Сколько бы я не писал что-то про музыку, про музыкальную индустрию и современное наполнение таких, казалось бы, совершенно определенных понятий, как «попса», «рок», «эстрада»… сколько бы я не делал этого, а всё равно понимаю, что тема эта необъятная. Сегодня хотелось бы поговорить про музыкальный конвейер и его отличие в скорости и качестве в различных жанрах.

Под конвейером я понимаю беспрерывный поток новых песен (синглов), выпуск новых альбомов с определенной периодичностью. Давайте посмотрим, что у нас здесь творится. В современном мире музыки принято выпускать новый альбом как минимум раз в три года. Иначе о тебе просто забывают. Раз в два года – признак хорошей живучести, но, как показывает практика, за два года слушатели не успевают привыкать к новым песням, а трехгодичный перерыв – вполне адекватная пауза.

Это касается и поп и рок-исполнителей (если мы берем зарубежных звезд). В пример, допустим, Lady Gaga и Placebo. То есть если у тебя вышел альбом в 2008 году, то справедливо будет ожидать новой пластинки в 2011-м. Затем уже в 2014-м – ориентировочно. Разрыв меньше чреват понятно чем. Разрыв больше может сделать группе плохую услугу: про нее просто-напросто могут забыть. Затишье в музыке не приводит ни к чему хорошему. В пример вам деятельность группы Hard-Fi, от которых до недавнего времени не было ни слуху, ни духу. Второй по счету их альбом был выпущен в 2007 году. В 2009-м прошла информация о том, что они записывают новую пластинку. В 2010 году никто о них уже не вспомнил. И лишь ближе к концу 2011-го они смогли выпустить третий диск. За это время кто про них что только не подумал.

Сокращение в сроках между альбомами оправдано на первоначальном этапе. Но здесь тоже не нужно торопиться. Так, только в этот понедельник вышла вторая работа североирландского коллектива Two Door Cinema Club, известного широкой публике синглом «What you know». Первый их альбом, казалось, был совсем недавно – в 2010-м. Выстрелили они в прошлом году, но решили поторопиться и, что называется, на волне популярности выпустить еще с десяток песен. По словам критиков, альбом не удался. В нем нет того задора и того эмоционального инди, с которым они начинали… Нет какой-то свежей искринки, холодного глотка воздуха. Вот к чему приводит спешка.

Пример другой – Carolina Liar. Выпустив в 2009 году свой первый альбом «Coming to terms», американская группа была готова поделиться со своими слушателями новыми песнями уже год спустя. Но Чаду Волфу и его друзьям хватило выдержки: их вторая пластинка вышла только в этом году. И вышла очень удачно! За три года фанаты смогли соскучиться по любимому голосу солиста. Что было бы, если CR поспешили? Думаю, ничем хорошим это не закончилось бы.

Что касается исключений, то здесь речь идет о нашей попсе и эстрадных исполнителях, вышедших за пределы шансона на большого слушателя. Подчеркиваю, что речь идет об отечественных героях. Так, Филипп Киркоров или Елена Ваенга могут целыми годами не выпускать новых альбомов. А могут запилить подряд где-то 25 новых песен, как это сделал Стас Михайлов. Здесь какой-то очередности нет – просто есть тренд, который держится примерно 5 лет, а потом сходит на нет. Все «фабрики» уже давно закрыты, проекты, подобные «фактору А» уже не набирают большого отклика. Теперь пришло время жизненным страданиям, обличенным в композиции Ваенги и Михайлова. Этот тренд тоже пройдет. Что придет ему на смену – сейчас предположить сложно. Но придет. И это тоже своеобразный конвейер. Конвейер исполнителей, конвейер поп-идолов, конвейер, чувствительный к текущим запросам публики. Сколько не выпускай альбомов, а продержаться в топе здесь можно будет всего несколько лет. Так уж устроен мир современной попсы. Здесь немного другие правила.

Поэтому Aerosmith  или The Offspring могут выпускать свой тысячный по счету альбом совершенно спокойно. А вот Юлия Савичева своего слушателя вряд ли уже найдет. Так же, как и Иракли. Так же, как и Дима Билан (да-да!). Так же, как и Ёлка – сейчас она на пике популярности, но и ее время тоже пройдет. Надо пользоваться моментом. Иначе давай, до свидания!