Все записи
05:19  /  21.09.17

1722просмотра

Профессия художник

+T -
Поделиться:

Painting: Persian Prince, oil on canvas, 36''x48'', 2016-2017. Irene Nedelay

Картина: Персидский принц, холст, масло, 92х122 см, 2016-2017. Ирина Неделяй

В Америке не существует "Союза художников", в ней не раздают почти бесплатные мастерские, а в книжных магазинах и газетных киосках не продают плакатики с портретами президента. Портреты президентов маслом не пользуются спросом и не висят в государственных учреждениях и у чиновников в кабинетах. Поэтому здесь никто не зарабатывает рисованием на поток портретов «Ленина», «Николая Второго» и пр. И никто, кроме того, не объявляет себя художником в связи с написанием 50 масляных портретов президента.

Тем не менее, в Америке существует система поддержки художников и музеев, основы которой начали закладываться более ста лет назад.

Практически во всех здешних музеях на сегодняшний день существует специальная должность «офицер по сбору пожертвований». Основными обязанностями этого сотрудника является поиск частных благоворителей и увеличение объема денежных поступлений. Довольно популярная профессия, которой учат в университетах. Частные пожертвования составляют в некоторых случаях львиную долю бюджета музея.

Художник же, в отличие от музея, должен сам выполнять эту функцию. То есть, посвящать изрядное количество времени на поиски грантов, предложений по участию в выставках или в различных программах помощи художникам. Одной из таких программ является, например, «резиденция художников».

Резиденция художников это место, где художники живут и рисуют в течении определенного времени. Чаще всего бесплатно или за небольшую плату. Довольно распространенная программа не только в Америке, но и в некоторых странах Западной Европы. Резиденцией может быть итальянская вилла в горах или даже замок, который хозяева завещали использовать так, а не иначе и создали фонд для осуществления проекта. Это может быть временно пустующий дом, который отдается девелопером художникам под мастерские с проживанием или без и т.д.

Места в резиденции предоставляются, в основном, на конкурсной основе. В программе конкурса описывается, кто может в нем учавствовать и какие документы для этого требуются.

Специальный комитет рассматривает заявку художника и соглашается или не соглашается на его участие в программе. В резиденциях художнику, в компании других собратьев по искусству, выигравших конкурс, обычно предоставляется комната или квартира для проживания, мастерская, в которой он должен рисовать, лепить или делать фильм, или место, где он может готовить перфоманс.

Резиденция дает возможность заниматься творчеством, не думая о необходимости платить за квартиру и мастерскую, поэтому участие в этой программе - большое дело для Америки и, особенно, для Нью-Йорка, в котором аренда квартиры и студии может обходиться в несколько тысяч долларов в месяц. Именно поэтому художники часто снимают квартиры «в складчину» с другими художниками, то есть по сути дела живут в добровольных коммуналках.

Кроме резиденций, в Америке вы можете получить гранты на свое творчество. По условиям многих грантовых конкурсов, вы должны иметь легальный статус - право на проживание и работу на территории Америки. Европейские конкурсы этого чаще всего не требуют и открыты для многих участников.

Помимо грантов, существуют еще различного уровня конкурсы и competition (соревнования) художников, процедура участия в которых в принципе аналогична конкурсам на соискание грантов. Победитель competition иногда получает денежный приз, как правило небольшой, иногда просто звание победителя или лауреата. Победа в некоторых конкурсах очень престижна и это впрямую сказывается на карьере художника, в том числе на его продвижении на арт-рынке.

В основном конкурсы учреждают и проводят общественные организации, различного рода некоммерческие организации, фонды, музеи и пр. Но существуют и эксклюзивные конкурсы, проводимые крупными корпорациями в содружестве с влиятельными лицами из сферы арт-бизнеса. Художники, победители и лауреаты таких конкурсов, помимо получения почетных званий и призов, входят в личный контакт с арт-дилерами, галереями и коллекеционерами из «высшей лиги».

Таким конкурсом, например, является Bombay Saphhire Artisan Series, который проводится ежегодно на территории Северной Америки (США и Канада) с 2010 года. Я приняла участие в конкурсе в этом году, поэтому могу рассказать о нем чуть более подробно.

Целью конкурса и его основной идеей по замыслу организаторов является выявление «новых художников» (живописцев, скульпторов, графиков) - новых лиц в современном искусстве, в чем напрямую заинтересованы галереи, дилеры и коллекционеры, то есть все основные субъекты арт-рынка. В число основателей и организатров конкурса входят хорошо известные любителям искусства организации - Art Basel Miami, Artsy и, немного в тени, «героический арт-дилер современности» Ларри Гогосиан, пожалуй наиболее заметная фигура арт-бизнеса на сегодняшний день. Доступ на конкурс открыт для всех художников, проживающих на территории Америки и Канады, поэтому число участников в этом году, по некоторой информации, измерялось сотнями тысяч. Нельзя сказать, что это удивительно, поскольку только в США в прошлом году насчитывалось более 2 млн зарегистрированных художников и большинство из них знает об этом конкурсе.

По правилам конкурса участники присылают фотографии своего body of art (основные картины художника, которые в наибольшей степени отражают его творческую идею) и короткие эссе о своем творчестве в жюри. В течении нескольких месяцев жюри, состоящее из профессиональных искусствоведов, галеристов и музейщиков, выбирает лучшие работы, после чего в десяти регионах Америки и в Канаде, а впоследствии в Майами, на всемирной арт-ярмарке Арт Базель, проводятся выставки победителей. Кроме того, пятьсот лучших работ вывешивается на сайте конкурса для «народного голосования». Проголосовать может любой желающий из любой страны мира (если сайт доступен в этой стране), в том числе из России. Соответственно все, кто хочет оценить лучшее, по мнению организаторов конкурса, искусство Америки на сегодняшний день может это сделать на соответствующем сайте (https://www.bombayartisan.com/).

В октябре этого года (через месяц) в Нью-Йорке в бутик-галерее Allouche Gallery (Manhattan, Whitney Museum) будет проводиться итоговая выставка победителей конкурса. Я вошла в их число, поэтому буду принимать в этой выставке участие. Одна из моих картин (Persian Prince) также выбрана для «народного голования», поэтому не удивляйтесь, если вы с ней встретитесь на сайте конкурса.

Поиски грантов, различных программ и конкурсов для художников, а также оформление необходимых для участия документов занятие довольно сложное, а самое главное затратное по времени. Поэтому приходится констатировать, что несмотря на наличие определенных возможностей для профессионалов из области арта в Америке, художник должен выживать сам и здесь. Хочешь ты или не хочешь, но тебе придется помимо реализации своих творческих способностей задействовать еще и обычные человеческие качества, зачастую не столь свойственные художнику - практичность, организованность, предприимчивость и пр. И пока твои картины не начали покупаться, тебе скорее всего придется где-то работать, чтобы получать средства к существованию.

Зачастую художники всю жизнь или большую ее часть пробиваются сами, так и не встретив «своего» арт-дилера или арт-директора, которые помогают художнику и защищают его права на арт-рынке. В Америке есть достаточное число настоящих и успешных арт-дилеров. Многих из них и американскими-то можно назвать условно, поскольку сфера их деятельности - весь мир. Однако нужно понимать, что дилер, который рыщет в поисках талантливых художников, это миф из далекого прошлого. В Америке, как и в других странах, таких немного. Надо понимать также и то, что самые успешные на сегодняшний день в мире арт-дилеры могут быть и весьма противоречивыми фигурами со шлейфом скандалов и судов. В этом бизнесе, как и в любом другом, если ты хочешь оставаться «белым и пушистым», ты не взойдешь на его вершины. Но я не хочу давать оценку тем или иным фигурам или тем или иным эпизодам. Это не моя задача.

Для художника, который живет и работает в России, в которой люди со средствами в подавляющем большинстве случаев не понимают как это можно вкладывать деньги в искусство, западный арт-рынок в целом и американский в частности выглядит роскошно. Освоение этого рынка требует изрядной суеты, которую так не любят люди арта, но по крайней мере никто из них никогда не слышал ни от галерейщика, ни от дилера о том, что художник должен быть голодным. Напротив, время от времени слышны в эфире сетования некоторых дилеров на то, что из-за задержки со сделкой по вине покупателя художник вынужден откладывать приобретение домика в горах и переезд в новую большую мастерскую.

Некоторые из моих американских друзей-художников, сталкиваясь с финансовыми трудностями, хотят уехать из Америки. Они считают, что здесь их не «ценят» - картины не так быстро растут в цене и в галереях они недостаточно «welcome». Поэтому они не хотят больше здесь рисовать. Другим такая мысль в голову не приходит. Они просто идут куда-нибудь работать на два или три дня в неделю, чтобы иметь возможность продолжать рисовать. Все выживают как могут, но никто не указывает художнику что именно он должен рисовать, и никто из художников не сталкивается с давлением или, тем более, с унижением.

Когда-нибудь, когда «Россия вспрянет ото сна», в ней появятся различные институты, в том числе и институты поддержки художников. Повсеместно появятся резиденции и арт-дилеры. Будет проводиться много выставок и конкурсов, процедура участия в которых будет абсолютно прозрачна. Бизнесмены и профессионалы из «среднего класса» осознают, что они могут быть причастны к миру искусства. Они начнут покупать картины, собирать коллекции и дружить с художниками. А разбогатевшие художники или дилеры будут платить стипендию бедным студентам, учащимся успешно в творческих вузах, и молодым художникам. Состоятельные люди будут давать деньги галереям и музеям, учреждать премии своего имени и наш родной арт-ландшафт тоже станет «нарядным». Но пока художнику приходится только надеяться на наступление этих сказочных времен.

Общество должно повернуться лицом к людям искусства. И на это ведь, по большому счету, не требуется материальных затрат. Начать можно, например, с самого простого - отменить правило, по которому художник, чтобы вывезти свои собственные картины за границу должен идти на поклон к чиновнику. Он должен получить чиновничье заключение о том, что его картины НЕ ПРЕДСТАВЛЯЮТ ИЗ СЕБЯ КУЛЬТУРНОЙ ЦЕННОСТИ (!). То есть документ, в котором будут содержаться оскорбительные и унижающие достоинство художника выводы. И заплатить за этот документ. За унижение и оскорбление. За отголоски крепостного права.

Вспоминаются слова Михаила Булгакова, обращенные к властям (цитирую по памяти) - если вы не хотите публиковать мои книги, отпустите меня за границу…

Художник, также как и его семья, не должен быть голодными. Он не должен маргинализироваться обществом, переселяться в подвал и питаться портвейном. Если творчество художника не востребовано в родном Саратове, он может поехать в Берлин. Художник, как минимум. должен иметь свободную возможность выезжать туда, где его творчество принимают и покупают и таким образом дожить до вышеописанных сказочных времен.

Комментировать Всего 8 комментариев

"Начать можно, например, с самого простого - отменить правило, по которому художник, чтобы вывезти свои собственные картины за границу должен идти на поклон к чиновнику. Он должен получить чиновничье заключение о том, что его картины НЕ ПРЕДСТАВЛЯЮТ ИЗ СЕБЯ КУЛЬТУРНОЙ ЦЕННОСТИ (!). То есть документ, в котором будут содержаться оскорбительные и унижающие достоинство художника выводы. И заплатить за этот документ. За унижение и оскорбление. За отголоски крепостного права." – сорок раз "ДА"!

Хорошо бы ещё наш голос, дорогая Лиза, был бы услышан светлыми умами. Тёмных нам достаточно уже.

поди сердцу не прикажешь!

Будет проводиться много выставок и конкурсов, процедура участия в которых будет абсолютно прозрачна

Ох, Ирина! Как бы мне хотелось жить "в эту пору прекрасную"!

Эту реплику поддерживают: Ирина Неделяй, Сергей Мурашов

А мне как хотелось бы! Особенно, чтоб прозрачно было всё...

Эту реплику поддерживают: Лариса Бабкина

А разбогатевшие художники или дилеры будут платить стипендию бедным студентам, учащимся успешно в творческих вузах, и молодым художникам.

Да-да.

Боюсь только, что случится это у нас примерно тогда же, когда на яблонях вырастут ананасы.

Пути нашей Родины многострадальной не предсказуемы, Серёжа. Может и доживём.