Все записи
МОЙ ВЫБОР 21:36  /  31.10.11

4305просмотров

Почему начинающие предприниматели становятся низкоквалифицированными дворниками.

+T -
Поделиться:

Дорогие мои! Коллеги! Друзья! Единомышленники! И просто все, кто скупо кликая по монитору своего гаджета, оказался на этой странице! Представляю на Ваш суд свое видение того, почему тьма-тьмущая людей в нашей стране живет мыслью о своем бизнесе и так мало превращает свои мысли в реальные деньги.

Начну мысль с небольшой «прелюдии». Вот уже семь лет каждое воскресное утро провожу день открытых дверей «Московского Финансово-Промышленного Университета». Ежегодно через эти события проходит несколько тысяч юных граждан, поэтому рука всегда находится на пульсе молодежного «хочу». Гвоздем каждого выступления была презентация очаровательных программ трудоустройства студентов. Подготовка к работе в Х5-ритейл под патронажем лично Льва Аароновича, личные приглашения на работу господина Полонского, в тогда архипрестижный «MIRAX», другие аналогичные, не менее заманчивые перспективы. Но однажды произошло странное событие. На очередном мероприятии молодой парень встал с вопросом и от имени всех друзей, с кем пришел, произнес: «Это, конечно, все здорово, но нам ваши предложения не интересны. Мы не хотим работать на дядю – мы сейчас закончим школу и будем заниматься своим бизнесом, как вы нам в этом поможете?» Вопрос показался глупым, я решил, что парень «дурку словил», и неуклюже отшутился. К началу 2007 уже добрая четверть гостей была именно с таким настроем. Со временем у нас появился бизнес-инкубатор, тогда экзотическая программа «предпринимательство», венчурный фонд и орда «мозгодробителей» со своими «уникальными» бизнес-идеями. В тот момент в университете уже училось несколько десятков тысяч человек: горячих клиентов, готовых поглощать все изысканные предложения своей  alma mater. В такой плодородной почве имел право на жизнь, даже, самый экзотический стартап. Так, тема предпринимательства поглотила меня с головой. 

 Причины феномена роста популярности предпринимательства лежат на поверхности. Слишком велика разница в нашей стране между доходом «барина» и «холопа». И самое главное  - народ начал это понимать. Появились и лидеры, которые вовремя прочувствовали предпринимательский бум и стали за счет него весомыми фигурами в нашей стране. Депутат областного совета Липецкой области  Елена Бочерова запустила программу «Ты-предприниматель», которая, несмотря на пессимистический настрой коллег Елены, быстро приобрела федеральный уровень и по сей день играет весомую роль в развитии малого и среднего бизнеса. Бизнесмен Дмитрий Порочкин создал «Московский клуб молодых предпринимателей» - структура, которая решает насущные вопросы своих членов так быстро, что позавидуют многие олигархи. И аналогичные явления происходят на всей территории России, словно из-под контроля вышла изощренная «предпринимательская клон-машина».

Все происходящее, имхо, правильно и здорово. Но до недавних пор мне не понятно было,  почему интерес к предпринимательству растет, как летящий с горы снежный ком, а толковых предпринимателей прибавляется лишь поштучно. Осенило в течение двухлетнего рабочего путешествия по России: 2010-2011 год я и мой партнер Александр Чуваев катались по молодежным форумам с тренингом «Правильный стартап». Объездили почти все регионы: от Калининградской области до Сахалина, - и в каждом регионе охватывал шок от того, чему учат «юных Рокфеллеров», и как эти «Рокфеллеры» относятся к старту бизнеса.

Буквально 90% учебного материала, можно назвать не совсем литературным словосочетанием (позволю себе его употребить, так как сам услышал от уважаемого человека), вместо подготовки к предпринимательской деятельности с ребятами занимаются самой настоящей интеллектуальной мастурбацией.Учат чему угодно: разработке маркетинговой стратегии, написанию бизнес-плана, анализу рынка, формированию бренда, регистрации фирмы, привлечению инвестора, —всему, только не зарабатывать деньги. Умение зарабатывать — разве не это ключ к успешному бизнесу? Маркетинговая стратегия для меня  -  чаще всего слово ругательное; спрашиваешь с сотрудников: «Какого черта?! Почему до сих пор план продаж не выполнен?!», - а они тебе: «Не успели, потому что занимались МАРКЕТИНГОВОЙ СТРАТЕГИЕЙ». Как адекватно расписать в бизнес-плане графу «Доход», не имея опыта в этом бизнесе, в этом регионе, с этими людьми? – для меня до сих пор большой секрет. А то, что инвестор принимает решение о выдаче денег на основе бизнес плана, – вообще самая суровая байка. После кризиса давать денег на стартап предпринимателю без бизнес-опыта - все равно, что поехать в Тайланд и не использовать презерватив. Денег дают, но только тем, кто уже сам сумел заработать. И то, чаще не на новый проект, а на увеличение оборотки существующего. Вот и появляется легион лжепредпринимателей, которые на вопрос : «Почему ты уже год готовишь проект и не начал его?», отвечают: «Нет денег на визитки, я еще не придумал достойный логотип, сайт пока в разработке, еще не открыл юрлицо, (или самое страшное) я еще не продумал Маркетинговую Стратегию».

Обычно, истинный предприниматель после появления идеи, сразу, методом «тяп-ляп», создает свой первый продукт и идет его продавать. Продал – заработал, заказал у нормального дизайнера логотип и сайт, еще больше продал – много заработал, пошел регистрировать юридическое лицо и искать бухгалтера, ибо твои обороты уже могут привлечь налоговую. А всем борцам за качественный продукт могу сказать одно - качественный продукт получается только в случае вложения в него денег и своего опыта (главное денег). Не уж-то Вы думаете, что большой теннис во времена Ельцина, а горные лыжи - сейчас, начали развиваться из-за появления какой-то инновационной системы подготовки – просто стали выделять на подготовку значительно больше денег. Так что любой предприниматель начинает работать в условиях отсутствия качества и наличия лишь желания работать и зарабатывать. А то, ответственный гражданин он, или нет, зависит только от того, куда он девает прибыль, в карман или в качество своего продукта.  За мировыми примерами далеко ходить не надо. Вспомните падение MS-DOS. Гейтс готовил WINDOWS 95, а Джобс MACOSX. И оба заметили «Российский синдром юного предпринимателя» у своих (да и любых) программистов – бесконечно доводить свое творение до идеала. И как не подойдет дата релиза, программисты слезно молят дать времени еще, ибо иконки еще не достаточно харизматичные и окна со скрипом вылетают. Джобс «повелся» на страдальческие рыдания и доделывал иконки и шрифты аж до 1999, а Гейтс принял решение, сделавшее его самым богатым в мире. Билл решил никогда не откладывать дату релиза, т.е. выпускать некачественный продукт: «Продавать будем как есть, коли слишком мерзко – обновления выпустим». И бесспорно, MACOS  была красивее, но к ее выходу Microsoftуже поставил свой продукт почти на все компьютеры мира.  Многие кричали: "Фу, Windows 95 глючит, лучше на старом DOS работать!" - и отправляли заветные отчеты об ошибках в MICROSOFT. Итог: через год WINDOWSстал самой популярной операционной системой и везде, кроме США, вытеснил MACOSX. Ключевые причины очевидны. Первая: MAC  OSX делалась группой гениев, WINDOWS - десятками миллионов пользователей,  т.е.  ранний выпуск сырого некачественного продукта обеспечил его гораздо большую функциональность и прикладной характер. Вторая: WINDOWSобеспечил себе финансовый поток раньше, а значит быстрее смог улучшить качество своего продукта. Но, дорогие друзья, Стив был фантастически обучаемым человеком, и перед уходом исправил свой промах, заставив благоговеть весь мир. Apple выпустила первый IPHONE! Телефон, списки технических минусов которого были бесконечны, но благодаря фантастическому умению Стива зарабатывать, он привлек для APPLEкучу денег  и пользовательской критики на продаже своей недоделки. Сейчас IPHONE 4 безусловный император телефонов.

Резюмирую свою мысль так. Уважаемые чиновники! хватит заниматься с юными предпринимателями тем, что написано выше, начните учить предпринимателей зарабатывать! Сейчас единственная польза от Ваших учебных форумов – обмен опытом. Это уже здорово, но давайте идти дальше. Дорогие молодые предприниматели! Поймите, что единственное, что важно для старта бизнеса – количество усилий, вложенных в заработок, а все остальное приложится со временем и с деньгами. Придет к вам как-нибудь «мутка», на которой можно заработать миллион и миллиард. Главное к этому времени нарастить предпринимательские мускулы, чтобы Вы смогли эту «мутку» сдюжить. Иначе постоянная упущенная выгода разочарует Вас в бизнесе. Время на получение другой профессии уже безвозвратно уйдет, и станут «юные Рокфеллеры» низкоквалифицированными дворниками.

 

 

Комментировать Всего 23 комментария

Бари, спасибо! Буквально на прошлой неделе Дмитрий Порочкин рассказывал нам о своих стартап-неудачах. И как раз в тексте советует совершенно обратное: уделить особое внимание маркетинговым исследованиям и бизнес-планированию.

 Отлично написанная статья. Очень мотивирует! Основная задача предпринимателя – это зарабатывать деньги, а не заниматься словоблудием и пачканием бумаги

Татьяна Хрылова, в своей статье я описывал "Заблуждение пятое – развивать бизнес нужно постепенно и не стоит слишком спешить" - начинать продавать надо как можно раньше, даже если продукт до конца не готов.

Без бизнес плана начинать работу, я бы тоже никому не посоветовал. Всегда надо искать золотую середину.

Эту реплику поддерживают: Татьяна Хрылова, Бари Алибасов-Младший

Татьяна, спасибо за прекрасный коммент. У нас с Дмитрием нет разногласий. Просто, как говорит Чубайc: "Дьявол в деталях". Открывая бизнес с инвестициями более 100 000 000 рублей я конечно тысячу раз все проверю, и план прикину и даже проведу исследование на фокус группе. Просто, статья про начинающих предпринимателей. Им главное получать опыт,  а для их бизнеса исследования и планы - как по мухе из базуки. И надо разделять понятия бизнес и пилот. По-хорошему, сначала следует сделать пилот, чтобы данные в плане были адекватными, потом на основе показателей пилота создать бизнес-план, и только затем принять решение об основных инвестициях

Эту реплику поддерживают: Татьяна Хрылова, Дмитрий Порочкин

Уважаемые чиновники! хватит заниматься с юными предпринимателями тем, что написано выше, начните учить предпринимателей зарабатывать!

Что за "чиновники" учат предпринимателей?

Ничего не перепутали? 

Владимир Владимирович, в данный момент есть несколько госорганизаций. Росмолодежь, фонд "Национальные перспективы" и ряд других дочерних и партнерских структур, которые занимаются прведением образовательных мероприятий для предпринимателей по всей России. Сам побывал в этом году на 15 из них и сейчас нахожусь в Саранске на аналогичном событии. Некоторые чиновники преподают сами, но в основном составляют учебные планы и организуют процесс обучения. С моей точки зрения, эта деятельность попадает под слова учить. Разве нет? Есть неплохие проекты, меня сильно обрадовала последняя учебная программа на Селигере 2011 и Красноярском форуме Тим-Бирюса, но выше описаная проблема все равно есть.

Эту реплику поддерживают: Владимир Владимирович Громковский

Лажа, чувак

Нельзя научить предпринимательству. Невозможно просто захотеть и стать бизнесменом.

Предпринимательская жилка это:

- от природы

- константа -- процентов 10 от населения, ни больше, ни  меньше

- применительно к разным этапам этнического развития константа меняется -- аналогично константе уровня пассинарности (Л. Гумилев) этноса

Эту реплику поддерживают: Руслан Вишневский

Андрей, зря Вы так!

Люблю и уважаю труды Гумилева. Согласен, что врожденные данные к бизнесу есть у 10% населения. Лао Цзи, говоря о людях способных постичь Дао, вообще называл цифру 3%.  Но я не согласен, что человек с рождения обречен быть нищим. Понятно, Прохоровыми и Абрамовичами мои студенты массово не станут, но зарабатывать себе на жизнь бизнесом смогут. В Америке малый бизнес у 60% населения и плевать они хотели на этногенез.  Сейчас нахожусь в Саранске, в прошлом году на проект "Ты-предприниматель" привлекли 500 человек, сейчас 82 из них открыли свой бизнес и кормят за счет него себя и свои семьи. Так что жилка жилкой, но в беспомощности большинства вы меня не убедили.

Нет, чувак!

Ответ хороший, но неправильный.

Есть бизнес и бизнес. Ремесленник -- бизнесмен? -- Нет! Лавочник с женой и 2-мя батраками бизнесмен? -- Нет!

Бизнесмен ваш папа (и изобретатель схемы "Ласковый май"), придумавшие бизнес-идею и изменившие, хоть немного, мир

Эту реплику поддерживают: Сергей Любимов

Спасибо за хорошие слова. Не хочу чтобы наша дискуссия о сути, перешла в спор о смысле слова бизнесмен. Буду думать как назвать Лавочника с женой и 2-мя батраками. Но все же доход такого человека около 200 000 рублей, а средняя ЗП 30 000 с натяжкой. Пусть гениев готовит природа, а я займусь массовой подготовкой лавочников и всем от этого будет только хорошо.

Бизнесмен ваш папа (и изобретатель схемы "Ласковый май"),

Про папу не в курсе, а изобретатель схемы Ласкового Мая - обычный жулик. 

И мир он, если и изменил, то в сторону усиления энтропии.

Прохоровыми и Абрамовичами мои студенты массово не станут

Прохоров и Абрамович -присвоили чужое. 

Причём здесь предпринимательство?

Грамотно присвоить - тоже талант....)))

А в целом, я с Вами согласен

Ну насчет винды и макинтоша не совсем так все было... У мака были госконтракты до тех пор пока сын Роберта Гейтса (госдеятеля сша) Билл не сделал идентичный продукт.

Вы в целом правы, просто конкретно этот пример неудачный. На рынке потребительских технологий все вообще немного иначе. И проблема программистов-стартаперов в том, что им до того иногда страшно идти продавать, что они лучше годами будут шлифовать.

Эту реплику поддерживают: Бари Алибасов-Младший

Можно поподробнее

Согласен что пример с натяжкой ) Т.е. факторов победы винды много больше, например то что винда ставилась на все железо, а мак ось только на apple) Но факт - что Стив  подзатягивал, а Билл  сделал ставку на выпуск сырого продукта и последубщего выпуска обновлений и на этом много выйграл. Скиньте ссылку где можно достоверные подробности почитать об этих гигантах.

Не смогу, к сожалению, ссылкой помочь :(( у меня информация от внутренних источников, по hr-темам, из собственно Микрософта.

я бы что еще добавила. Вы сравниваете мак и винду в стадии их относительной зрелости. Вначале у каждой компании была своя ниша и своя стратегия, и ключевым фактором роста стали именно госконтракты. Но они бы итак выжили.

Стив сам говорил, что Билл отличный бизнесмен, и это так, он такого генеральского типажа, найти новую слабую страну и захватить. Он способен делать деньги на чем угодно и осваивать ниши. Стив же гений поиска новых ниш, типа открывателя новых земель и тоже отличный бизнесмен.

Это мое мнение.

Я повторюсь. Вы в целом все правильно говорите. Людям очень забивают голову всякой ерундой типа маркетинговых стратегий. И они сначала пытаются делать полную чушь, как их учили, а потом ко мне и моим коллегам на собеседования приходят и несут полную чушь.

Так что спасибо за адекватные усилия.

Эту реплику поддерживают: Бари Алибасов-Младший

очень хорошо и подробно это описано в книге Iкона

Эту реплику поддерживают: Бари Алибасов-Младший

Это точная и хорошая позиция

Эту реплику поддерживают: Бари Алибасов-Младший

Все верно, но...

Сейчас появился еще один перегиб - молодых предпринимателей призывают и учат надувать бизнес-пузыри. Не создавать долго живущий бизнес, а создавать start-upы, раскручивать и продавать. В итоге мы получим тех же "дворников".

И это опасность отсутствия вдумчивого и ответственного подхода. Тут более развернуто.

Эту реплику поддерживают: Тата Донец

Аплодирую), Не в бровь, а в глаз)

Эту реплику поддерживают: Бари Алибасов-Младший

Согласна на 100%

Бари, спасибо. Я сама участвовала в разных программах подготовки предпринимателей и меня тоже учили писать бизнес-планы и пр, о чем Вы упомянули. И, наверное, стремление к созданию сразу идеального продукта затормозило все мои бизнес-проекты...А ведь, действительно, создать что-то хорошее можно только после приобретения большого опыта в конкретной сфере. Спасибо за статью, для меня было очень важным прочитать её именно сейчас.

Эту реплику поддерживают: Бари Алибасов-Младший

Спасибо

Когда видишь коментарии - приятно, когда знаешь, что труд кому-то помог - становится легче жить! Удачи в счастливой семье и бизнес-проекте!