Оригинальная философия, возникшая в России в конце XIX века, являла собой, прежде всего, феномен религиозного сознания. Своим истоком и пределом она имела веру в Бога, однако не была скована формальной религиозной традицией и нередко вступала в противоречие с официальным православием. 13 августа исполняется 113 лет со дня смерти одного из самых значительных русских философов – Владимира Соловьёва. Это хороший повод познакомиться с нашей философией чуть ближе.

Фёдор Достоевский (1821 – 1881 гг.)

Достоевский традиционно проходит по разряду великих писателей, но это как раз тот редкий случай, когда писатель в полной мере являет себя и как мыслитель. Николай Бердяев писал о нем так: «Достоевский был не только великий художник, он был также великий мыслитель и великий духовидец. Он — гениальный диалектик, величайший русский метафизик».

За мыслью Достоевского пошли многие: Бердяев, Шестов, Розанов, строго говоря, вся русская религиозная философия испытала на себе влияние идей Достоевского. Немецкий философ Фридрих Ницше отзывался о Достоевском как о  единственном психологе, у которого он мог хоть чему-то научиться.

Книга к прочтению: «Братья Карамазовы»

Владимир Соловьёв (1853 – 1900 гг.)

Владимир Соловьёв родился в семье известного историка Сергея Соловьёва. Когда ему было восемь лет, дед, бывший священником, благословил внука на служение Богу. Примерно в том же возрасте  Соловьёв прочитал жития святых. Будучи мальчиком, он стремился совершать аскетические поступки. Желая побороть плоть, закалялся, зимой спал без одеяла. Мистические видения посещали его с детства и продолжались в течение всей жизни. При этом именно Соловьёв построил первую русскую философскую систему, в строгом, академическом смысле. 

В 13 лет Соловьёв пережил глубокий кризис веры: он выбросил в сад все иконы и стал страстно проповедовать материализм. Это увлечение разума прошло после более близкого знакомств с философией. Путь к собственной философской системе пролегал через Шопенгауэра, Гартмана, Шеллинга и Гегеля. Магистерскую диссертацию «Кризис западной философии (против позитивистов)» Соловьёв защитил в 21 год. Идеи Соловьёва оказали влияние не только на такое литературное течение как символизм, но и на весь религиозно-философский ренессанс, всю культуру Серебряного века.  

Книга к прочтению: «Смысл любви»

Евгений Трубецкой (1863 – 1920 гг.)

Сергей и Евгений Трубецкие были близкими друзьями Владимира Соловьёва и прямо продолжали его философию. Как и Соловьёв, в молодости братья пережили глубокий духовный кризис и потеряли веру в Бога. Пройдя через искушение позитивизмом, и испытав влияние идей Шопенгауэра, Соловьёва и Хомякова, братья Трубецкие вернулись в лоно православной церкви и занялись религиозной философией. Подвергая метафизику Соловьёва критическому рассмотрению, они оригинально развивали его учение о Софии и всеединстве.

Книга к прочтению: Е. Трубецкой «Смысл жизни»

Сергий Булгаков (1871 – 1944 гг.)

Сергий Булгаков родился в семье священника и в молодости был убежденным марксистом.  Порвав с марксизмом, написал книгу «От марксизма к идеализму». Сергий имел мистический опыт, который не только обратил его в сторону религиозной философии, но и привёл к священству. Религиозный опыт Булгаков считал лежащим  в основе откровения и в этом свете философию видел служанкой религии, тем самым расширяя классическую средневековую формулу «философия – служанка богословия». В философии развивал идеи Владимира Соловьёва о Софии и Богочеловечестве.

Книга к прочтению: «Свет невечерний»

Николай Бердяев (1874 – 1948 гг.)

Николай Бердяев – один из самых известных на Западе русских философов. В своих исследованиях отталкивался от идей Соловьёва и Достоевского, отцов церкви и христианских мистиков (Якоб Бёме, Ангелус Силезиус и другие). Главной проблемой на протяжении всей жизни для Бердяева оставалась свобода. Первичная иррациональная свобода коренится в «ничто», из которого Бог творит мир.  Важным пунктом философии Бердяева является осознание границ классической рациональности и идея сверхрационализма, потому как «Божество иррационально и сверхрационально; попытки выразить Божество через понятия неизбежно представляют собой антиномию; иными словами, истина о Боге должна быть выражена в паре суждений, которые противоречат друг другу»[1]. Бердяев видит себя мистиком в первую очередь. Он считается одним из представителей таких философских течений, как религиозный экзистенциализм и персонализм.

Книга к прочтению: «Миросозерцание Достоевского»

[1] Н. Лосский, История русской философии http://www.vehi.net/nlossky/istoriya/16.html

Отец Павел Флоренский (1882 – 1937 гг.)

Флоренский продолжает традицию религиозной философии, положенную Владимиром Соловьёвым. Главное его произведение – «Столп и утверждение истины» построено в форме писем к другу и является теодицей. Флоренский  видит живой религиозный опыт единственным полнокровным способом познания догматов. Однако свои выводы подкрепляет богатым фактическим материалом из области медицины, психопатологии, математики и лингвистики. Главным способом познания истины по Флоренскому является рациональная интуиция, которая позволяет постичь антиномии, свойственные божественному. Такое постижение невозможно без откровения: «Только в момент благодатного озарения эти противоречия в уме устраняются, но не рассудочно, а сверхрассудочным способом».

Книга к прочтению: «Столп и утверждение истины. Опыт православной теодицеи в двенадцати письмах»

Мераб Мамардашвили (1930 – 1990 гг.)

Но, быть может, начинать знакомство с философией продуктивнее всего с лекций Мераба Мамардашвили. Его часто сравнивали с Сократом, в том числе потому, что он мало писал, и его философия существовала преимущественно в устной форме. Мамардашвили считал, что главным предметом философии является сама философия, в центре его внимания находилась мысль, которая мыслит сама себя. Знакомство с изданными ныне лекциями Мамардашвили помогает понять, как читать философские тексты и как войти в пространство философии.

Книга к прочтению: «Введение в философию»