Некоторое время назад среди разнообразных американских сериалов мне попался сериал про "звездные врата" - Stargate.

Это долгожитель американского телеэфира, впервые попавший на экраны в 1994 году в виде одноименного фильма Роланда Эммериха - который стал по сути затравкой. Съемки разделов сериала иногда прерывались, но в целом он успешно дотянул до 2010-х.

Действие разворачивается вокруг масштабных исследований "звездных врат" и множества разных обитаемых планет галактики, с которыми они соединены. Есть и много экшна, и очень красивой компьютерной графики, талантливо соединенной с мощным действием, сами люди, естественно, красивые, есть много вполне реалистичных хитросплетений человеческих отношений, разных аспектов личностного роста, есть и поскучнее серии, но в целом это довольно засасывающий сериал в лучших традициях Sci-Fi.

Собственно, к чему я это все?

А к тому, что к концу просмотра одного из разделов я вдруг поймала себя на том, что мне кажется очень привлекательным один из главных героев, историк и археолог. Потом оказалось, что мне крайне приятна главная героиня, военный летчик и астрофизик в одном лице. Ну даже их солдафонистый командир тоже вызывает симпатию просто потому, что он все же не дурак, обладает отличным чувством юмора и доверяет своей команде. А уж как приятен их инопланетный коллега - настоящий Воин. Даже антигерои вызывают смешанные чувства.

Мне показалось, что в сюжет зашита отличная, на мой взгляд, мысль о неизбежности эффективного сотрудничества очень разных, иногда даже враждующих сторон для решения каких-то важных задач. Не обошлось и без идеи как минимум уважения к самым разным расам, видам, культурам, стадиям развития.

Сильно сквозит мысль о том, что человек в силах покончить с грузами прошлого, имеет право на новую жизнь - было бы желание и решимость.

И, конечно, красной линией через все идет мотив веры в свои силы и мечты.

Естественно, есть некоторое количество "американизмов", но в целом, они не давят.

Общее впечатление все равно такое, что очень здорово быть умным, очень круто много знать и уметь, по-настоящему разбираться в чем-то, вообще  - круто быть ученым, здорово уметь решать проблемы, быстро соображать. Здорово, несмотря на все сомнения, все равно идти к своей мечте, которая лучше, если была бы помасштабнее. Отлично иметь надежных друзей (и самому быть таким другом), независимо от каких-либо различий.

Полагаю, представленные персонажи далековаты от среднестатистических реалий в США, да и вообще где-либо, но на то они и выдумка - они не должны быть обыденными и должны вдохновлять.

И вдохновение происходит не только потому, что сплошной хэппи-энд в этом сериале: главные герои - даже если умирали - то ненадолго, и вообще не факт, что умирали.

Дело в том, что даже сериалы с сомнительной хэппи-эндовостью (вроде "Хауса" и "Менталиста") все равно несут примерно похожее настроение и глубинные послания зрителю.

Понятно, что многие из принципов построения команды главных героев и сюжета отвечают максимизации рейтинга сериала - каждый может найти что-то приятное для себя.

Но все-таки об этом вспоминаешь не так часто.

И вот вопрос: неужели русские режиссеры чисто русских (не франшизных) сериалов забыли, что такое искусство (даже в таком жанре) - раз снимают наоборот про обыденность, про безнадегу? Может быть, им недостаточно заметно, что такие сериалы даже рейтинг не дают такой, какой дают франшизные сериалы с их специфическими "мессаджами"?

Они используют какие-то настолько надуманные стереотипные сюжеты, что даже не понятно - читали ли они когда-нибудь классическую русскую и зарубежную литературу и могут ли понять, что даже там, где драма чернее некуда, все равно она лишь средство выражения глубинного посыла читателю о надежде и о вере, о выборе, о закалке характера и прочем таком.

Что это за странная тяга к "реализму", который не пересекается даже со смыслом  "соцреализма", когда имелось в виду показать естественную красоту, потенциал и мощь строителей коммунизма?

Впечатление о тяге к этому странному заскорузлому реализму в искусстве сложилось у меня после того, как я сопоставила наблюдения за сериалами с наблюдениями за тем, как, например, моя подопечная реагирует на соприкосновение с другой школой искусства на курсах в Британской Высшей Школе Дизайна.

Складывается впечатление, что как будто есть какая-то установка в мозгу у многих людей: "Мы переломанные. Мы идем проторенной дорогой боли. Не сворачивайте нас с нее. Нам нравится по ней идти. Хоть как-то, но мы все же идем по ней. Поэтому не показывайте нам другое, не пытайтесь нас в это другое окунуть. Там лишь иллюзии. Поэтому мы хотим и будем идти по дороге боли. Мы сами себе по пути будем доставлять еще больше боли. Специально. Потому что так должно быть - а как еще можно идти по такой дороге, если не увечить себя еще больше? И ничего, что есть другие дороги. И ничего, что мы перенапрягаем себя этим и не можем спокойно быть собой, создавать что-либо, быть отзывчивее друг к другу. Мы все равно будем идти по дороге боли. Чего бы нам это не стоило. Мы ведь не созданы для блаженства. Мы сто раз плохие и трудные, неудобные, у нас все через жопу - и так будет всегда. Пусть так будет всегда, а то вдруг что-то не то, что-то неожидаемо чудесное из нас получится?"

Опять наше историческое наследие?