Все записи
11:33  /  30.04.13

3048просмотров

"Надеюсь, никогда не попаду в рейтинг завидных женихов Cosmopolitan!" Интервью с Ильей Мутовиным.

+T -
Поделиться:

Я недавно познакомилась с основателем проекта Zoon.ru Ильей Мутовиным. По его словам, этот сервис помогает жителям больших городов сделать выбор в пользу лучшего сервиса в кафе, ресторанах, салонах красоты, фитнесах, автосервисах, медицинских центрах и т.д. В настоящее время у  Zoon.ru есть только 14 категорий, куда, к моему глубочайшему сожалению, не вошли такие варианты, как «рейтинг  туфель от Manolo Blanic – в ЦУМе или на Садоводе?», «платья, в которых вы лучше смотритесь – Dior или Moschino?», «Сравнительный анализ ароматов отбеливателя в Химчистке ГУМа и Европейского», Хотя, постойте, последнее, кажется, как раз в кассу.  Посмотрим, что скажет Илья.

Первая мысль, которая возникает при встрече с вашим проектом – Это очередной каталог, «Афиша», Foursquare… Уверена, что вы думаете не так. Расскажи, что у вас за сервис на самом деле?

- Во-первых, люди, дающие такую оценку, как правило, москвичи, а во-вторых, они чаще всего имеют в виду одну из четырнадцати наших рубрик – рестораны. У нас нет никаких иллюзий по этому поводу – в Москве есть очень хорошие ресурсы с существенной базой, которые помогают выбрать ресторан. Та же самая «Афиша». К ним в этом плане есть сложившееся доверие, несмотря на то, что там далеко не полная база заведений собрана. Создать очередной гид по ресторанам Москвы было бы действительно скучно. Мы решаем другую проблему: не ограничиваясь популярными категориями, нам удалось собрать те заведения, для которых нет качественной каталогизации, не ставя в приоритет рестораны. Например, занятия йогой, химчистки или зубных врачей. Есть автономные каталоги по некоторым из наших отраслей, но к ним нет особого доверия, т.к. информация не всегда достоверна и пестрит рекламой. Как выбрать автосервис по каким-то важным для меня параметрам где-то еще кроме нашего сайта - я вообще не представляю. Или дом отдыха, например. И это говоря о Москве. Если брать другие города – там работает только сарафанное радио. 

- Как вообще родилась идея такого проекта?

 - Мне изначально нравился функционал Яндекс.Маркета для поиска товаров. Мы решили  создать аналог для услуг.

- А какие основные отличия от, скажем, Афиши и Foursquare?

- Афиша – это пример отличного каталога в ресторанах Москвы. Если мы создадим такой же по большинству категорий разных городов и стран, будет замечательно. Foursquare на данном этапе – это веселая американская игрушка с чекинами и бейджиками. Никак не Яндекс.Маркет в услугах. Это примерно так, как если бы был сервис, в котором можно отметить, что у тебя за устройство и посмотреть какие устройства, есть у твоих друзей поблизости. Вот видишь ты на радаре такого сервиса, что вокруг одни айфоны и идешь себе такой же покупаешь. Работает? Ну, может быть. Похоже на удобный объективный сервис выбора чего-то? Нет.  Гиды типа Foursquare интересны только тем людям, которые в настоящий момент не знают куда пойти. Если мне надо какое-то определенное место – я смотрю в интернете, выбираю, сравниваю и только потом делаю выбор. И мне, как пользователю, не  обязательно нужно покрытие заведений в 100 процентов, мне хватит и 90-95% заведений, лишь их было удобно выбирать.

- Как все-таки правильно вас называть? Справочник? Каталог? Гид?

-  Все ресурсы, которые похожи на нас (или мы похожи на них) – делятся на 2 категории. Первая – это справочники, главный из которых  –  Яндекс.Карты и 2ГИС в Сибири. Они решают такой юз-кейс: я знаю, куда поехать или пойти, но мне надо уточнить адрес или телефон. Например, я ищу ближайшую нормальную заправку или аптеку. Или друг вас пригласил в ресторан, и вы хотите быстро найти, как удобнее до него добраться. Можно ли выбрать с помощью справочника какое-то новое и неизвестное мне ранее место? Можно, но неудобно.

Вторая большая категория – каталоги. Они решают другой кейс – выбор места. Они помогут мне ответить на вопрос, в какой уютный и приятный ресторан сегодня вечером сводить девушку? Я могу посмотреть рейтинги, прочитать отзывы, увидеть на фото или видео интерьер, просмотреть меню и выбрать. Найти конкретный адрес и телефон в каталоге конечно тоже можно, но целевая его история другая. И мы намного больше относимся ко второй категории – помогаем в выборе.

- Ты все время говоришь – «вот я, например, не воспользуюсь». Получается, что сервис ты делал в какой-то степени под себя, свое восприятие и желания. А как вы измеряли потенциальную аудиторию Zoon.ru? Какая она? Где сидит?

- Сейчас у нас есть стабильная аудитория – около 20-25 тысяч человек в день. У нас есть рычаги ее привода. 90% - это органический поиск, 10% - прямые заходы. И для наших клиентов такая аудитория – самая подходящая. Потому что клиент, находя через поиск наш сайт, а на нем – конкретное заведение, шел решать свою насущную проблему. И это очень важно. Если человек ищет «Маникюр, метро Третьяковская», то человеку нужна определенная вещь в определенном месте, и он с бОльшей вероятностью не только посмотрит фото салона, но и придет в заведение.

- Какие самые популярные запросы?

- Сейчас это, скорее всего, запросы, включающие слово «рейтинг» или «лучшие … рестораны, салоны красоты и т.д.», а также включающие в себя гео – метро, улицы, районы и т.д.

- Вы, наверное, постоянный клиент Яндекс.Директа?

- Нет, Директа у нас нет вообще в принципе. Мы бы разорились сразу же.  В поиске мы выходим в топ за счет «магии SЕО» (смеется).

- Какие ты видишь ошибки в проведенной работе над проектом? На каких ошибках научился?

- Самые главные ошибки всегда – это ошибки в тех или иных людях. К сожалению, у меня и у моей команды они тоже были. Человеческие ошибки всегда самые дорогие – ты доверяешь человеку, а он не справляется. В плане развития бизнеса были недочеты, но по мелочам. Наверное, потом лучше видно будет, что мы делали неправильно.

- Насколько совпадает тот сервис, который ты задумал и тот, который ты построил?

- Почти на 100%

- Скажи, а сколько средств вы затратили на создание сервиса?

- Знаешь, я скажу так – затратили много миллионов, но не так важно, сколько в историю вложили, как то, как она сейчас выглядит.

- Ты считаешь свой проект состоявшимся бизнесом? Или это еще стартап, находящийся в поиске бизнес-модели?

- Скорее второе, потому что у нас еще много внутренних вещей, которые мы тестируем. Причем это обкатка не деталей, а именно модели извлечения прибыли. Обычно так и бывает у компании в первые несколько лет. Только если у тебя есть много денег и идея фикс, ты можешь позволить себе разрабатывать что- то, не стараясь извлечь из этого прибыли – у тебя другие KPI. У нас все же акцент стоит на увеличении прибыли и росте компании. Но, хочу отметить, что мы себя не очень охотно причисляем к некоей стартап-тусовке.

- Не боитесь ли вы превратиться из IT-сервиса в некое PR-агентство со специфическими услугами и собственным веб-сервисом? И позиционируете ли вы себя как IT-история в принципе?

- Я не вижу в этом глобальной проблемы. Если наша часть станет работать как PR-агентство – будет очень хорошо. Но, конечно, мы позиционируем себя сейчас как IT- проект.  Нам нравится PR-составляющая, ее мы тестируем – где-то больше, где-то меньше.

- Какие технологии вы применяете в работе?

- Если говорить о мобильном приложении, которое у нас скоро запустится, то мы первые в России, кто написал такое большое и сложное приложение на Titanium. В мире вообще таких приложений очень и очень мало, т.к. технология очень новая. Наш СТО – Илья Шаповалов ее отыскал и проработал. Эта технология не влияет на пользовательский интерфейс, но для нас это очень удобно, т.к. мы можем управлять приложениями и на Android и на iOS фактически одновременно. Это также значительно сократило время и логику разработки.

- Раз ты упомянул Илью - расскажи о команде своей.

- У нас очень хорошая команда! Так получилось, что в штате работают четыре Ильи. Илья Шаповалов пришел к нам из «Мамбы», где ему принадлежит, наверное, бОльшая количество сишного кода. В свои 25 лет в техническом плане он очень продвинутый человек. Илья Лисин – гуру SЕО. Он пришел к нам из Mail.Ru, и понимает магию SEO лучше, чем кто-либо на рынке. Четвертый Илья, Наринский,  отвечает у нас за дизайн и логику работы. Анна Городецкая ведет блок, связанный с редакцией, SMM и рядом важных партнерств. Не хватает сильного человека, который бы видел продукт через призму монетизации – коммерческого директора. Очень его ищем, но пока не можем найти.

- Если бы ты сейчас вернулся в тот момент своей жизни, когда проект только задумывался – ты бы сделал то же самое или нет?

- На 90% то же самое.

- Это дело твоей жизни, или есть в планах работа над другими идеями и другим бизнесом, серийное предпринимательство?

- Я точно никогда не буду делать проекты так, как это сейчас модно среди стартапов: придумал, что-то написал, сделал дизайн, причесал, продал, пошел дальше. Это не мое. Каждый предприниматель, который любит свое дело, отдается ему целиком и не думает о том, что он будет делать «после». Сейчас я живу этим проектом и ни о чем другом не задумываюсь.

- Назови пять web-сервисов, которыми ты пользуешься чаще всего?

- Кроме стандартного набора из поисковиков, сетей, почты, новостей и Bashorg есть только Lepra.

- Чем ты любишь заниматься в свободное время? Какие хобби, увлечения?

- Спорт. Хотя последнее время свободное время ценно как-то само по себе.

- У тебя есть мечта?

- Мечта…  вопрос затрагивает сложную систему целей и ценностей. В целом, конечно, есть.

- А расскажи о своей личной жизни? Есть ли шанс девушкам увидеть тебя в рейтинге завидных женихов журнала Cosmopolitan или рейтинге Forbes?

- Я не очень люблю распространяться о личной жизни, но, надеюсь, в рейтинг Cosmopolitan я никогда не попаду! Против Forbes ничего не имею.

- Что для тебя счастье?

- Когда реализуется моя сложная система целей и ценностей, тогда наступит счастье.

- Спасибо!