Все записи
17:02  /  8.06.15

15440просмотров

«В НАШЕМ ТЕАТРЕ ТВОРЯТСЯ ВЕЩИ ВОЗМУТИТЕЛЬНЫЕ…»

+T -
Поделиться:

20 июня и 4 июля в Центре Высоцкого на Таганке состоится премьера спектакля "Театральная история" по одноименному роману Артура Соломонова. Начало в 19.00 

Сценическая версия «Театральной истории» - ни что иное, как вдохновенное хулиганство.

 Постановка находится на стыке драмы, комедии и детектива. Ведь сама театральная жизнь непредсказуема.  Спектакль полон любви и иронии – к театру,  актерам и к самой жизни, поскольку театр здесь представлен как модель современного общества.

В спектакле, в том числе, затронута и одна из самых актуальных на сегодняшний день проблем: взаимоотношения церкви и театра. Один из героев, священнослужитель, хочет оказывать на театральную жизнь страны сильнейшее влияние. В спектакле развернется борьба между священником и режиссёром за публику и паству, и таким образом, без назидательности и философствования, на  сцене будет представлен один из самых злободневных конфликтов сегодняшнего дня: религии и культуры. Тем не менее, основа спектакля - яркая, противоречивая, захватывающая история любви.  

Режиссер спектакля Искандер Сакаев - о предстоящей премьере: «Одной из главных моих задач было – сохранить  энергию и стиль текста.  А стиль это, возможно, самый важный элемент «Театральной истории». Это боль, прикрытая иронией. Рана, на которую наложена повязка, рана совсем не надрывная, напротив, она маскируется, она делает вид, что ее как бы и нет. И это противоречие – между внутренней болью и внешней лёгкостью – я стремился передать на сцене.  

Этот роман переформатировал меня как режиссера. Я ведь в большей степени формалист, а этот  текст заставил меня погрузиться на большую глубину, от многих режиссёрских привычек отказаться, многое в себе перестроить. Я так плотно, долго и нудно - в хорошем смысле этого слова – никогда не работал с актерами «за столом», разбирая характеры персонажей, погружая их в мир романа и погружаясь в него сам.  В романе очень мощная психологическая составляющая, герои противоречивы, непредсказуемы, в некоторой степени даже нездоровы, и это требует все более и более глубокого погружения – в текст, в персонажа, в артиста.  Чтобы, в первую очередь, заразиться одержимостью, ведь здесь все герои одержимы – собой ли, своим творчеством, своими  безумными идеями, своей любовью... Одержимость - сквозная линия, на которую нанизываются персонажи, нанизывается сюжет.  Я, кстати, перестал стесняться своей одержимости -  да, я тоже не вполне нормальный, и также шизофренически одержим  театром, как один из героев романа, режиссер Сильвестр Андреев. Но вне этой одержимости невозможно реализоваться.  

(фото из спектакля)

Мне близок не только мой коллега Сильвестр Андреев. Я прекрасно понимаю и Александра, который мучается от  непризнанности, который робок и вместе с тем готов на все ради исполнения своей мечты, ради славы. Я даже отчасти понимаю отца Никодима, потому что если у тебя нет возможности реализоваться  творчески, ты начинаешь создавать химеры и служить им. Понимаю даже предательство Иосифа, которое происходит от колоссальной любви и уважения к Сильвестру: так люблю, так люблю, что ну должен же я хоть что-то сделать! Предам, раз больше ни на что не гожусь…

(Денис Яковлев в роли Сильвестра Андреева)

Я говорил бы не об актуальности романа. Это слово слишком поверхностное.  Я бы говорил о  созвучии романа с сегодняшним днем. «Театральная история» попадает даже не в десятку, а в самый центр десятки. Роман написан несколько лет назад,  но одна из главных его тем – вторжение церкви в театральную жизнь, даже в каком-то смысле конкуренция между церковью и театром – стала особенно актуальной именно в этом году. Как и доносительство  – на театры, на режиссеров -  пышным цветом расцвело совсем недавно. В «Театральной истории» есть такой доносчик - он пристально следит за моральным обликом режиссера,  за соответствием его спектакля критериям нравственности. И если видит «непорядок» - докладывает куда следует, что «в театре творятся вещи возмутительные». В этом смысле роман опередил время.

(а вот и доносчик по имени Иосиф - актер Иван Лакшин)

Совпадение текста с сегодняшним днем порой настолько сильное, что мы в спектакле стараемся  его немного сгладить. Мы пытаемся быть немного над схваткой. Ведь мало хорошего в том,  что театр  пытается воцерковиться, а церковь - руководить театральным процессом. Мне кажется, каждый должен своим делом заниматься, и тогда обоим - почему-то конкурирующим организациям - будет хорошо.

Важно, что этот роман не только о театре,  не только о столкновении театра и жизни, столкновении трагическом и комическом одновременно.  Он - о необходимости тянуться к чему- то большему, чем твоя уже устоявшаяся жизнь. О необходимости превозмогать и преодолевать самого себя. Все герои романа одержимы желанием стать чем-то большим, чем-то иным, выйти за свои пределы. Возможно, еще и поэтому роман так повлиял на меня как на режиссёра. Дело в том, что бывает «современная», и бывает «литература». Очень часто это не совпадает. А этот роман – редкий случай такого совпадения: это современная литература, причем очень хорошая».  

В постановке занята высококлассная актерская команда: Филипп Котов, Денис Яковлев, Александр Карпенко, Иван Лакшин, Вано Миранян, Алевтина Даниленко, Антон Даниленко и Николай Разуменко.

На фото - Алевтина Даниленко, Антон Даниленко (Наталья и Сергей Преображенский)

Руководитель проекта - Алексей Кабешев.

Фото – Роберт Вартанов

 Билеты можно приобрести по ссылке:

 http://www.penguinsgang.com/#!teatralnajaistorija/clr2

 или заказать по телефону: 

89257097174

Прочитать отзывы о «Театральной истории» Людмилы Улицкой, Лии Ахеджаковой, Владимира Мирзоева, Виктора Шендеровича, Александра Ширвиндта, Евгении Альбац, Михаила Ефремова и других: 

http://artursolomonov.ru/otzyvy/

 Скачать роман:

 http://artursolomonov.ru/shop/