Все записи
22:26  /  15.06.14

1448просмотров

Что скрывает кино...

+T -
Поделиться:

Уже как год  информационное пространство моей жизни наполнено теориями Фрейда, Юнга, Адлера  и прочих деятелей психологии. Книжные полки пухнут от томов по общей психологии и изданий по экзистенциальному анализу и гештальт подходу в терапии с клиентом. И мне предстоит еще долгий путь постижения такой многогранной науки, прежде чем я смогу профессионально проводить консультацию, о чем всегда мечтала.Откровенно говоря, порой бывает достаточно утомительно вникать в суть смыслов и значений, а уж тем более запоминать. Будучи человеком с визуальным восприятием любой информации, я просто нуждаюсь в образах и в картинках для лучшего принятия и структурирования информации. Вселенная услышала мои просьбы.

Американский психолог и сценарист Уильям Индик посетил Москву с трехдневным семинаром, посвященным анализу творчества сценаристов с точки зрения психологических теорий 20 века.  Эдипов комплекс Фрейда,  архетипы Юнга, комплекс неполноценности Адлера и   многое другое достаточно абстрактны  и для глубокого понимания нуждаются в примерах. Кино  является наилучшим инструментом для наглядности психологических теорий. Итак, мне предстояло увидеть волшебный мир кино глазами психолога. Уже в первый день я поняла, что  в амплуа обычного кинозрителя  мне уже не вернуться.

Начну свое повествование о том, как  безжалостно  и цинично расчленили все диснеевские мультфильмы.

Белоснежка – мультфильм о спасении принцессы прекрасным мужественным принцем от  преследований злой мачехи  - так можно кратко рассказать содержание.Но за милым фасадом «любовь побеждает зло» скрывается серьезный кризис  в детско-родительских взаимоотношениях.  Конфликт между дочерью и матерью, которая становится старше. Все этапы взросления молодой девушки связаны  с кровью: начало менструального цикла,  первые сексуальные отношения, рождение ребенка. В эти переходные моменты должна возникнуть добрая мать, которая поможет справиться со всем этим. Но может возникнуть  и образ злой матери, как и происходит в этой сказке. Королева каждый день видит в зеркало, как увядает ее красота. Она постоянно спрашивает, прекрасна ли она, и вот,  в день, когда Белоснежке исполняется 16 лет, что символизирует ее трансформацию в женщину, зеркало отвечает королеве, что теперь не она самая красивая, а ее дочь.

 

Зависть матери и ее соперничество по отношению к дочери Фрейд объяснял  наличием эдиповой фазы в развитии ребенка. Девочка ,якобы, начинает испытывать на подсознательном уровне сексуальное влечение к отцу.  В это же время со стороны матери протекают свои внутренние процессы: возникает женская ревность к отцу ребенка, очень часто неосознанная. Из сказки помним, что Белоснежка была любимицей короля!  В нормальном течении всех этих процессов неосознанная ненависть матери к дочери прекращается вместе с переходом на другую стадию развития, но иногда данное чувство фиксируется и продолжает жить в семейных взаимоотношениях. И в момент, когда девочка сталкивается с трудностью самоидентификации, ждет подтверждения ее красоты,  бессознательные процессы мамы, ее зависть  усугубляют состояние ребенка, ранят ее, что создает впоследствии массу внутриличностных конфликтов. Практически такая же подоплека лежит и в основе  Золушки.

В мультфильме Русалочка мы уже следим за  развитием конфликта между отцом и дочерью.  Принцессе исполняется 16 лет, она встречает принца-человека и хочет превратиться в настоящую девушку, чтобы быть вместе со своей любовью! Отец выступает противником этой идеи, так как хочет дальше контролировать ее сексуальность и держать рядом с собой. Русалочке ничего не остается, как обратиться к злой колдунье и пожертвовать своим голосом, чтобы быть рядом с  мужчиной.  Помимо родительского конфликта автор сценария заложил  еще в сюжет  лишение голоса как символа независимости. Преднамеренная неполноценность героини очень гармонично вводит читателя в понимание борьбы Ариэль за свое право в достижении желаемого –  жить такой жизнью, которую выбрала она, и с тем человеком, которого любит, несмотря ни на что.

 

Увлекательная разминка для мозгов -  поразмышлять, какой потаенный смысл скрывается в таких мультфильмах, как Красавица и чудовище, Покахонтас,   Красная шапочка и прочее. Например, со слов Уильяма Индика  в сюжете Красной шапочки  заложена угроза преждевременности сексуальных отношений.

Отвлечемся от детской анимации и перейдем к более серьезным фильмам.  На примере широкоизвестной ленты Эрин Брокович Уильм Индик продемонстрировал путешествие героини.  Свои суждения лектор приводил, основываясь на книге Морин Мердок, которая в свою очередь пересматривает предложенную Джозефом Кэмпболлом структуру традиционно мужского героического мифа с точки зрения потребностей, проблем и устремлений современных женщин в современном мире. В то время как путешествие героя подразумевает, прежде всего победы и трансформации в свете завоеваний, в основе путешествия героини лежит поиск баланса между женским предназначением и достижением успеха и самореализации. В настоящее время женщина отвоевала для себя много прав, как возможность работать, учиться, быть независимой, но вместе с тем самая главная миссия женщины  - рождение и воспитание детей- никуда не исчезла. Теперь женщина сознательно несет две ноши, в то время как права и обязанности мужчины остались прежними.

 

Для полного ознакомления со всеми стадиями героини советую вам почитать книгу Уильяма Индика «Психология для сценаристов».  Приведу лишь отрывок из книги, тем более что он очень хорошо перекликается с предыдущими рассуждениями о принцессах.

Отрывок из книги Уильяма Индика " Психология для сценаристов".

Стадия третья: путь испытаний

Оказавшись в мире приключений и пройдя инициацию ( из фильма: у Эрин появляется наставник Эд, который дает ей работу и вводит в мир конкуренции и соперничества, в мир юриспруденции), героиня встает на путь испытаний, как это бывает у героя. Сейчас Эрин предстоит развить в себе традиционно мужские черты, такие как целеустремленность, логическое мышление , отвага, сила. Интегрируя эти сильные стороны, героиня преодолевает типично женские слабости. Мердок назвала эти слабости «ложными мифами», отражающими традиционно женские стереотипы: миф о зависимости, миф о женской неполноценности, миф о романтической любви. Развенчивание этих мифов иллюстрируется в виде борьбы с различными монстрами-архетипами.

Миф о романтической любви. Архетип – Рыцарь в сияющих доспехах.

Волшебные сказки и легенды о красавицах-принцессах – это все мифы о романтической любви. Они внушают доверчивым маленьким девочкам, что однажды появится прекрасный принц и разбудит их своим поцелуем. Прекрасный принц решит все их проблемы и всю жизнь будет заботиться о них. Рыцарь в сияющих доспехах – это красивая иллюзия. И для героини вера в то, что какой-нибудь мужчина может решить за нее все ее проблемы, оказывается страшнее любого монстра.  Поддавшись этому заблуждению, героиня возвращается назад, к истокам своего путешествия: она перестает быть современной героиней и становится классической «девушкой в беде», терпеливо ждущей на ложе из роз, когда храбрый принц спасет ее.

Когда соперничество с P.G.&E. начинает отнимать все время Эрин, Джордж ставит ей ультиматум : «Найди себе новую работу или нового мужчину». Эрин отказывается выполнять требования Джорджа, развенчивая таким образом миф о романтической любви. Она говорит Джорджу, что в состоянии сама позаботиться о себе. Эрин любит Джорджа, но она не готова позволить мужчине управлять своей жизнью и вместо нее решать, кем она должна быть. Эрин еще раз доказывает6 что она сильная, энергичная и независимая женщина.

В ходе семинара мы познакомились во всеми принципами теории Фрейда. Эдипов комплекс хорошо проиллюстрирован не только в мультфильмах. Нам продемонстрировали сцены из фильма «Выпускник» про любовь молодого парня к зрелой женщине, из фильма «Гарольд и Мод» про любовные отношения между Гарольдом и женщиной старше его на 60 лет.  Были затронуты и другие стадии, помимо фаллической, психического развития человека в детском возрасте, а также  последствия тех или иных отклонений. Например, любая зависимость наркотическая или алкогольная считается символом неудовлетворенных психологических и эмоциональных потребностей, которые, возможно, еще преследуют человека с детского возраста. Тогда зритель, видя в фильме, как герой закуривает сигарету, осознает всю глубину психологической травмы. Для отображения внутреннего сильного конфликта  сценаристы часто делают героя курящим. Ведь  сейчас, особенно, зритель воспринимает символ сигареты, как сознательное приближение к смерти.

В кино могут быть проявлены и защитные механизмы эго, которые являются традиционными способами борьбы с невротическими конфликтами,( фильмы: Госфорд-парк, Остаток дня, Горбун из Нотр-Дам, Красота по-американски и др.)  и  сновидения, которые могут помочь зрителю осознать воображение и потаенные желание героя (Кошмар на улице Вязов, Король комедии, Большой Лебовски и др.)

 Еще чуть -чуть о Фрейде! Как вы думаете, почему так популярны у детей мультфильмы, напичканные борьбой, оружием и насилием? Да все просто. На фаллической стадии развития (3-6 лет) главным конфликтом становится эдипов комплекс. Мальчик начинает испытывать запретное влечение к матери  и по мере того, как он учится контролировать свое либидо, его начинают привлекать фаллические символы, которые позволяют найти выход подавляемой сексуальности. Фаллические символы, будучи агрессивными по своей природе, позволяют мальчику дать выход агрессии, которую он подсознательно испытывает к отцу. Поэтому мальчикам всегда так интересно все, что связано с оружием: ножи, ружья, пушки, ракеты, выстрелы, погони и прочее.

Отойдем от теорий Фрейда и познакомимся с работами Альфреда Адлера. Он  считал, что «мы все испытываем чувство неполноценности, так как все оказываемся в ситуациях, которые хотели бы исправить».  Мы пытаемся справиться с этим чувством с помощью механизма компенсации: склонности компенсировать неудачи в одних областях успехами в других.  Данный комплекс и сознательную компенсацию мы можем лицезреть в фильме «Человек-паук»

Есть герой Питер Паркер, над которым издеваются одноклассники и которому не везет в любви. В целях компенсации своей мужской слабости он начинает заниматься фотографированием   и достигает определенных успехов на этом поприще.  Но и этого, как выясняется позже, недостаточно.  Совершенно случайно, Питер Паркер  приобретает магическую силу, ловкость и выносливость паука. Новые свойства и качества организма  приводят к развитию комплекса превосходства – психическому отклонению, выражающемуся  в патологическом стремление доминировать и унижать окружающих. Питер Паркер, конечно,  относится к добрым супергероям, поэтому свой комплекс выражает только в  качестве безусловного лидера в сфере борьбы с преступностью и, как следствие,  в сфере беспрекословного обожания и почитания горожанами Нью-Йорка.

Просмотр кино – это очень увлекательный процесс. В любом фильме, даже в боевике и в экшн, обязательно заложен тот или иной смысл.  Симпатия зрителя к фильму зависит от того, насколько ему понятен был герой или анти-герой, насколько он смог идентифицировать себя с ним, насколько потаенные желания самого зрителя смогли воплотиться в фильме. Далеко не секрет, что просмотр фильма дает возможность человеку сбежать на какое-то время от реальности и почувствовать себя таким же сильным и успешным, как герой, либо пережить с ним свои собственные скрытые желания и мотивы.