Все записи
13:21  /  4.09.13

1529просмотров

Startup Sauna и инновации по-фински

+T -
Поделиться:

Работая в любой из отраслей важно отслеживать не только развитие своего проекта, но и то, что творится на соседних кораблях. Так и мы - вечно суем нос в дела партнеров, узаем чем они занимаются, и какую пользу приносят обществу. В этот раз, во время летней школы по развитию инфраструктуры инноваций, мне в руки попался основатель финского акселератора Startup Sauna Евгений Пелтола. Он рассказал мне о том, как устроена работа со стартапами в Финляндии и зачем они ездят по другим странам. Кстати, завтра, 5 сентября, Startup Sauna пройдет снова в Москве - на площадке API Moscow.

Расскажи, пожалуйста, о том, как был придуман ваш акселератор и каких результатов вы достигли?

Startup Sauna в рейтинге UBI San Francisco стал первым в мире в категории молодые акселераторы (до 5 лет), созданные при университетах. Буквально за несколько лет мы смогли провести колоссальное количество мероприятий, активировать тысячи студентов. Нам удалось провести несколько международных конференций Slush, на которых участвовало более 3000 человек, 500 стартапов и более чем 20 инвесторов из разных стран. В России мы провели 16 «разогревов» Startup Sauna Warmup, это формат демо-дня и интенсивной работы с экспертами для стартапов. Тут мы преследуем две цели: это, естественно, помочь российским предпринимателям а с другой найти талантливых предпринимателей для своей акселерационной программы.  

Наша программа проходит два раза в год: осенью и весной и длится примерно два месяца. За это время в акселераторе мы предоставляем возможность получить максимальное количество обратной связи. Вместе с нами команда стартапа находит и пробует все варианты ответов на вопрос «Как получить для себя больше клиентов?», подготавливает свой проект для инвестора и выходит на новый международный уровень, потому что в конце нашей программы лучшие стартапы мы отправляем Кремниевую долину. Программа акселлерации на 100% бесплатна для стартапа, более того, мы оплачиваем перелет и проживание в Финляндии и перелет в Сан-Франциско.

Логичный вопрос - откуда деньги?

Это деньги финских налогоплательщиков, которые приходят к нам через университет Aalto на развитие предпринимательской экосистемы в Финляндии. Все дело в том, что финский рынок маленький и очень много международной конкуренции. Для того чтобы завоевать свою нишу, финские предприниматели должны создавать сразу глобальные компании, ориентированные на международный рынок. Лучше всего растут международные стартапы, когда есть соответствующая среда для обмена опытом. В Финляндию более половины компаний приезжают на Startup Sauna из-за рубежа. Акцент делается на том, чтобы стартапы давали советы друг другу.

Т.е. правильно ли я понимаю, что команда Startup Sauna приглашает предпринимателей из других стран чтобы они потом каким-о образом интегрировались с финскими стартапами и создавали глобальные компании?

Мы приглашаем стартапы из других стран для того, чтобы они, параллельно с финскими предпринимателями учились, набирались опыта. Т.е. не идет речь о том, чтобы команды каким-то образом миксовались или создавались новые стартапы в процессе обучения. Тем не менее, если стартапы захотят остаться в Финляндии, то у них, конечно, есть такая возможность, и для Финляндии это большой плюс.

Какой должна быть идеальная программа акселерации, какие задачи она должна решать?

Сфокусированной. Например, наша программа Startup Sauna–не сфокусирована, т.е. мы работаем со всеми стартапами, и с ИТ, и теми которые делают «железо».  Однако, в будущем мне кажется, что большей популярностью будут пользоваться программы, которые сфокусированы например, на здравоохранении, биотехе, электронной коммерции. И в зависимости от этого будет рассматриваться длина программы, т.е. в среднем ИТ акселерация может занимать месяца три, акселерация стартапов в сфере здравоохранения – месяца два, потому что там технологии настолько разные что очень сложно предоставить менторов которые смогут помочь всем предпринимателям в усовершенствовании технологий. Например Excelerate Labs в Чикаго, хорошая программа, она нравится мне потому что она лучше всего отображает особенности рынка аналогичного с Российским. Чикаго не находится в Кремниевой долине и им приходится генерировать огромное количество коучинга и менторства – порядка 720 сессий в течении нескольких месяцев. Я уверен, что то же самое нужно и для России, особенно для регионов. Как минимум нужно «взорвать мозги» предпринимателям количеством информации чтобы они могли лучше нелинейно мыслить.

Как раз следующий вопрос про информацию. Все эти советы, консультации  - это с одной стороны правильно и хорошо, а с другой - идеальных рецептов не бывает. Насколько следует увлекаться чтением литературы, хождением по конференциям, чем стоит руководствоваться в выборе и как много мероприятий должно быть в расписании предпринимателя?

На Startup Sauna мы проводим коучинг-сессии на которых участвует около 30 экспертов, а само взаимодействие проходит в виде экспресс-свиданий как во время Speed dating, т.е. стартап общается с каждым коучем по 25 минут, потом с другим, с третьим. Однако на такие мероприятия мы приглашаем еще как минимум  5 непрофильных специалистов, которые могут и не разбираться в предпринимательстве, но зато добились успеха в своей области. Ведь главная цель, чтобы как можно больше людей задали проектам разные вопросы. Совсем другой момент понять что актуально из обратной связи для стартапа, а что нет. Так, если 90 % всех экспертов жалуются, к примеру, на маленький шрифт на сайте, говорят что что-то не работает или клиенты не готовы за это платить деньги, то тогда больше шанс, что стартап задумается над этим вопросом. Идеальных рецептов конечно нет, но любое общение, любая новая точка зрения  - это некий следующий шаг итерации, который приблизит стартап к победе, либо к краху.

Какую-то литературу ты сам читаешь или может быть посоветуешь?

Книги Эрика Райса, Гая Кавасаки, Стивена Бланк. Люблю слушать различные мотивирующие аудиокниги например из курса Anthony Robbins. Много хороших рекомендаций по книгам можно также найти на Quora.

Что ты можешь отметить для наших региональных коллег, которые приезжают в Москву для обмена опытом, на что им нужно обратить внимание? Какие-то хорошие примеры ты подметил и может быть можешь поделиться опытом , о том что ты видел в других инкубаторах и акселераторах и было бы хорошо использовать у нас в России?

Мне кажется, очень важно с первых дней мотивировать ребят создавать глобальные бизнесы. На самом деле если сегодня создать локальный бизнес, то очень вероятно, что он не будет работать глобально, т.е. бизнес, который может хорошо развиваться в Москве – может и не заработать в Берлине или в Сан-Франциско. Также нужно самостоятельно проводить больше образовательных мероприятий, чтобы люди создавали новые команды, не боялись предпринимательства. Нужно проявлять больше лидерских компетенции и делегировать задачи, чтобы поощрять ответственностью местных руководителей региональных инкубаторов, поощрять профессиональным ростом студентов, которые будут проводить эти мероприятия. Нужно пытаться найти новых лидеров.

Скажи пожалуйста, насколько вопрос вывода проектов на глобальные рынки по твоему мнению актуален для России и в частности для российских регионов, если мы говорим о проектах?

Действительно актуально, так например, мы проводили демо-день Startup Sauna год назад в Краснодаре и, несмотря на то что это не большой город, там во всех магазинах пользуются иностранными продуктами. Т.е. глобальная конкуренция прослеживается как среди мобильных приложений, так и в супермаркетах. Для того чтобы предприниматели из Краснодара могли быть лучше чем иностранные конкуренты, им нужно проявлять больше усердия. Соответственно если российские стартапы в чем-то лучше, то почему бы не предоставлять сразу свой продукт на глобальном рынке, завоевывая больше потребителей.

Какие рыночные тренды и тенденции ты можешь раскрыть для наших читателей. На что ориентироваться российским предпринимателям и какие ниши лучше оставить без внимания?

На самом деле нужно пытаться создавать уникальные продукты, стремиться к тому, что сейчас никто другой не делает, потому что все тренды быстро устаревают. Никто из нас не знает, сколько в эту минуту возникает похожих на что-то стартапов.

Тогда расскажи, каких продуктов и компаний итак уже слишком много на рынке?

Довольно много приложений для вызова такси, еще больше новых социальных сетей, и этот рынок явно стал переполненным. С другой стороны очень много потенциала у различных стартапов, которые, как Task Rabbit, позволяют создавать какие-то микро задачи для большого количества людей. Такого типа проекты могут быть популярны на глобальных рынках. Вообще все сервисы и индустрии, которых в принципе в данный момент еще нет в предпринимательстве, если попытаться встряхнуть их и создать абсолютно новое предложение, то возможно рынок его оценит.

За твоими плечами колоссальный опыт международного сотрудничества, скажи считают ли Россию игроком на международной арене инноваций?

На самом деле на международной арене ни для кого не сюрприз что в России есть инновации . Рассмотрим вашу страну в ретроспективе, долгие годы вы копили инновации, и хотя для международного сообщества они скорее ассоциируются с космосом, они создают  прорывной научный имидж России. С другой стороны много международных компаний производят аутсорсинг программистов, в том числе используя ваших ИТ-специалистов, поэтому потенциал в России точно хороший.

Что для тебя счастье?

Счастье - это делать работу, которая имеет положительный эффект для общества, которая не была бы сделана без моего участия и чувствовать гордость за ее исполнение.

- Спасибо!