Дело «Сети» и дело Дрейфуса
Совсем недавно я прочитал книжку чудесной Маргалит Фокс «Конан Дойль на стороне защиты», а вчера в ночи мы посмотрели «Офицера и шпиона» Полански (который на самом деле называется «Я обвиняю», но кто же у нас помнит знаменитый текст Золя, лучше уж шпионского добавить).
Оба произведения — очень сильные — про несправедливо обвиненных и их защитников, у них много общего.
Оскар Слейтер был обвинен в убийстве только потому, что был немцем, а Альфред Дрейфус — в предательстве только потому, что был евреем.
Обоих признали виновными и приговорили к работам в жутких условиях.
Оба дела раскололи общество.
У обоих нашлись защитники — у Слейтера Конан Дойль, у Дрейфуса — полковник Пикар и Эмиль Золя.
В обоих случаях защитники действовали во имя долга и справедливости, не испытывая теплых чувств к самим обвиняемым (Конан Дойль считал образ жизни мелкого жулика Слейтера недостойным, Пикар, вероятно (по крайней мере, у Полански), был антисемитом, как тогда было принято).
Оправданию обоих противостояли мощные силы: у Слейтера — полиция, у Дрейфуса — армия.
Обоих в итоге (через много лет) оправдали.
Оба встретились со своими защитниками, но отношения у них мягко говоря не сложились.
Дело Дрейфуса в России известно значительно шире, а в Израиле оно считается одним из триггеров, побудивших Герцеля пропагандировать переселение евреев в Палестину.
И вот, вырвавшись из мира викторианского, где чудовищная несправедливость может быть отменена, где есть какое-никакое гражданское общество и честные и смелые влиятельные защитники, я оказываюсь здесь, в России XXI века, где на жуткие безысходные сроки сажают детей, где ростки гражданского общества чахнут в бессилии, где почти все влиятельные люди — подлые трусы. И мне кажется, мы перегнули с прагматизмом (эвфемизм трусости). Нам снова нужны романтики и рыцари, ну или хотя бы люди, которые не боятся говорить то, что на самом деле думают.
Каждому из этих детей нужен свой Конан Дойль и свой Золя:
Дмитрий Пчелинцев — 18 лет,
Илья Шакурский — 16 лет,
Андрей Чернов — 14 лет,
Максим Иванкин — 13 лет,
Михаил Кульков — 10 лет,
Василий Куксов — 9 лет,
Арман Сагынбаев — 6 лет.
(Это сроки, а не возраст.)
Свободу всем невинно осужденным!