Все записи
17:24  /  31.03.20

751просмотр

Опрос про спрос: русские бизнесмены в КНР - о своих делах. Часть 2-я

+T -
Поделиться:

Как чувствует себя бизнес в стране, которая 3 месяца сидела на карантине? И где теперь, к концу марта выздоровело уже почти 90% пациентов. После длительной, исторической паузы в Китае возобновляются производства, там снова готовы выпускать почти все для целого мира. Но теперь уже тот не готов это принять. От  физической невозможности предложений резкий переход к глобальному обвалу спроса. Этот период, наверняка, войдет и в учебники по макроэкономике.

К 31 марта 2020 года на изоляции оказалась почти половина населения планеты Земля: 78 стран, около 3,5 млрд. человек. Выглядывая дома из окна, теперь многие могут наблюдать то, что еще недавно они каждый день видели по новостям: пустые улицы, изредка пройдет одинокий прохожий в маске… «Жизнь, как в кино». И это вязко накрывает и Россию. Заморожены проекты, планы, возможности…

Как выкручиваются во всех этих обстоятельствах русскоязычные предприниматели в Китае, которые зависят сразу от двух стран, как минимум? Какие антикризисные решения принимают? Есть ли такие, которым пандемия наоборот стала форсажем успеха? Ответы – в серии интервью, которые дали наши бизнесмены из разных городов КНР. Первая часть вышла 27 марта. Теперь – обещанное, еще более увесистое продолжение.

Казалось бы, зачем россиянам про это дальше читать, когда теперь хватает своих карантино-проблем. Почему это важно и простым обывателям? Жизнь каждого из них, из нас в разной степени, но наполнена результатом под названием «сделано в Китае», не так ли? Этот порядок вещей давно стал комфортной нормой. Но вирус всего за квартал все перевернул с ног на голову. И что же теперь там с готовностью порядка вернуться на круги своя? Действительно ли Китай теперь – в ожидании внешнего спроса в этом стремительно сейчас меняющемся мире?!

Итак, опрос. Он базировался одинаково: каким бизнесом и сколь давно занимаетесь, как повлиял Covid-19, как дела обстоят теперь, какие прогнозы и планы, что слышно от коллег?

АлександрГаврик, основатель SCS Group (Гуанчжоу)

- С 2003 года - управление цепями поставок для сетевого ритейла. Более 10 тысяч торговых точек - на обеспечении. Считаемся крупнейшей российской компанией на юге Китая. …За 3 месяца [эпидемия повлияла так, что] минус $500 тысяч на содержание персонала и аренды. Новый год, затем китайский НГ, затем – «корона» в Китае, далее - пандемия... И ещё, как минимум, будет 3-4 месяца последствий.

- С 28 марта китайские границы закрыты на въезд, а мы, на секундочку, держим порядка 50 человек штата в Китае. Соответственно, они сейчас будут мега востребованы, как руки-ноги. Переговоры, проверки качества и предотгрузочные инспекции, решение споров и т.п.  Квалифицированный персонал, да ещё и находящийся в Китае, сейчас - на вес золота. 

- Сместили фокус внимания на Европу, плотно отрабатываем медицинские расходники, причём, стараясь удерживать стандартную маржу и не спекулировать. Россия, до сегодняшнего дня, была проблемным местом, т.к. на большую часть медицинских расходников требуется РУ (срок выдачи 7-8 месяцев). Теперь приняты послабления… Сейчас  важно работать не в стандартном режиме, а 24/7. Мир немного потрясывает, поэтому можно отнестись к работе как к миротворческой миссии. 

- В разгар пандемии «Кантон» не сделал бы чуда никому, нужный трафик не был бы получен, а экспоненты просто потеряли бы деньги. Я бы на месте организаторов (время было предостаточно), сделал бы онлайн-витрину и отснял бы материал по специальным стандартам для участников. Выставку можно было провести онлайн и получить намного более широкий охват. Для нас лично эта выставка давно ничего значительного не несёт, мы знаем своего клиента, это тот случай когда несколько десятков ключевых сетевых клиентов загружают ресурсы группы на все 100%.

- Я вижу время возможностей, многим спекулянтам  даётся шанс заработать подушку для того, чтобы с минимальными потерями перейти из кризисной фазы в стадию роста. Мы уже столько пережили. Российских предпринимателей сложно сломить. Но одно для себя усвоил окончательно - до 25 года российский рынок и его доля в бизнесе для меня должна быть сведена к 20-30% максимум...

 

Людмила Федорова, основатель SkyLex Group (Шэньчжэнь)

- 9 лет занимаюсь бизнесом в Китае. Это консалтинг. Помогаем производителям и поставщикам завоевать китайский рынок. …Когда эпидемия началась, все были в шоке. В январе отдыхали в России, было эмоциональное давление от родственников.  В середине февраля я с тремя детьми полетела обратно в Китай. На меня смотрели, как на чумную. Летели в пустом самолете. Прибыли, дети начали онлайн-обучение. В магазинах все было.

- В марте был повышенный спрос на наши услуги: маркетинг, бизнес-планирование, регистрация торговой марки, фокус-группы, «воронки», сопровождение сделок… Сейчас был запрос по говядине со стороны китайцев. На сегодня Китай по бизнесу – единственная растущая территория по экономике. Америка и Европа объявили о рецессии. Сорвались оттуда  поставки товаров в Китай. А некоторые полки [в китайских супермаркетах] содержат импорт до 30%. Теперь много запросов – что есть на складах, что планируется, откуда привезти? [Потеряв Европу] Российский бизнес срочно переориентируется на китайский рынок. Там просадка по внешнему рынку.  

- [Другие бизнесмены] сейчас рассказывают, что начался крутой период. Если раньше дистрибьютеры долго выходили из спячки, то теперь более энергично все и конкретно. Один из партнеров выражал беспокойство, что теперь с трудом получится продать российское мороженое. Но быстро один контейнер сюда ушел, два туда… Еще два пригнал. …Китайские покупатели сейчас намного более лояльны.   

 

Алексей Печатнов, владелец парикмахерской (Пекин)

- С 2012 года я занимаюсь парикмахерским искусством в Китае. Сначала я работал «на удаленке». Чуть более полугода назад открыли свою студию. Сейчас пытаемся сделать ее уникальной в рамках различных творческих проектов. Все начинало выравниваться и стабилизироваться, как в гости постучала эпидемия.

- С изменением ситуации в Пекине и полным блокированием нашего компаунда в марте, мы оказались полностью отрезаны от наших клиентов. В первых числах пустили крайнего клиента и после обеда закрыли «калитку». До сих пор ситуация не изменилась. Мы по-прежнему закрыты. Но это дало нам время развивать другие увлечения и хобби: фото, кино, садоводство и т.д. Но главное, конечно, что освободилась куча времени для семьи и нашего 4-месячного ребёнка.

- Что тут предпринимать? Если бы все не дергались, уже бы все закончилось. На онлайн-стрижки не перейдёшь и подземный ход не прокапаешь. Другие люди, как и мы, не ловят позитив от этой ситуации, если, конечно, не блогер.

 

Анатолий Гордовский, владелец лаборатории электроники (Шэньчжэнь)

- Ко мне обращаются крупные компании для анализа конкурентной продукции. Помогаю международным проектам «зайти в Китай», довести проект «до ума». За 18-й, 19-й годы было около 300 проектов. Предлагаю инновационные идеи (например, динамическая магнитная полоса), сейчас жду патенты. Предоставляю инженерные услуги, научные: разработки, тестирование, доводки, помощь при производстве… Это в сегменте потребительской электроники. Основные клиенты: Vertex, Amazon, Haier… Зовут в Силиконовую долину, но не хочу уезжать из Китая.

- 2,5 месяца, можно сказать, не работал из-за всей этой ситуации. Многие заняли выжидательную позицию. Или, кто еще недавно производил электронику, перешли на производство средств защиты: маски, респираторы… Сейчас будет подниматься рынок ремонта электроники. Здесь у меня очень сильные позиции.  Для меня не критично. Сегодня – телефоны, завтра - скутеры… Мои инженерные услуги можно приложить к любому бизнесу.

 

Максим Лысенко, представитель «Сима Ленд» (Сямэнь)

- Уже около 10 лет работаю в этой компании. Закупаем товары разных групп в Китае, продаем в России. Полностью весь цикл - от закупа до конечного покупателя. Работаем без посредников. В данный момент по Китаю у нас 3 основных офиса: Иу, Шаньтоу, Сямэнь. Штат - более 10 тысяч человек.

- Спрос, действительно, падает. По факту выпали февраль и март. В январе у нас был отпуск. Заказы, которые не успели отправить до НГ, смещаются на апрель. Грубо говоря, выпадает цикл закупа. Еще сложнее, если товар сезонный. Но, как говорится, нужно действовать, исходя из текущих условий. Все преодолимо, находим новые решения.

- Китайцы начинают работать, запускать производства. Заказы, размещенные сейчас, отправим в нужный срок. Очень надеюсь, что до начала мая ситуация разрешится. Тут загадывать сложно, каждый день что-то меняется.

  

Текст – Тимур Седов (@timsedov)

Фото – автора и участников опроса.

Голосование

Сколь важна для вас экономическая ситуация в КНР?!

  • 6
  • 0
  • 10

 

Комментировать Всего 2 комментария

Да, сейчас в Китае время горячее...