Предыстория

Я взялся за это дело не вслед за Н. Михалковым. Когда я был доцентом, я составлял для студентов списки книг классиков психологии, которые им следовало прочитать, был у меня и список фильмов, которые годились для психологических иллюстраций и разборов. Так что мысль о рекомендованных списках мне близка, и мой опыт подсказывает, что это верная мысль.

Предисловие

Список фильмов, а не книг для школьников — это признание нескольких фактов эпохального значения.

Важнейшим таким фактом является установление кинематографа как самостоятельного культурного явления, не иллюстративного, не трактующего литературу, а породившего и использующего собственные выразительные средства. Следует признать, что кино влияет на развитие личности в не меньшей степени и с не меньшим своеобразием, чем иные виды искусства, и является полноценным инструментом развития личности.

Вторым по значимости фактом является гипертрофия визуально-образного канала передачи поколенческого опыта и его педагогическая неупорядоченность. Этот канал заслоняет все другие и не контролируется в педагогическом процессе.

И третий эпохальный факт: кино сейчас доступно в той же степени, что книги и музыка. Все, что необходимо для полноценного воспитания, сейчас равно доступно, за исключением физкультуры и собственно систематического образовательного процесса.

Признательности

Я признателен Н. С. Михалкову за эту инициативу. Его мнение может привести к появлению такого списка общего масштаба, а также локальных списков. Я считаю, что составление такого списка вполне можно поручить самому Никите Сергеевичу. Его мнение по этому вопросу ценно; представить себе список 100 фильмов без его картин невозможно, но его мнение чересчур всеобъемлюще и презрительно по отношению к другим.

Я признателен всем, кто откликнулся на его инициативу и еще откликнется, вне зависимости от их мотивов. Важнейшим в этой работе является выработка мнения общества и сообществ, которые только и могут служить ориентиром для нового поколения, даже если оно от них оттолкнется. Для педагогов такие списки служат доверенным материалом.

Я буду весьма признателен Министерству образования, если оно не утвердит ни один из составленных списков в качестве обязательного к исполнению.

Я буду еще больше признателен «Снобу», если кто-то из его сотрудников возьмется модерировать этот список и похожие списки.

Важность списка

Список, в силу причин, описанных выше, важен для образовательного, воспитательного и культурного процесса общества на всех уровнях — от невидимого глобального до планируемого школьного. Он важен для проекта «Сноб» как конкретное выражение мнения. Если есть сообщество, у него должно быть мнение. Нет мнения — нет сообщества. Мнение — атрибут и орудие сообщества.

Ограничения списка

В силу культурной ограниченности я решил добавлять в список только советские и российские фильмы. Я не знаю ответа на вопрос, как влияют на развитие детей продукты других культур, как и нужно ли ограничивать их влияние, что и нужно ли использовать, как интерпретировать. Просто не знаю. Ограничение дает возможность на время отставить решение этих жизненных проблем и получить результат. Размер же списка — 100 фильмов — не является ограничением, как не является обязательством.

Предвидимые трудности

Главное, с чем я уже столкнулся: мало у нас фильмов для детей! Эпоха, нудно и громко галдевшая о подрастающем поколении, породила едва ли два десятка фильмов, учитывающих особенности детской аудитории, среди которых ни одного шедевра.

Методологические основания

Как бывший ученый небольшого масштаба, я понимаю, что отчетливое постулирование и строгое следование методологии годится для лабораторного эксперимента, но не для общественной практики. Принципы и методы, на которых зиждется результат, становятся прозрачными после его создания, если дискуссия была честной, открытой и полной.

Тем не менее, чтобы начать дискуссию, надо задать хоть какие-то рамки. Для меня лично есть две такие рамки.

Первая, назовем ее общественно-педагогической, задается целями образования и воспитания как общественного процесса. Поиск по словам «цели образования» дает весьма вкусную, но бессмысленную для практики кашу, состоящую из определений, прокукареканных со множества насестов.

Под целями образования я понимаю надежды, возлагаемые нами на общество в плане формирования «хорошего» будущего поколения. Можно улыбаться, но у каждого из нас такие надежды есть. На конкретный список они проецируются в виде вполне выразимых русским языком качеств, развитию которых должны способствовать вошедшие в список фильмы. Поскольку я не выделяю кинематограф из числа других образовательных и воспитательных средств и материалов, предоставленных культурой школе, эти же качества являются требованиями к результату всего школьного (и далее) процесса, и их должны формировать все школьные «предметы» и материалы, как их ни назови.

Эти качества, на мой взгляд, следующие:

Гражданственность — опыт и умение интерпретировать отношения личности и общества, государства.

Ощущение истории — опыт и умение интерпретировать взаимодействие общественных сил.

Интимность — опыт и умение интерпретировать личные отношения.

Опыт личности — опыт и умение интерпретировать личностные качества, способности, характеры и их действие.

Это во мне проснулся председатель методического совета.

Фильмы, попадающие в список, должны обладать потенциалом воспитания этих качеств. Они могут это делать, впечатлительно показывая и раскрывая их, а могут полемизировать с ними или даже ниспровергать. Я, глубоко верующий в самостоятельную ценность искусства и объективную силу его воздействия, все-таки помню, что дидактический материал является объектом использования и, соответственно, искажения трех страшных сил: педагога, ученика и образовательного процесса. Воспитательный потенциал материала может быть не только упущен, но и извращен. Однако я против включения в список фильмов, обладающих очевидной назидательной валидностью, поскольку она — фактор, уничтожающий художественную ценность. Поэтому туда должны попадать произведения, в которых есть волшебная сила искусства. Я не беру этот термин в кавычки, поскольку на опыте знаю, что она, волшебная сила искусства, есть. Она есть не только в «шедеврах» кино, но встречается и во внешне заурядных, технически слабых и профессионально скудных лентах. Она связывает художника, фильм и зрителя таинственной, очень глубоко проходящей нитью, берущей начало задолго до рождения художника и зрителя, и по этому признаку детское и недетское кино не различаются, а отбираемые фильмы достигают своих целей без сознательного участия сторон воспитательного процесса.

Однако волшебство не отменяет дидактики.

Дидактическая задача

Чтобы ребенок усваивал волшебный потенциал кино полной душой, он должен стать компетентным зрителем. Это легко сказать, но трудно сделать, если Бог не дал. Особенно если Он не дал учителя. Однако всякое бывает, и для решения этой дидактической задачи можно воспользоваться, опять же, объективными предпосылками. А они таковы, что для каждого возраста, для каждого периода развития находится наиболее привлекательный и понятный жанр искусства. Когда-то это сказки, когда-то — приключения, когда-то — сентиментальная драма. Замечательные литературоведы под руководством Е. Л. Стрельцовой и Н. Д. Тамарченко положили принцип возрастного соответствия жанра в основу курса литературы для школы. Мне этот принцип очень нравится, но я его плохо знаю, и придется попросить специалистов просветить нас. Особенно для меня привлекательно, что к большим произведениям, романам педагоги, работающие в этой системе, возвращаются неоднократно, ведь роман содержит и детективную, и мелодраматическую, и эпическую сюжетные линии. Я не цепляюсь за эту дидактическую основу, но она придает списку фильмов еще одно измерение — жанровое.

Составление списка

Вот из этих соображений я и приступил к своему списку. Если, по моему мнению, фильм воспитывает гражданственность, чувство истории, интимность и/или увлекает личностями героев, является более-менее качественным с кинематографической точки зрения, я включал его.

Потом я занялся исключением на тех же основаниях. Все равно получилось коряво, что и выношу на ваш суд в качестве драфта. «Детскость» фильма я учитывал, насколько мог, но совсем не руководствовался заявленным назначением. То есть, если «взрослый» фильм я считал интересным детям — включал, а вот «Гостью из будущего» в силу ее предельной художественной слабости так и не вставил. В списке только отечественные (СССР и РФ) фильмы, выпущенные до 2000 года, игровые и мультипликационные. Продолжающиеся серии считаются заодно, то есть «Неуловимые» — это все три фильма, Крокодил Гена с Чебурашкой — тоже все вместе.

В силу ограниченности возможностей блога даю список в простейшей форме: номер, НАЗВАНИЕ, год, режиссер(ы).

1. ПРАЗДНИК СВЯТОГО ЙОРГЕНА, 1930, Протазанов

2. ПУТЕВКА В ЖИЗНЬ, 1931, Экк

3. ЧАПАЕВ, 1934, Васильевы

4. ДЕТИ КАПИТАНА ГРАНТА, 1936, Вайншток

5. ДЕТСТВО ГОРЬКОГО, 1938, Донской

6. ПОДКИДЫШ, 1939, Лукашевич

7. СУВОРОВ, 1940, Пудовкин

8. ТИМУР И ЕГО КОМАНДА, 1940, Разумный

9. КАЩЕЙ БЕССМЕРТНЫЙ, 1944, Роу

10. НЕБЕСНЫЙ ТИХОХОД, 1945, Тимошенко

11. ВЕСНА, 1947, Александров

12. ЗОЛУШКА, 1947, Кошеверова, Шапиро

13. САДКО, 1952, Птушко

14. ЧУК И ГЕК, 1953, Лукинский

15. АЛЕНЬКИЙ ЦВЕТОЧЕК, 1953, Атаманов

16. ШВЕДСКАЯ СПИЧКА, 1954, Юдин

17. ВЕСНА НА ЗАРЕЧНОЙ УЛИЦЕ, 1956, Хуциев

18. КАРНАВАЛЬНАЯ НОЧЬ, 1956, Рязанов

19. КОММУНИСТ, 1957, Райзман

20. ЛЕТЯТ ЖУРАВЛИ, 1957, Калатозов

21. ТИХИЙ ДОН, 1957, Герасимов

22. ДОРОГОЙ МОЙ ЧЕЛОВЕК, 1958, Хейфиц

23. ИДИОТ, 1958, Пырьев

24. ДЕЛО БЫЛО В ПЕНЬКОВЕ, 1958, Ростоцкий

25. БАЛЛАДА О СОЛДАТЕ, 1959, Чухрай

26. СЕРЁЖА, 1960, Данелия

27. А ЕСЛИ ЭТО ЛЮБОВЬ?, 1961, Райзман

28. АЛЫЕ ПАРУСА, 1961, Птушко

29. ВЕЧЕРА НА ХУТОРЕ БЛИЗ ДИКАНЬКИ, 1961, Роу

30. ДЕВЧАТА, 1961, Чулюкин

31. ДЕВЯТЬ ДНЕЙ ОДНОГО ГОДА, 1961, Ромм

32. ЗА ДВУМЯ ЗАЙЦАМИ, 1961, Иванов

33. КОГДА ДЕРЕВЬЯ БЫЛИ БОЛЬШИМИ, 1961, Кулиджанов

34. ПОЛОСАТЫЙ РЕЙС, 1961, Фетин

35. КАРЬЕРА ДИМЫ ГОРИНА, 1961, Довлатян, Мирский

36. ДЕЛОВЫЕ ЛЮДИ, 1962, Гайдай

37. ИВАНОВО ДЕТСТВО, 1962, Тарковский

38. ЧЕЛОВЕК-АМФИБИЯ, 1962, Казанский, Чеботарёв

39. Я ШАГАЮ ПО МОСКВЕ, 1963, Данелия

40. ГАМЛЕТ, 1964, Козинцев

41. ДЕВОЧКА И ЭХО, 1964, Жебрюнас

42. ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ, ИЛИ ПОСТОРОННИМ ВХОД ВОСПРЕЩЕН, 1964, Климов

43. ЖЕНИТЬБА БАЛЬЗАМИНОВА, 1964, Воинов

44. ЖИВЕТ ТАКОЙ ПАРЕНЬ, 1964, Шукшин

45. МОРОЗКО, 1964, Роу

46. ОТЕЦ СОЛДАТА, 1964, Чхеидзе

47. КО МНЕ, МУХТАР, 1964, Туманов

48. ВОЙНА И МИР, 1965, Бондарчук

49. ГОРОД МАСТЕРОВ, 1965, Бычков

50. КАНИКУЛЫ БОНИФАЦИЯ, 1965, Хитрук

51. ОПЕРАЦИЯ «Ы» И ДРУГИЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ ШУРИКА, 1965, Гайдай

52. ОТ СЕМИ ДО ДВЕНАДЦАТИ, 1965, Бакаев, Сташевская, Фридман

53. ГИПЕРБОЛОИД ИНЖЕНЕРА ГАРИНА, 1965, Гинцбург

54. АЙБОЛИТ-66, 1966, Быков

55. АНДРЕЙ РУБЛЕВ, 1966, Тарковский

56. БЕРЕГИСЬ АВТОМОБИЛЯ, 1966, Рязанов

57. ВОЛШЕБНАЯ ЛАМПА АЛАДДИНА, 1966, Рыцарев

58. НАЧАЛЬНИК ЧУКОТКИ, 1966, Мельников

59. НЕУЛОВИМЫЕ МСТИТЕЛИ, 1966, Кеосаян

60. РЕСПУБЛИКА ШКИД, 1966, Полока

61. САМЫЙ, САМЫЙ, САМЫЙ, САМЫЙ, 1966, Ливанов

62. СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА, 1966, Казанский

63. ВАРЕЖКА, 1967, Качанов

64. ВИЙ, 1967, Ершов, Кропачёв, Птушко

65. МАЙОР ВИХРЬ, 1967, Ташков

66. ОПЕРАЦИЯ «ТРЕСТ», 1967, Колосов

67. ТРИ ТОПОЛЯ НА ПЛЮЩИХЕ, 1967, Лиознова

68. ХРОНИКА ПИКИРУЮЩЕГО БОМБАРДИРОВЩИКА, 1967, Бирман

69. ЩИТ И МЕЧ, 1967, Басов

70. БРАТЬЯ КАРАМАЗОВЫ, 1968, Пырьев

71. БРИЛЛИАНТОВАЯ РУКА, 1968, Гайдай

72. ДОЖИВЕМ ДО ПОНЕДЕЛЬНИКА, 1968, Ростоцкий

73. ЗИГЗАГ УДАЧИ, 1968, Рязанов

74. ЗОЛОТОЙ ТЕЛЕНОК, 1968, Швейцер

75. МЕРТВЫЙ СЕЗОН, 1968, Кулиш

76. НА ВОЙНЕ КАК НА ВОЙНЕ, 1968, Трегубович

77. ОГОНЬ, ВОДА И… МЕДНЫЕ ТРУБЫ, 1968, Роу

78. ОШИБКА РЕЗИДЕНТА, 1968, Дорман

79. СЛУЖИЛИ ДВА ТОВАРИЩА, 1968, Карелов

80. ФИЛЬМ, ФИЛЬМ, ФИЛЬМ, 1968, Хитрук

81. БЕЛОЕ СОЛНЦЕ ПУСТЫНИ, 1969, Мотыль

82. БРЕМЕНСКИЕ МУЗЫКАНТЫ, 1969, Ковалевская

83. ВИННИ-ПУХ, 1969, Хитрук

84. КОРОЛЬ-ОЛЕНЬ, 1969, Арсенов

85. КРОКОДИЛ ГЕНА, 1969, Качанов

86. НЕ ГОРЮЙ!, 1969, Данелия

87. ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ, 1969, Кулиджанов

88. УМКА, 1969, Попов, Пекарь

89. СЕРДЦЕ БОНИВУРА, 1969, Орлов

90. ГОРИ, ГОРИ, МОЯ ЗВЕЗДА, 1969, Митта

91. БЕГ, 1970, Алов, Наумов

92. БЕЛОЕ СОЛНЦЕ ПУСТЫНИ, 1970, Мотыль

93. БЕЛОРУССКИЙ ВОКЗАЛ, 1970, Смирнов

94. ВНИМАНИЕ, ЧЕРЕПАХА, 1970, Быков

95. ДРУГ ТЫМАНЧИ, 1970, Ниточкин

96. НАЧАЛО, 1970, Панфилов

97. БУМБАРАШ, 1971, Рашеев

98. ДЖЕНТЛЬМЕНЫ УДАЧИ, 1971, Серый

99. ОФИЦЕРЫ, 1971, Роговой

100. ПРОВЕРКА НА ДОРОГАХ, 1971, Герман

101. ТЕЛЕГРАММА, 1971, Быков

102. ОСТРОВ СОКРОВИЩ, 1971, Фридман

103. А ЗОРИ ЗДЕСЬ ТИХИЕ..., 1972, Ростоцкий

104. АДЪЮТАНТ ЕГО ПРЕВОСХОДИТЕЛЬСТВА, 1972, Ташков

105. БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА, 1972, Коренев

106. ЗДРАВСТВУЙ И ПРОЩАЙ, 1972, Мельников

107. ПЕЧКИ-ЛАВОЧКИ, 1972, Шукшин

108. РУСЛАН И ЛЮДМИЛА, 1972, Птушко

109. СОЛЯРИС, 1972, Тарковский

110. В БОЙ ИДУТ ОДНИ СТАРИКИ, 1973, Быков

111. ИВАН ВАСИЛЬЕВИЧ МЕНЯЕТ ПРОФЕССИЮ, 1973, Гайдай

112. КАЛИНА КРАСНАЯ, 1973, Шукшин

113. КОРТИК, 1973, Калинин

114. МАУГЛИ, 1973, Давыдов

115. МОСКВА — КАССИОПЕЯ, 1973, Викторов

116. СЕМНАДЦАТЬ МГНОВЕНИЙ ВЕСНЫ, 1973, Лиознова

117. КРАХ ИНЖЕНЕРА ГАРИНА, 1973, Квинихидзе

118. БРОНЗОВАЯ ПТИЦА, 1974, Калинин

119. ЗЕРКАЛО, 1974, Тарковский

120. ОТРОКИ ВО ВСЕЛЕННОЙ, 1974, Викторов

121. РОМАНС О ВЛЮБЛЕННЫХ, 1974, Кончаловский

122. СВОЙ СРЕДИ ЧУЖИХ, ЧУЖОЙ СРЕДИ СВОИХ, 1974, Михалков

123. АФОНЯ, 1975, Данелия

124. ДЕРСУ УЗАЛА, 1975, Куросава

125. ЕЖИК В ТУМАНЕ, 1975, Норштейн

126. ИРОНИЯ СУДЬБЫ, ИЛИ С ЛЕГКИМ ПАРОМ!, 1975, Рязанов

127. ОНИ СРАЖАЛИСЬ ЗА РОДИНУ, 1975, Бондарчук

128. ПРИКЛЮЧЕНИЯ БУРАТИНО, 1975, Нечаев

129. СТО ДНЕЙ ПОСЛЕ ДЕТСТВА, 1975, Соловьёв

130. СТРЕЛЫ РОБИН ГУДА, 1975, Тарасов

131. ФИНИСТ — ЯСНЫЙ СОКОЛ, 1975, Васильев

132. ДВА КАПИТАНА, 1976, Карелов

133. ДНИ ТУРБИНЫХ, 1976, Басов

134. НЕОКОНЧЕННАЯ ПЬЕСА ДЛЯ МЕХАНИЧЕСКОГО ПИАНИНО, 1976, Михалков

135. РОЗЫГРЫШ, 1976, Меньшов

136. В ЧЕТВЕРГ И БОЛЬШЕ НИКОГДА, 1977, Эфрос

137. ЗЛОЙ ДУХ ЯМБУЯ, 1977, Бунеев

138. КАК ИВАНУШКА-ДУРАЧОК ЗА ЧУДОМ ХОДИЛ, 1977, Кошеверова

139. МИМИНО, 1977, Данелия

140. ПРО КРАСНУЮ ШАПОЧКУ, 1977, Нечаев

141. СЛУЖЕБНЫЙ РОМАН, 1977, Рязанов

142. СМЕШНЫЕ ЛЮДИ!, 1977, Швейцер

143. СОБАКА НА СЕНЕ, 1977, Фрид

144. ШКОЛЬНЫЙ ВАЛЬС, 1977, Любимов

145. ДАЛЬШЕ — ТИШИНА, 1978, Эфрос

146. ОБЫКНОВЕННОЕ ЧУДО, 1978, Захаров

147. ЯРОСЛАВНА, КОРОЛЕВА ФРАНЦИИ, 1978, Масленников

148. Д'АРТАНЬЯН И ТРИ МУШКЕТЕРА, 1979, Юнгвальд-Хилькевич

149. МЕСТО ВСТРЕЧИ ИЗМЕНИТЬ НЕЛЬЗЯ, 1979, Говорухин

150. МОСКВА СЛЕЗАМ НЕ ВЕРИТ, 1979, Меньшов

151. НЕСКОЛЬКО ДНЕЙ ИЗ ЖИЗНИ И. И. ОБЛОМОВА, 1979, Михалков

152. ОСЕННИЙ МАРАФОН, 1979, Данелия

153. ОТПУСК В СЕНТЯБРЕ, 1979, Мельников

154. ПРИКЛЮЧЕНИЯ ПРИНЦА ФЛОРИЗЕЛЯ, 1979, Татарский

155. ПРИКЛЮЧЕНИЯ ЭЛЕКТРОНИКА, 1979, Бромберг

156. СКАЗКА СКАЗОК, 1979, Норштейн

157. СТАЛКЕР, 1979, Тарковский

158. ТОТ САМЫЙ МЮНХГАУЗЕН, 1979, Захаров

159. ШЕРЛОК ХОЛМС И ДОКТОР ВАТСОН, 1979, Масленников

160. ЭКИПАЖ, 1979, Митта

161. ВАМ И НЕ СНИЛОСЬ, 1980, Фрэз

162. НЕ СТРЕЛЯЙТЕ В БЕЛЫХ ЛЕБЕДЕЙ, 1980, Нахапетов

163. О БЕДНОМ ГУСАРЕ ЗАМОЛВИТЕ СЛОВО, 1980, Рязанов

164. ОДНАЖДЫ ДВАДЦАТЬ ЛЕТ СПУСТЯ, 1980, Егоров

165. ПОЛЕТ С КОСМОНАВТОМ, 1980, Васильев

166. РАФФЕРТИ, 1980, Аранович

167. ЧЕРНАЯ КУРИЦА, ИЛИ ПОДЗЕМНЫЕ ЖИТЕЛИ, 1980, Гресь

168. АГОНИЯ, 1981, Климов

169. ЛЮБОВЬ ОКТЯБРЕНКА ОВЕЧКИНА, 1981, Бот

170. РОДНЯ, 1981, Михалков

171. ВЛЮБЛЕН ПО СОБСТВЕННОМУ ЖЕЛАНИЮ, 1982, Микаэлян

172. ОСЛИНАЯ ШКУРА, 1982, Кошеверова

173. ОСТАНОВИЛСЯ ПОЕЗД, 1982, Абдрашитов

174. ПОКРОВСКИЕ ВОРОТА, 1982, Козаков

175. ПУТЕШЕСТВИЕ БУДЕТ ПРИЯТНЫМ, 1982, Мкртчян

176. СКАЗКА СТРАНСТВИЙ, 1982, Митта

177. БЕЛЫЕ РОСЫ, 1983, Добролюбов

178. МЭРИ ПОППИНС, ДО СВИДАНИЯ!, 1983, Квинихидзе

179. ПАДАЛ ПРОШЛОГОДНИЙ СНЕГ, 1983, Татарский

180. ПРИКЛЮЧЕНИЯ ПЕТРОВА И ВАСЕЧКИНА, 1983, Алеников

181. ХОЗЯЙКА ДЕТСКОГО ДОМА, 1983, Кремнев

182. ЧУЧЕЛО, 1983, Быков

183. ЗЕЛЕНЫЙ ФУРГОН, 1983, Павловский

184. ЖЕСТОКИЙ РОМАНС, 1984, Рязанов

185. ЛЕВ ТОЛСТОЙ, 1984, Герасимов

186. ЛЮБОВЬ И ГОЛУБИ, 1984, Меньшов

187. МОЙ ДРУГ ИВАН ЛАПШИН, 1984, Герман

188. БОЛЬШОЕ ПРИКЛЮЧЕНИЕ, 1985, Никифоров

189. ИДИ И СМОТРИ, 1985, Климов

190. ПРОТИВОСТОЯНИЕ, 1985, Аранович

191. КИН-ДЗА-ДЗА!, 1986, Данелия

192. КУРЬЕР, 1986, Шахназаров

193. ДОМ С ПРИВИДЕНИЯМИ, 1987, Гальперин

194. ЛЕТО НА ПАМЯТЬ, 1987, Кузьменко

195. АССА, 1988, Соловьёв

196. ГОРОД ЗЕРО, 1988, Шахназаров

197. ИГЛА, 1988, Нугманов

198. СОБАЧЬЕ СЕРДЦЕ, 1988, Бортко

199. ХОЛОДНОЕ ЛЕТО ПЯТЬДЕСЯТ ТРЕТЬЕГО, 1988, Прошкин

200. ОКНО В ПАРИЖ, 1993, Мамин

201. ТЫ У МЕНЯ ОДНА, 1993, Астрахан

202. БАРЫШНЯ-КРЕСТЬЯНКА, 1995, Сахаров

203. МУСУЛЬМАНИН, 1995, Хотиненко

204. ВОР, 1997, Чухрай

205. БЕДНАЯ САША, 1997, Кеосаян Т.

206. СОЧИНЕНИЕ КО ДНЮ ПОБЕДЫ, 1998, Урсуляк