Все записи
11:51  /  25.03.13

1157просмотров

"Меня вдохновляет обучение людей" - интервью с Леонидом Бугаевым

+T -
Поделиться:

Леонид Бугаев - один из экспертов инкубатора HSE INC, владелец  digital-агентства, коуч, консультант, лектор, "человек-мобильное-устройство", маркетолог - человек, который интригует и вдохновляет многоих. Личность разноплановая и неоднозначная. Я попыталась узнать у самого Леонида, кто же он такой и чем живет.

Леонид, расскажите, пожалуйста, коротко о себе – что вас вдохновляет, ради чего хочется дальше жить, какие цели достигнуты, а какие еще впереди?

В своей основной жизни я владелец digital-агентства Nordic Agency AB (Москва-Стокгольм).  Это моя ежедневная работа. Также я автор книг «Мобильный маркетинг» и «Мобильный нетворкинг».  Вообще, меня вдохновляет обучение людей. Я  являюсь основателем Академии экспертов:  мы помогаем людям находить свои собственные цели в жизни. Свобода, мобильность, эффективность жизни -  это те слова, которые описывают ту деятельность, которой мы занимаемся в Академии экспертов. Кроме всего этого я занимаюсь тем, что, в общем-то, я  знаю и умею: строительство стартапов, консультации собственников бизнеса, выстраивание бизнес процессов.

Я считаю, что у меня действительно много достижений. Например, я счастливый отец - у меня есть замечательный сын Александр Леонидович, ему сейчас одиннадцать месяцев. У меня есть дело своей жизни, публичные выступления, внимание людей и, конечно же, есть потенциал  развиваться дальше. Я хочу сделать так, чтобы как можно больше людей участвовали в наших проектах, вовлекались в них и изменения были максимальны. В этом моя большая жизненная цель.

Автором  каких стартапов вы стали?

Я принимал участие в построении  проектов  MoscowOut.Ru и CityOut.ru. Мы занимались масштабированием проектов, делали их живыми и работающими  в городах-миллионниках. CityOut.ru  очень быстро вырос и стал заметным на рынке развлекательных онлайн-проектов. В какой-то момент он не получил очередной транш финансирования и был закрыт. Другие  проекты, которые мы разрабатывали в тот же момент - Prize.ru, YesOrNo.Ru. Мы занимались маркетинговыми исследованиями и созданием массовых посещаемых сайтов. Я при этом был руководителем направления веб-разработки и дизайна.

Расскажите о самой большой неудаче в жизни (в бизнесе)

(Смеется) Самые большие неудачи в жизни пока касались чужих денег. В тот момент, когда я принимал участие в неудачах, я был наёмным сотрудником. Конечно же, было очень больно и обидно видеть крах надежд, ожиданий, но в тот момент я еще не рисковал собственными деньгами. Мы не смогли получить  инвестиции, на которые рассчитывали, это привело к тому, что  наш стартап не выстрелил так, как хотелось, а был приобретён  рекламным агентством. С другой стороны для меня это стало началом другой, совершенно новой жизни. Из интернета я ушел в креатив и маркетинг - это стало новым витком роста. С новыми контактами, новым опытом, новыми знаниями. Сейчас я искренне верю: неудачи в бизнесе приводят к тому, что у вас появляется опыт, а это очень ценный навык.

Как началась ваша любовь к мобильным технологиям?

Она началась с нелюбви. Когда-то я очень старательно отмежёвывался от  служебного мобильного телефона, который мне навязывали. Мне достаточно долго удавалось это делать. Потом уже, когда я стал руководить  отделом дизайна, в котором работало более двенадцати человек, мне пришлось использовать мобильную связь. Именно в тот момент я и осознал, что был дураком, который отказывался от всех преимуществ мобильного мира. Я очень быстро понял, что через несколько лет мобильные телефоны начнут использовать все возможности интернета. Начал на эту тему думать, работать, двигаться - и пришёл к тому, что  написал книгу, которая описывает современное состояние дел в мобильных технологиях.  (Мобильный маркетинг)

Вы часто участвуете в составе жюри различных стартап-конкурсов. Как вы меряете эффективность проекта, который судите? На что обращаете внимание в первую очередь?

Мое стремление помогать стартапам вылилось в активное вовлечение  в конкурсы. Стартап может выстрелить очень быстро.  Я внимательно просматриваю те проекты, которые могут быть яркими и интересными. Вовлечение в качестве эксперта в жюри приводит к возможности завязать контакты и использовать нетворкинг - общаться с новыми, яркими, талантливыми людьми, которые в какой-то момент приходят с сумасшедшими идеями. Я смотрю в первую очередь на  монетизацию: на то, каким образом проект планирует зарабатывать.

Опыт  показывает, что даже при наличии отличной команды, замечательного проекта, горящих глаз, отсутствие денег может убить ваш проект очень быстро. Поэтому я задаю свой любимый вопрос: "Кто тот человек, который поднимет руку,  скажет: «Я  покупаю!» и достанет кошелёк?". Именно так обычно звучит первый вопрос, который  я задаю стартапам. После этого я обращаю внимание на людей в проекте.  Если команда сплочённая, если люди, которые пришли на презентацию действительно друг за друга горой, то значит, у них есть потенциал все выстроить и реализовать. Опять же, нужно очень вмнимательно смотреть на опыт этой команды: провалы и падения не менее важны по сравнению с успехами.

Образ стартапера с горящими глазами – миф или реальность? Так ли важно гореть идеей для ее реализации?

Теоретически возможна и такая ситуация: стартапер с холодными потухшими глазами. Наёмник-ландскнехт, который готов за деньги сделать все, что угодно. Такие люди иногда встречаются на моем пути, но могу сказать, что уверенность в том, что ты  идёшь в нужном направлении, очень важна. Без этой уверенности люди говорят о том, что ничего не выйдет,  либо их убеждают в том, что ничего не выйдет - и их задор заканчивается. Поэтому горящие глаза - это насущная необходимость для человека, который запускает свой проект. Если вы в какой-то момент задумали что-то действительно яркое инновационное и необычное,  то, чего сейчас не существует в мире, это отличает вас от тысяч и миллионов других людей. Вы искренне верите в то, что это будет приносить деньги, это будет приносить славу, это будет приносить успех, это будет востребовано рынком - а рынок в этот момент говорит вам совершенно другое. На стыке этих противоположностей начинается "работа в пустыне", как я это называю. Когда вам необходимо долго в ситуации , когда рынок ещё не готов к вашей идее, постепенно готовить ситуацию, в которой у вас будет прототип. Когда-нибудь идея станет востребованной. Вот в этот-то момент, вы станете номером один на рынке потому, что вы готовились к этому процессу загодя. "Горящие глаза" важны в долгосрочной перспективе. Насколько вам хватит этого задора? Никто не может ответить в настоящий момент потому, что это могут быть  большие отрезки времени.

 Коснулась ли вас истерика с Кипром? Ваших знакомых?

К счастью, моего бизнеса «истерика с Кипром» не коснулась. Я наблюдаю некоторый перепуг у своих  знакомых финансистов, которые действительно решали вопросы с помощью офшоров. Думаю, что  самая большая опасность и беда - это  отсутствие диверсификации. Когда вы, например,  заточены на один-единственный банк. Как человек, который видел на своей шкуре  и чувствовал кризисы последовательно  98-го и всех 2000-х годов, могу сказать, что  я сейчас очень осторожно реагирую на любые возможности использовать число один - единица. Я раскладываю яйца в разные корзины. Иногда от этого теряется эффективность, но практика показывает, что  когда начинают лопаться последовательно одинаковые вещи, вы в этот момент не зависите от них.

Что влияет в вашей жизни на принятие решений в бизнесе – расчет, интуиция, что-то еще?

Разумная комбинация всего выше описанного. Расчёт, интуиция и искренняя вера в то, что мы движемся в нужном направлении, понимание того рынка, в котором мы работаем. Говоря о Nordic Agency AB, мы, например, чётко знаем, сколько денег наш клиент тратил в 2012 году на интернет рекламу, продвижение своих товаров и услуг, на создание сайтов. Мы смотрим на прогнозы различных организаций, включая АКАР и РАЭК по росту рынка на следующий год и коррелируем свои планы в связи с этим. Но интуиция - это та штука, которая в какой-то момент заставляет меня сидеть беспокойно и говорить: "Ребята, мобильные технологии  очень скоро. Давайте двигаться туда". Мы начинаем менять наш ежедневный объем работ, например, с разработки традиционных flash-решений на мобильные технологии. Понимая то, как стремительно и быстро все меняется в нашем мире, я искренне верю в то, что  эта стратегия окупится.

Недавно стартап-проекты стали оценивать в Russian Startup Index. Как вы относитесь к подобного вида рейтингам? Какую пользу они приносят?

Естественное стремление людей быть номером один приводит к тому, что  в нашей жизни существуют различного рода «пузомерки». Кто самая красивая девушка? Так у нас появляется конкурс «Мисс Россия», например. Или же компании меряются - и для этого есть рейтинг Forbes, Fortune 500. Я считаю, что отвлекаясь на такие  активности, вы потеряете тот импульс и то ускорение, которые вам очень нужны для того, чтобы все-таки заниматься своим собственным делом. В то же время рейтинги - обязательная составляющая любой индустрии, в которой существует деньги. Как только в тусовку приходят большие деньги, тут же появляются люди, которые готовы  награждать призами, грамотами, подарками, ценными поездками  и брать за это в свою очередь спонсорские деньги, продвигать какие-то проекты. Посмотрите вокруг. Фактически в каждой индустрии существуют рейтинги и это и не хорошо и не плохо. Это позволяет ориентироваться людям  в каких-то проектах.

Представьте, что через сто лет о вас будут говорить люди.  Что они скажут?

У меня есть ответ на этот вопрос. Я себе сформулировал надгробную эпитафию и звучит она у меня следующим образом: "Здесь лежит Леонид Бугаев, человек, который изменил жизни многих через обучение".

Три фильма, которые вы рекомендуете посмотреть?

Ответ зависит от того, в какой сфере вы хотите развиваться. У меня есть список моих любимых фильмов. В нем более ста названий - и для каждого человека, который спрашивает, я могу в нужный момент  достать фильм, который ему очень пригодится. Из последних просмотренных мне запомнились «Военный ныряльщик», фильм  «Ганди» и «Малышка на миллион» Клинта Иствуда.

Три книги, которые вы рекомендуете прочитать?

Говоря о трёх книгах опять же та рекомендация, которая касается фильмов. Я внимательно  отношусь к области финансов, как области, которая затрагивает жизни практически каждого из нас.  Здесь могу посоветовать следующие книги:

  • Константин Бакшт «Вкус к жизни»: книга, которая научила меня, в том числе учёту времени
  • «Getitng Things Done», автор, если я не ошибаюсь Роберт Ален, создатель системы GTD
  • «К выступлению готов: презентационный конструктор» Радислава Гандапаса. Книга, которая в какой-то момент подтолкнула меня  к необходимости выступать публично  и заниматься этим системно  и постоянно, получать от этого огромное удовольствие, выступать на конференциях, на мастер-классах и стать профессионалом в результате именно благодаря этой книге.

Что для вас счастье?

Счастье - это возможность заниматься своим делом жизни и получать признание благодаря своим поступкам. Там, где появляется внимание людей, появляется и возможность  монетизации этого внимания. Посмотрите на то, каким образом Facebook стал самой популярной площадкой коммуникации. Из простой мечты - "соединить людей и дать им возможность общаться" появился бизнес. Из маленького стартапа  компания Google превратилаь в организацию, которая упрощает поиск информации.

Для меня счастье - это возможность видеть результат своей ежедневной деятельности. Когда-то я сформулировал очень важное  правило: "Видеть результат своей собственной деятельности  каждый день". Вы можете видеть результат вашей работы в  виде улыбок людей, в виде «спасибо» от клиента за отлично сделанную рекламную компанию. Нам говорят "спасибо" за замечательный сайт, который выполняет свои задачи. В Академии экспертов счастье - это благодарность учеников, которые пишут о том, как изменилась их жизнь в лучшую сторону, о том, как это произошло буквально за несколько месяцев после обучения. Возможность посвятить время своей семье, сыну - это счастье для меня, которое в какой-то момент появилось в моей жизни. Сейчас я могу себя назвать счастливым человеком. Я хочу сделать так, чтобы каждый читатель этого интервью стал таким же счастливым. Главное - задавать себе те вопросы, которые приводят к качественным изменениям в вашей жизни. Не останавливайтесь на достигнутом и стремитесь вверх!

 

Спасибо :)

 

Читайте также

Новости наших партнеров