Все записи
11:43  /  2.09.15

2791просмотр

Шеринг как постмодернистская игра

+T -
Поделиться:

«В стороне стояла большая группа людей, мужчин и женщин, молодых и старых, но они не разговаривали между собой. На земле валялось множество игральных костей, на каждой грани стояли буквы. Люди снова и снова бросали кости и подолгу всматривались в то, что выпало.

— Что они делают? Что это за игра?

— Игра в любое. Посмотри, что у них там?

Бастиан подошёл и прочитал:

Тивпрнлджбюё

Ъьмуцфхобв

Впшяцдэвуцьа».

 Михаэль Энде «Бесконечная история»

 

 

Постмодерн, к которому мы все уже привыкли и с которым смирились, принес в мир массу различных духовных и мировоззренческих сложностей. Это и утрата смыслов, и фрагментарность восприятия, и зацикленность на процессе в ущерб цели и результату, и отрицание истины и много всего еще другого. Вместе с тем он принес нам легкость, доступность, пусть поверхностные, но зато простые решения наших потребностей. Ценности (духовные или материальные), труднодосягаемый результат чего бы то ни было полностью потеряли свое значения. Теперь вся жизнедеятельность – это одна сплошная игра, завлечение, wow-эффект и сиюминутные эмоции.

Эти тенденции по-разному отражаются в различных сферах, отследить их можно почти что на каждом шагу. К слову, отношения двух людей, которые понравились друг другу начинаются с социальной игры, именуемой в народе флирт. Флирт – это блеф со своими своеобразными правилами и импровизацией в рамках этих правил. Главное в этой игре – не обнаружить свои истинные чувства и намерения, даже если никакого лукавства в них нет. «В лоб» как-то, понимаете ли, не комильфо.

Ну да бог с ними, с этими милыми социальными играми.

Люди – взрослые люди – эпохи постмодерна не хотят учиться, если с ними на занятиях не играют, не веселят и всякими завлекательными методиками не втягивают в образовательный процесс. Это при том, что они сами своими ногами в это учебное заведение пришли, приняли решение учиться и заплатили деньги за уроки. Кажется, совершив это все, они успокоились, напрочь забыв, что результат нужен прежде всего им.

Екатерина Белятинская, соучредитель школы иностранных языков Star Talk, рассказывает, как они перестраивают учебный процесс для своих взрослых студентов, чтобы учить развлекая: «Когда приходят учить язык, все хотят, конечно, результата, но это только на словах. Если построить учебный процесс так, чтобы он был перегружен сложным материалом, нудными и полезными упражнениями, доводящими навык до автоматизма, большим количеством домашнего задания – то, что на самом деле наиболее эффективно при изучении иностранного языка – наши клиенты разбегутся уже через пару занятий. Поэтому мы следим, чтобы наши преподаватели умели создавать на уроках непринужденную атмосферу, где можно пошутить, развлечься, а иногда и проболтать весь урок. Только в таком контексте можно буквально подсовывать серьезные знания и почти незаметно и как бы шутя отрабатывать материал. Это очень непростая преподавательская задача – учить, развлекая. Не развлекать, болтая на иностранном языке, а именно учить. Ведь если прогресса в обучении не будет, клиенты скоро разочаруются либо в школе, либо в своих способностях и покинут занятия. Это нам совсем не выгодно. Вот и приходится выкручиваться всеми возможными способами: и повеселить, и научить – чтобы не потерять клиентов».

Легкости и стремительности мы ищем во всем – не только в учебе. И охотно делимся друг с другом тем, что упростило нашу жизнь.

Разработчики Z-monitor – сервиса для отслеживания государственных конкурсов – сделали его для себя, потому что официальным сайтом госзаказов пользоваться им было неудобно. Придумав сайт и мобильное приложение, при помощи которого конкурсы можно отслеживать буквально-таки играючи, они выложили сервис в общий доступ, поделившись своей разработкой со всеми желающими – бесплатно, по крайней мере пока.

Делиться (или по-модному – шеринг) – это настоящий тренд времени. Возрождаются комиссионки (Agiotage) и прокаты, организуются группы и сообщества в социальных сетях, где люди меняются, берут или отдают на время вещи, оказывают друг другу различные услуги, делятся идеями и лайфхаками.

Современные технологии им только помогают в этом, породив бум на peer-to-peer платформы: Airbnb, Blablacar, Uber, Rentmania…

Пожалуй, ни один сервис так не вписывается в дух постмодерна, как шеринговый. Здесь сошлось все, что имеет значение для аутентичного постмодерниста: отказ от материальных ценностей (пользоваться вместо владеть), бережное отношение к окружающей среде (если потреблять вместе, то производить придется меньше), но главное все-таки – игра и эмоции.

Свой мир можно собрать по частям как в пазле: взяв экипировку у одних, чемодан у других, сев в машину к третьим, остановившись переночевать у четвертых. Все в вашем распоряжении за совсем небольшие деньги. Все ваше и не ваше одновременно. Истинного утверждения опять нет, результата как бы тоже, зато есть процесс, четко определенные процедуры и правила. Сюда нажать, по этой ссылке пройти, по этому маршруту проследовать. Это втягивает, завлекает, как настоящий квест или приключение!

Шеринг и есть по сути приключение. Вы не знаете, насколько адекватным будет человек, у которого вы собираетесь переночевать, отправиться в дальнюю дорогу или взять вечернее платье. За качество тоже никто ответственности не несет. Впереди – миллион приятных и не очень неожиданностей, новых встреч и опыта. Ну а что еще нужно?

Да, похоже, за этой новой игрой – за шеринговой экономикой – будущее. Или, по-другому, у бизнесов, построенных на шеринговых платформах, - большое и, вероятно, светлое будущее.

Приведем некоторые цифры:

Rentmania – онлайн-площадка, где любой желающий может взять или сдать вещь напрокат. Проект запустился в 2014 году в Москве и сейчас сообщество насчитывает более 3 тысяч участников, которые совершают десятки сделок ежедневно. В аренду берут велосипеды, вечерние платья, строительный инвентарь, велотренажеры, надувные батуты и т.д.

Airbnb – сервис бронирования жилья по всему миру, основанный в 2008 году. Если в 2009 году с помощью Airbnb забронировало жилье всего 21,000 человек, то в 2013 году их было уже 6 миллионов. Все началось с одной квартиры в Сан Франциско - теперь же у них на сайте более 1 000 000 объявлений в более чем 35 000 городах и 191 стране.

BlaBlaCar – райдшеринговый сервис, позволяющих находить автомобильных попутчиков и делить с ними транспортные расходы. Компания присутствует в 19 странах на 3 континентах. Количество зарегистрированных пользователей в мире превышает 20 млн человек, которые совершают в месяц несколько миллионов поездок. Менее чем за год работы в России на сайте зарегистрировалось более 1 млн человек.

Где еще есть ниши для развития шеринга? Где угодно. На западе активно развивается так называемый food-sharing – это когда люди готовят еду и приглашают к себе на обед или ужин других – незнакомых людей - за небольшую плату. Последние имеют возможность провести время не хуже, чем в ресторане, при этом потратят значительно меньше денег. 

Подумайте, чем бы могли поделиться? Вдруг из этого вырастит большой постмодернистский бизнес…

В соавторстве с Меланей Айдинян