Все записи
20:27  /  15.09.13

942просмотра

"Предприниматель- это ангел компетенции". Интервью с Сергеем Макаровым.

+T -
Поделиться:

Венчурные инвестиции, технопарковые структуры и принципы работы интеллектуального капитала кажутся не простыми в понимании. Но не так они страшны, как о них говорят. Об этом лично рассказал Сергей Макаров, руководитель развития инфраструктуры регионов в "Росиийской Венчурной Компании". Я познакомилась с Сергеем на школе для представителей региональных бизнес-инкубаторов и технопарков, где он доходчиво, "на пальцах" о том, на каие моменты следует обращать внимание в управлении подобной cтруктурой. 

 Добрый день, Сергей! Очень рада с Вами пообщаться, тем более после Летней Школы, организованной Бизнес-Инкубатором НИУ ВШЭ, где вы так ярко провели одно из занятий. Давайте начнем с некоторой общей информации: чем Вы занимаетесь в РВК? В чем Вы как специалист заинтересованы в первую очередь?

 - Я работаю с сервисной инфраструктурой в разных регионах страны. Что это такое? Можно сказать, что в круг моих профессиональных интересов входит все, что связано с компетенциями акселераторов, бизнес-инкубаторов и технопарков в регионах. Моя задача заключается в том, чтобы во всей системе инновационного бизнеса участники друг друга понимали; особенно те из них, кто стоит "на стыках" функций: скажем, разработчики-предприниматели или инвесторы-бизнесмены. Такие синтезы зачастую влекут за собой "трудности перевода" с языка бизнеса на язык науки и технологии и наоборот.

 Давайте разберемся в целом, с ситуацией, которая типична для рынка. Какие могут быть у инкубатора трудности в поиске заказчиков?

Инкубатор, если смотреть "сверху", это та организация, которая несколько смещает «царя»-разработчика и структурирует бизнес-аспекты. Я этот процесс называю "передача страхов", так как именно рассматриваемый инкубатор структурирует и передает риски от разработчиков в руки инвесторов. Следующий вопрос- кто может быть заказчиком инкубатора? На него можно ответить следующий образом: любой участник рынка. Определиться со спецификой можно исходя из позиционирования того или иного инновационного института. Например, если мы говорим, что целевая аудитория инкубатора - компании на ранних стадиях развития, то в соответствии с этим и составляем определенный список бизнес-компетенций для наших заказчиков и партнеров. Получаем зазор компетенций между разработчиками и инвесторами, который и надлежит заполнить. Формирование и предоставление этого спектра и является предметом бизнеса рассматриваемого инкубатора.

 Что Вы можете сказать по поводу степени риска для инкубатора в получении прибыли? 

 Я считаю, что особого риска нет. Вернее сказать, существующие риски почти полностью контролируются самим инкубатором. В базовой комплектации (когда инкубатор получает долю в стартапе) четко работает принцип "что посеешь, то пожнешь". Насколько успешно проект будет упакован компетенциями для рынка и «раскручен» для инвесторов, настолько он и даст прибыль. В сверхкомплектном варианте инкубатор может получать и отдельную плату за услуги "спаривания" разработчика и инвестора, но они, как правило, очень дорогие.

 Получается, что инкубатор выполняет роль "свахи", сводя вместе предпринимателей, разработчиков и инвесторов. С поиском последних ситуация более-менее ясна, но где инкубаторы охотятся на предпринимателей? 

 Все опять же зависит от того, кто нужен, какими компетенциями должен обладать желаемый объект.  Но, прежде всего, важно понимать отличие предпринимателя от менеджера: первый инвестирует себя и свои способности, а второй заинтересован в экономической компенсации намного больше. Поэтому получается, что предприниматель - это особый сорт бизнес-ангела.  Назовем его «ангел компетенций». Бизнес-ангелы дают материальные средства взамен за долю в компании сразу по заключению соглашения, а предприниматели наполняют создаваемую компанию компетенциями постепенно, в рамках согласованного плана,.

 А теперь хотелось бы услышать Ваше мнение по поводу студенческих инкубаторов, модель которых значительно отличается от "классических".

 Я привык считать их «злобными», потому что они не берут доли в компании и в определенной степени девальвируют студента-стартапера. Что я имею ввиду: студент создает свой продукт, открывающий новые возможности бизнеса и решает воспользоваться услугами инкубатора. Но вместо решения всех вопросов бизнес-функционирования инкубатор, грубо говоря, просто предоставляет помещение, академические консультации и бесплатные печеньки. И молодой человеквместо того, чтобы углубляться в технологии и разработки, вынужден переключаться на несвойственные ему аспекты кадрового делопроизводства или выстраивания финансовой модели, что значительно сокращает его научно-технический потенциал. 

Но не для всех видов стартапов это плохо. Скажем, модель студенческого бизнес-инкубатора нормально функционирует для ИТ стартапов с коротким жизненным циклом, которые быстро выходят на стратегическихи инвесторов, и разработчики которых не успевают потерять свои навыки и знания.

 А как же благородные функции по поддержке инкубаторами студентов?

 Это спорные вопросы, однако иногда выполняя общественно важные, псевдогосударственные функции студенческие инкубаторы и технопарки не поддерживают экономическую сущность рынка. Показатели эффективности, на мой взгляд, у инкубаторов должны быть не столько в созданных рабочих местах, сколько в количестве заработанных стартаперами "Porshe Cayenne" (смеется)

 Вы в этом году преподавали в Летней Школе HSE {Sun}. Чему Вы учили участников?

 -Поскольку основная масса принявших участие- это и есть представители инкубаторов, то я хотел, в первую очередь, сделать свои занятия практическими. И поскольку большинство технопарковых структур было представлено как раз из студенческих или муниципальных некоммерческих образований, то я и старался их всех поставить в роль продавца их услуг. Для развития своего инфраструктурного сервисаважно не только проводить мастер-классы, ликбезы и т.д., но и принимать во внимание экономическую эффективность, продавать свои услуги, уметь "питчевать" свой сервисный продукт (рассказывать о своем продукте максимально цепко за минимальное количество времени- прим.авт.).

 Поговорим лично о Ваших предпочтениях. Если бы Вам поступило предложение выполнять роль предприниматель в компании, от какой сферы (в рамках которой деятельность предприятия бы осуществлялась) Вы бы не отказались?

 Хм, я точно сказать не могу, но, думаю, что от перспектив производственного бизнеса с большим потенциалом сложно было бы удержаться.

 Человек, считающих себя предпринимателем, должен иметь глобальную цель?

Обязательно! Принципиально важно мыслить глобально! Мысли о создании платформы, а не приложения, например, помогает самим же разработчикам и бизнесменам мотивировать себя. Кроме того, при масштабном подходе намного легче сформировать спектр предложений и выбрать основную и поддерживающие стратегии, что немаловажно для инвесторов. .

 Какая у Вас мечта?

Хотел стать физиком – стал. Теперь работаю в сфере бизнес-услуг для физиков и бизнесменов и хочу синтезировать познания в этих направлениях. Получается, что мечта сделать что-то важное в науке вполне достижима и через бизнес.

Чем планируете заниматься через 10 лет?

Я хочу быть в тонусе, не переходить в чистое менторство. Мне важно не просто указывать пальцем на нужное направление, но заниматься непосредственно связью науки и экономики.

Что для Вас счастье?

Счастье - это семья и все, что с ней связано.

- Спасибо!