие социологические наблюдения. Большинство историй, рассказанных о женщинах сегодня, подвязаны к романтической сюжетной линии.

Екатерина: Когда я впервые прочла эту пьесу, она поразила меня своей искренностью. Я никогда не сталкивалась с тем, что можно так откровенно рассказать о настолько закрытых и интимных вещах. Но с каждым спектаклем я понимаю, как важно и нужно об этом говорить.

 Лидия Русскова, 25 лет, режиссер

Российский контекст спектакля, что вложено в это понятие? Каковы были «трудности перевода» оригинального текста на язык современного российского общества?

Аня: Загадочная душа русской женщины, ее виктимность и терпимость. У нас очень несмелые женщины.  При всей своей внутренней силе. В каждой пятой семье зафиксировано физическое насилие со стороны мужчин… женщины молчат (это статистика нашего партнера Amnesty International) Об этом надо рассказывать, равно как и о многом другом.

Русский мужчина тоже находится внутри этого антропологического контекста, именно поэтому мужчинам необходимо смотреть подобные спектакли, чтобы лучше чувствовать и понимать женщин. 

Екатерина Финевич, 40 лет, женщина, мать двоих детей, актриса спектакля "Она - это мы"

Екатерина: Женщины, особенно в нашей стране, с самого рождения живут со множеством табу и запретов. Нас с самого рождения учат тому, что женщина должна. Она должна быть послушной дочерью и женой, но в то же время не должна жаловаться и говорить о своих проблемах, сталкиваясь с домашним насилием - не должна «выносить сор из избы». За таким количеством табу, женщина забыла главное для чего она рождена - быть счастливой. Но чтобы все получилось нужно принять и полюбить себя.

Лидия: У нас возникло желание раздвинуть границы оригинального текста, рассказать честно истории актуальные сейчас для нашей страны. Рассказать истории от лица наших женщин, молодых и постарше, русских и из стран СНГ, замужних и свободных, представительниц разных профессий. В постановке “ОНА ЭТО МЫ” мы честно говорим о сексе, дружбе, знакомствах в интернете, потере ребенка, домашнем насилии. Я и мой соавтор Александр Цыпкин написали монологи современным языком, они легко воспринимаются и каждый точно полностью погрузится в истории, которые мастерски рассказывают 4 прекрасные актрисы. В актерском составе я хочу представить разные типажи, актрис разных возрастов, из разных стран. У нас в спектакле играет актриса из Белоруссии, актриса из Болгарии. 

Какой из монологов героинь спектакля близок по духу именно Вам?

Анна:  Мне многие монологи близки. Каждый из них глубок и достоин размышлений. Я люблю монолог про потерю ребёнка в беременности . Он новый.. очень отзывается во мне. Так как я пережила это.  Люблю монолог «Волосы». В нем вся суть любви. Или ты принимаешь человека таким, какой он есть или пытаешься брить его в прямом и фигуральном смыслах, пытаясь возбудиться. 

Обожаю монолог про первый неудачный опыт. Люблю монолог «Семинар», так как я фанат тренингов. 

 Лидия: Они все близки и до какой то степени прожиты мной через создание пьесы. В историях, рассказанных от лица самых разных женщин, лежит настоящее откровение о любви, дружбе и стремлении всегда оставаться самими собой. Это спектакль – откровение, где молодые женщины говорят друг с другом о принятии себя в женском теле.

 Екатерина: Я не могу сказать какой мне монолог ближе, потому что в каждом есть частица меня. Каждая история находит во мне отклик. От рассказа женщины, пережившей первый неудачный сексуальный опыт до монолога о даре,  дарованного только женщине - рождении ребёнка.

 Соавтором текста пьесы выступил Александр Цыпкин. Как вам работалось с ним?

 Лидия:  При написании монологов я и Александр хотели затронуть наиболее актуальные для наших реалий темы. Например, домашнее насилие. Во время работы над подготовкой проекта мы работали с множеством НКО, которые занимаются поддержкой женщин. Для меня было очень важно рассказать историю женщины, которая столкнулась с насилием дома, так как большинство женщин даже не понимают, что это такое – «домашнее насилие». В 2017 году наш парламент выпустил закон о его декриминализации!! Это по настоящему страшно. В монологе “Анна”, героиня борется прежде всего со своими мыслями, которые озвучивают актрисы. Финал этого монолога написал Александр, и он повергает в шок!

С момента написания оригинальной пьесы прошло уже 23 года, принципы общения между людьми претерпели настоящую революцию. Если говорить о поправке на современные реалии, как отражены в спектакле современные технологии?

Лидия: «Тиндер» - это серия монологов про онлайн дейтинг. В нем четыре разноплановые героини делятся историями о том, как знакомства онлайн повлияли на их жизнь. Одна история вдохновлена прекрасной пьесой Ибсена “Кукольный дом”. Многих женщин возмущает выбор героини, даже наша актриса не могла поверить в то, что кто-то может оставить детей с отцом для того, чтобы посвятить время поиску себя. Ибсен, к слову, написал пьесу 140 лет назад! Ее актуальность более чем пугает и подчеркивает то, что до гендерного равенства….ну далеко нам до него.

Какие планы у вашего проекта на будущее? Вы собираетесь расширять географию спектакля?

Анна: Мы хотим показать нашу постановку как можно большему количеству женщин. Хотим их встряхнуть хорошенько. Рассказать им, что любить и принимать себя - это нормально, что они прекрасны такие, какие есть..  И поэтому нам нужен партнер, как и всем в театральной сфере (Улыбается) Партнер адекватный, понимающий.  Тот, кто поможет нам реализовать задуманное. А именно – доработать все монологи с учетом русской проблематики, и подготовить спектакль к гастролям по России.

С какими сложностями вы столкнулись в создании проекта?

Анна:  Я столкнулась с тем, что не так просто привлечь к проекту партнеров. Думаю играет роль - табуированность темы. Осторожничают. 

 И конечно, экономические проблемы  – театр не является приоритетной статьей затрат у населения даже в Москве. Нетрудно предположить ситуацию в регионах. Так как у нас в планах - гастроли по крупным городам России, а в мечтах - показать спектакль всем женщинам - это актуальный вопрос.

В любом случае мы верим в наш проект и идём вперёд! Спасибо за поддержку нашим друзьям, семьям, рецензентам. Есть очень трогательные отзывы о спектакле:

 «Ваш спектакль подтолкнул к глубоким размышлениям и откровенному разговору с подругой. Мы провели чудесный вечер. Спасибо.»

 «Вчера я была на спектакле, на котором плакала 6 раз. Я сидела и трансформировалась. Сидела и терапевтировалась. Это спектакль про счастье - чувствовать себя женщиной. Вера в хороший театр вернулась.»

«... самое главное - моей дочери-подростку и маме-героине наш спектакль понравился. Я счастлива.»

Фотограф проекта: Валерия Титова