Все записи
14:19  /  13.06.20

527просмотров

«AliExpress Россия»: 10 лет, спрос после карантина и судьба посылок

+T -
Поделиться:

«Заказал себе новую … на AliExpress» - такую или подобную фразу произносят многие из вас хотя бы 2 раза в год, не так ли? И пролетело уж 10 лет, как подразделение мегахолдинга Alibaba пришло в Россию, развернуло мощную деятельность, запустило сайт... За короткий срок он стал одним из самых посещаемых в Рунете. Но до сих пор еще немногие знают, что с осени-2019 компания «AliExpress Россия» перестала быть только китайской, говоря про учредителей.       

Как это повлияло на «правила игры» крупнейшего маркетплэйса, сколь удачно преодолел он карантинную весну, почему застряли посылки в Сингапуре, каким российским продавцам теперь не нужно платить комиссию, сколь они защищены, почему русское название китайских товаров становится все менее смешным..?  Почти час спецкору china.org.cn по телефону об этом и прочем рассказывал Сергей Лебедев, директор в «AliExpress Россия» по взаимодействию с государственными органами.

- Для начала коротко спрошу – как пандемия повлияла на вас, на работу компании весной-2020?

 - Если говорить про образ работы, то IT-компаниям, к которым мы себя относим, работать на удаленке сподручно. Если говорить про бизнес, конечно, пандемия внесла свои коррективы. Особенно в январе, феврале, когда Китай ввел ограничения внутри страны. Понятно, что сократились предложения продавцов. А поставщики не могли отправить  запасы на складах. За время пандемии мы сильно выросли в локальном бизнесе. В апреле у нас на площадке была положительная динамика роста российских продавцов. А в мае мы выросли на 26% к апрелю - это динамика роста трансграничных продаж.

- Как сообщается на вашем сайте, в марте продажи зубных щёток и пасты выросли на 311% и 250% соответственно, а свечей – вовсе на 367%. Заказы продуктов - на 154%. Спустя 2 месяца, какая картина получилась в финале карантина?

 - Наступил дачный сезон. Поэтому у нас сильно растут сопутствующие товары: например, продажи товаров для сада выросли на 600%, а продажи мебели для сада выросли на 3000%. В апреле наблюдался бум продаж бытовой техники: на 200%, по сравнению с апрелем 2019. Особенно активно покупали холодильники, спрос на них вырос на 350%. Растут и другие категории: товары для хобби, детские товары, домашняя одежда и так далее. 

- Недавно у вас был юбилей, с чем поздравляю. За 10 лет AliExpress стала работать, помимо России, еще в 7 странах. Ваш маркетплейс часто продолжают называть китайским. Но российских продавцов – все больше? Насколько?   

 - Китайских продавцов на глобальном AliExpress – сотни тысяч. «Алиэкспресс Россия» - это уникальная ситуация, можно сказать, даже для мирового рынка e-commerce. И уж точно – для Alibaba. Локальных продавцов, которые продают в России для России – более 10 тысяч уже. Этого мы добились за полгода существования совместного предприятия, появление которого стало импульсом.

- Как известно, в этом совместном предприятии у AlibabaGroup нет «контрольного пакета». Основная доля принадлежит российским компаниям: Mail.ruGroup, Мегафон и Российский фонд прямых инвестиций. Скажите, отразилось ли это на правилах игры? Как сказалось на защите российских продавцов и покупателей?

 - Правила, конечно, не поменялись. Приоритетом всегда остаются клиенты. Для AliExpress это - и продавцы, и покупатели.  Мы можем рекомендовать продавцам стоимость их товара. И мы всегда стоим на защите прав потребителей. У нас - мощная служба поддержки. Двухуровневая система разрешения споров. Как правило, около 60% случаев решается на первом этапе – продавец напрямую с покупателем. 95% споров решается в пользу покупателей. Но споров не так уж и много. 95% заказов доставляется без каких-либо претензий. Говорю про любые заказы – и трансграничные, и локальные. …В целом, для российских покупателей стало проще, т.к. они знают, что «Алиэкспресс Россия» - это российская компания. А так, покупатели, как были защищены, так и остаются.

- На днях у вас на сайте появилась новость, что планируете «обнулить комиссию для российских продавцов». Но в другом сообщении - это акция на полгода для новичков и на первые 100 позиций. Какое решение в итоге принято?

- Действительно, мы решили поддержать малый и средний бизнес. С конца марта практикуем. Отсутствие комиссии для первых 100 заказов – это, уверяю, существенная помощь. И это дало существенный прирост российских продавцов. Мы также разрешили предприятиям складировать товар бесплатно в Домодедово. Меж тем, наша комиссия составляет до 8%, в зависимости от товара. Это самая низкая комиссия на рынке в России.   

- Недавно вы запустили информационную компанию «Сделано в России», где рассказываете о наших производителях: одежда для врачей – Иваново, домики для кукол - Махачкала… В комментариях люди спрашивают – как можно быть уверенным, что это, действительно, российский продукт, а не переупакованный?

 - Да, запустили интересный проект. Варенье из морошки, думаю, не вызовет сомнений происхождения. По любой продукции, которая входит к нам, необходимо предоставить сертификат происхождения. Иначе никакой продавец, хоть китайский, хоть российский, не может выставить ее на продажу. Конечно, перед запуском проекта мы сделали собственную проверку. ...Российское производство сильно подросло. За время пандемии российские компании произвели столько средств защиты – например, комбинезонов, что теперь даже стоит вопрос в дальнейшем о продаже за рубежом.     

 - Кстати, как считаете, получилось ли прижать спекуляцию, о которой предупреждали у себя на сайте?

 - Мы предупреждали продавцов, что имеем право в одностороннем порядке расторгнуть договор, если они будут в спекулятивном порядке повышать цены. Мы проводили мониторинг на своей площадке. И могу сказать, что ни одного случая не выявили. Кстати, с марта по май мы продали почти 7 млн. защитных масок.  

 - Вы довольно мощно представлены в соцсетях. И чаще всего, судя по комментариям к вашим постам, службе поддержки теперь приходится отвечать на вопрос – где мой заказ, когда уже придет? Регулярно звучит фраза «посылки застряли в Сингапуре». Какая ситуация с этим теперь?

 - Более 80% заказов отправляется Почтой России. Это необязательно – грузовые самолеты. Часто это – рейсовые самолеты, часть багажного отделения которых отдается под загрузку почтовых отправлений. Из Китая в Сингапур в день летают десятки пассажирских самолетов. Из-за пандемии рейсы почти прекратились. В настоящий момент мы почти закрыли канал через Сингапур. В процентном соотношении он итак был небольшой. Просто, порой, было дешевле отправить товар через Сингапур.  И теперь все активнее отправляем и морем - до Владивостока. Оттуда уже поездом – до места назначения. Кстати, мы недавно сделали проект AliExpress Plus, в рамках которого товары доставляются в срок до 15 дней. В том числе – из Китая, используя отдельные приоритетные каналы.

 - В одном из комментариев мне попалась фраза: «Меня зовут Вероника, и я алиголик». Как думаете, сколь много таких в России?

 - Мы, конечно, хотим верить, что все 25 млн. наших пользователей – «алиголики». Наверное, сами знаете, что те, кто жил в Китае, возвращаясь в Россию, скучают по Taobao. И для них AliExpress – некая отдушина, замена, в какой-то степени. Так могу сказать и про себя.

 - Когда Марк Завадский, тоже ранее работавший в КНР, только возглавил отделение AliExpress в России 6 лет назад, мне довелось взять у него интервью, где он говорил, что принципиально будет сохраняться стиль «смешного перевода» с китайского на русский. Позже это даже использовали в рекламных акциях. Была фирменная узнаваемость. Сегодня на вашем сайте уже нечасто встретишь «гугл-транслэйт». Мощно поумнела программа? «AliExpress, карманный факел, выколи глаз» уже никогда не будет прежним? 

 - Мы начали активно развивать местную разработку: до конца 2020 года планируем нанять 200-300 ИТ-специалистов и еще 100-150 в следующем году. Первоочередной задачей новой большой команды станет улучшение того, с чем взаимодействует пользователь. Процесс перевода всей площадки займет какое-то время. В AliExpress - более 10 млн. товаров, эффект будет постепенным.

 Текст – Тимур Седов. Фото -  «AliExpress Россия»