Дорогие мои! Коллеги! Друзья! Единомышленники! И просто все, кто скупо кликая по монитору своего гаджета, оказался на этой странице! Представляю на Ваш суд свое видение того, почему тьма-тьмущая людей в нашей стране живет мыслью о своем бизнесе и так мало превращает свои мысли в реальные деньги.

Начну мысль с небольшой «прелюдии». Вот уже семь лет каждое воскресное утро провожу день открытых дверей «Московского Финансово-Промышленного Университета». Ежегодно через эти события проходит несколько тысяч юных граждан, поэтому рука всегда находится на пульсе молодежного «хочу». Гвоздем каждого выступления была презентация очаровательных программ трудоустройства студентов. Подготовка к работе в Х5-ритейл под патронажем лично Льва Аароновича, личные приглашения на работу господина Полонского, в тогда архипрестижный «MIRAX», другие аналогичные, не менее заманчивые перспективы. Но однажды произошло странное событие. На очередном мероприятии молодой парень встал с вопросом и от имени всех друзей, с кем пришел, произнес: «Это, конечно, все здорово, но нам ваши предложения не интересны. Мы не хотим работать на дядю – мы сейчас закончим школу и будем заниматься своим бизнесом, как вы нам в этом поможете?» Вопрос показался глупым, я решил, что парень «дурку словил», и неуклюже отшутился. К началу 2007 уже добрая четверть гостей была именно с таким настроем. Со временем у нас появился бизнес-инкубатор, тогда экзотическая программа «предпринимательство», венчурный фонд и орда «мозгодробителей» со своими «уникальными» бизнес-идеями. В тот момент в университете уже училось несколько десятков тысяч человек: горячих клиентов, готовых поглощать все изысканные предложения своей  alma  mater. В такой плодородной почве имел право на жизнь, даже, самый экзотический стартап. Так, тема предпринимательства поглотила меня с головой. 

 Причины феномена роста популярности предпринимательства лежат на поверхности. Слишком велика разница в нашей стране между доходом «барина» и «холопа». И самое главное  - народ начал это понимать. Появились и лидеры, которые вовремя прочувствовали предпринимательский бум и стали за счет него весомыми фигурами в нашей стране. Депутат областного совета Липецкой области  Елена Бочерова запустила программу «Ты-предприниматель», которая, несмотря на пессимистический настрой коллег Елены, быстро приобрела федеральный уровень и по сей день играет весомую роль в развитии малого и среднего бизнеса. Бизнесмен Дмитрий Порочкин создал «Московский клуб молодых предпринимателей» - структура, которая решает насущные вопросы своих членов так быстро, что позавидуют многие олигархи. И аналогичные явления происходят на всей территории России, словно из-под контроля вышла изощренная «предпринимательская клон-машина».

Все происходящее, имхо, правильно и здорово. Но до недавних пор мне не понятно было,  почему интерес к предпринимательству растет, как летящий с горы снежный ком, а толковых предпринимателей прибавляется лишь поштучно. Осенило в течение двухлетнего рабочего путешествия по России: 2010-2011 год я и мой партнер Александр Чуваев катались по молодежным форумам с тренингом «Правильный стартап». Объездили почти все регионы: от Калининградской области до Сахалина, - и в каждом регионе охватывал шок от того, чему учат «юных Рокфеллеров», и как эти «Рокфеллеры» относятся к старту бизнеса.

Буквально 90% учебного материала, можно назвать не совсем литературным словосочетанием (позволю себе его употребить, так как сам услышал от уважаемого человека), вместо подготовки к предпринимательской деятельности с ребятами занимаются самой настоящей интеллектуальной мастурбацией. Учат чему угодно: разработке маркетинговой стратегии, написанию бизнес-плана, анализу рынка, формированию бренда, регистрации фирмы, привлечению инвестора, — всему, только не зарабатывать деньги. Умение зарабатывать — разве не это ключ к успешному бизнесу? Маркетинговая стратегия для меня  -  чаще всего слово ругательное; спрашиваешь с сотрудников: «Какого черта?! Почему до сих пор план продаж не выполнен?!», - а они тебе: «Не успели, потому что занимались МАРКЕТИНГОВОЙ СТРАТЕГИЕЙ». Как адекватно расписать в бизнес-плане графу «Доход», не имея опыта в этом бизнесе, в этом регионе, с этими людьми? – для меня до сих пор большой секрет. А то, что инвестор принимает решение о выдаче денег на основе бизнес плана, – вообще самая суровая байка. После кризиса давать денег на стартап предпринимателю без бизнес-опыта - все равно, что поехать в Тайланд и не использовать презерватив. Денег дают, но только тем, кто уже сам сумел заработать. И то, чаще не на новый проект, а на увеличение оборотки существующего. Вот и появляется легион лжепредпринимателей, которые на вопрос : «Почему ты уже год готовишь проект и не начал его?», отвечают: «Нет денег на визитки, я еще не придумал достойный логотип, сайт пока в разработке, еще не открыл юрлицо, (или самое страшное) я еще не продумал Маркетинговую Стратегию».

Обычно, истинный предприниматель после появления идеи, сразу, методом «тяп-ляп», создает свой первый продукт и идет его продавать. Продал – заработал, заказал у нормального дизайнера логотип и сайт, еще больше продал – много заработал, пошел регистрировать юридическое лицо и искать бухгалтера, ибо твои обороты уже могут привлечь налоговую. А всем борцам за качественный продукт могу сказать одно - качественный продукт получается только в случае вложения в него денег и своего опыта (главное денег). Не уж-то Вы думаете, что большой теннис во времена Ельцина, а горные лыжи - сейчас, начали развиваться из-за появления какой-то инновационной системы подготовки – просто стали выделять на подготовку значительно больше денег. Так что любой предприниматель начинает работать в условиях отсутствия качества и наличия лишь желания работать и зарабатывать. А то, ответственный гражданин он, или нет, зависит только от того, куда он девает прибыль, в карман или в качество своего продукта.  За мировыми примерами далеко ходить не надо. Вспомните падение MS-DOS. Гейтс готовил WINDOWS 95, а Джобс MAC OS X. И оба заметили «Российский синдром юного предпринимателя» у своих (да и любых) программистов – бесконечно доводить свое творение до идеала. И как не подойдет дата релиза, программисты слезно молят дать времени еще, ибо иконки еще не достаточно харизматичные и окна со скрипом вылетают. Джобс «повелся» на страдальческие рыдания и доделывал иконки и шрифты аж до 1999, а Гейтс принял решение, сделавшее его самым богатым в мире. Билл решил никогда не откладывать дату релиза, т.е. выпускать некачественный продукт: «Продавать будем как есть, коли слишком мерзко – обновления выпустим». И бесспорно, MAC OS  была красивее, но к ее выходу Microsoft уже поставил свой продукт почти на все компьютеры мира.  Многие кричали: "Фу, Windows 95 глючит, лучше на старом DOS работать!" - и отправляли заветные отчеты об ошибках в MICROSOFT. Итог: через год WINDOWS стал самой популярной операционной системой и везде, кроме США, вытеснил MAC OS X. Ключевые причины очевидны. Первая: MAC  OS делалась группой гениев, WINDOWS - десятками миллионов пользователей,  т.е.  ранний выпуск сырого некачественного продукта обеспечил его гораздо большую функциональность и прикладной характер. Вторая: WINDOWS обеспечил себе финансовый поток раньше, а значит быстрее смог улучшить качество своего продукта. Но, дорогие друзья, Стив был фантастически обучаемым человеком, и перед уходом исправил свой промах, заставив благоговеть весь мир. Apple выпустила первый IPHONE! Телефон, списки технических минусов которого были бесконечны, но благодаря фантастическому умению Стива зарабатывать, он привлек для APPLE кучу денег  и пользовательской критики на продаже своей недоделки. Сейчас IPHONE 4 безусловный император телефонов.

Резюмирую свою мысль так. Уважаемые чиновники! хватит заниматься с юными предпринимателями тем, что написано выше, начните учить предпринимателей зарабатывать! Сейчас единственная польза от Ваших учебных форумов – обмен опытом. Это уже здорово, но давайте идти дальше. Дорогие молодые предприниматели! Поймите, что единственное, что важно для старта бизнеса – количество усилий, вложенных в заработок, а все остальное приложится со временем и с деньгами. Придет к вам как-нибудь «мутка», на которой можно заработать миллион и миллиард. Главное к этому времени нарастить предпринимательские мускулы, чтобы Вы смогли эту «мутку» сдюжить. Иначе постоянная упущенная выгода разочарует Вас в бизнесе. Время на получение другой профессии уже безвозвратно уйдет, и станут «юные Рокфеллеры» низкоквалифицированными дворниками.