Valeriya

Вопрос сводится к следующему: как директору частной школы выйти из патовой ситуации, в которую попали он, пара учеников и преподаватель спортивной секции?

Школа вроде как неплохая, и команда секции побеждает и в российских соревнованиях, и в международных, при этом один из учеников (не будучи пострадавшим) пожаловался на преподавателя о якобы имевшем месте насилии (оказавшимся на поверку затрещиной за дело, с чем согласны все участвовавшие).

Я не буду углубляться в рассуждения о том, кто что мог или должен был сделать, но не сделал, в этой ситуации, я сразу перейду к сути.

Поведение жалобщика Саши

Когда подросток вдруг ни с того ни с сего начинает выступать за чьи-либо "права", стоит обязательно проверить его семью. Скорее всего, такие выступления - это симптом игнорирования, подавления и безразличия к особенностям и желаниям ребенка со стороны родителей (иногда с элементами насилия).

Он и хотел бы им ответить лично, но зажался настолько, что не может сделать это прямо сейчас, и предпочитает до поры не отвечать и "тренироваться на кошках", находя, как ему кажется, людей с похожими проблемами и "выступая за их права". Или же проще - эпатирует, специально обращает внимание родителей на себя.

Это в принципе не хорошо и не плохо, но жить с этим трудновато: некоторые и до седин "беспричинно" не удовлетворены жизнью, какими-то своими результатами, сделали своей второй натурой привычку к склокам и борьбе, не реализуют свои собственные желания, но насаждают их близким, "помогают" людям так, что лучше бы вообще не трогали, борются с мельницами, все бегут куда-то неизвестно куда и ищут неизвестно что.

А все потому, что они изначально пытались всю жизнь построить на а) удовлетворении естественно ненасытного поломанного самолюбия, и/или б) желании отомстить или что-то доказать родителям (которым уже давно стало без разницы).

О преподавателе спортивной секции Владиславе

Из прочитанного мне ясно, что он вполне нормальный преподаватель/воспитатель.

Как бы женщине ни хотелось, чтобы детей никто никогда ни при каких условиях не бил, природа все равно вносит свои коррективы. Особенно, когда речь идет о воспитании не самых простых мальчиков-подростков мужчиной. Нередко в процессе воспитания возникают ситуации, когда подросток пытается превратить обучение или тренировку в меряние авторитетом, силой (или еще чем?), чем мешает процессу.

Иногда это соревнование происходит в форме попытки подростка подраться со старшим, устроить старшему темную вместе с "подпевающими".

Если в результате вышеописанного подросток получил оплеуху - в этом нет ничего страшного, особенно, если это НЕ сопровождалось длительным унижением достоинства подростка со стороны старшего.

Конечно, я все равно считаю, что немного влепить стоит только в качестве самой крайне-финальной меры, если уже совсем не помогает отшутиться, хитро проучить или перевести соревнование в поле интеллекта.

Например, мой младший брат лет в 13-14, ослепленный гормонами, пару раз пытался подраться с нашим папой. Что было делать папе? Ну хотя бы "стреножить" его - точно ;)

Поведение директора школы и рекомендации ему

Описанное в посте поведение директора школы напомнило мне тот старый анекдот: "Мама, я не хочу сегодня идти в школу!" - "Нет уж, вставай и иди - ты же директор!"

Похоже, что директор был настолько выбит из колеи этим случаем, что забыл, что главный в школе именно ОН. Он начал бояться тех, кого призван "исправлять" и полностью растерялся как начальник.

Видимо, до этого случая ему везло - все шло более-менее ровно. Но вот возник этот конфликт, и теперь на самом деле ему надо подняться над собой прежним.

Директору надо срочно вспомнить, что он не просто главный, но что именно от него зависит исход этого конфликта.

Да, в частной школе родители платят за обучение, но на самом деле это не дает им права диктовать что-либо. Они платят за порядок обучения и воспитания, который существовал в этой школе еще до их прихода, и потому уж точно директору следует вернуться к этому порядку и не идти на поводу у массовой истерии и громких фраз вроде "нарушение прав детей" и так далее.

Кроме того, чем дольше директор будет сомневаться или собираться с духом, тем больше будет нарастать тенденция к приданию публичности этому случаю (и его увольнению из этой школы соответственно).

Директор обязательно должен уважительно поговорить с Владиславом, чтобы тот впредь старался все-таки избегать рукоприкладства, поскольку он все-таки ценный кадр, действительно помогающий детям бросить курить, радоваться постановке каких-то целей и достижению результатов.

Ему совершенно необходимо поговорить с родителями Саши о том, что у них происходит с отношениями в семье, и все-таки настоять на обращении, например, к Катерине Мурашовой - если им на самом деле важно будущее их сына. Возможно, это стоит сделать по-хитрому - в присутствии Саши.

Если все уйдут на дно и откажутся от работы над отношениями, тогда он умоет руки и предложит им покинуть школу, поскольку проблема их семьи мешает порядку этой отнюдь не плохой школы (и они тогда останутся наедине со своей проблемой: и так желающие сменить школу родители снова "победят" Сашу, и кто знает, каким озлобленным он может вырасти и что преподнесет своим родителям в их старости).

Важно, чтобы директор не начинал оправдываться и методично возвращал разговор к предмету (отношения в семье) в случае ответных выпадов родителей на счет преподавателя спортивной секции "Мол, раз такая хорошая школа, кто ж у вас тут работает-то? Мышей-то вы не ловите, а еще нас учите..." и вроде того.

После разговора с родителями Саши имеет смысл сделать заявление перед озабоченными данной проблемой учениками и родителями с ясным и четким разъяснением, кто тут начальник и что происходит.

Необходимо также пообщаться с попечительским советом (особенно, если они в курсе ситуации), уведомив их о решении проблемы тем или иным путем, опять же не в духе оправданий, а в духе откровенного разговора с признанием того, что в какой-то момент сам директор был поражен случившимся, но в итоге взял на себя ответственность и решил проблему.

Почему я рекомендую то, что рекомендую

Давайте посмотрим на школу как на компанию. Эта частная школа довольно успешно продает свою методику воспитания и подачи учебного материала (что доказано практикой и теми же победами в спортивных соревнованиях).

Директор - это тот же директор, покупатели - это родители+дети, попечительский совет - как совет директоров (совет представителей владельцев компании), к которым стоит обращаться только по крупным вопросам, касающимся судьбы всей компании.

Если бы речь шла о компании, например, производящей электрочайники, то в случае недовольства покупателя именно товаром, всегда есть прекрасный выход: не покупать его больше у этой компании. Однако бывают случаи, когда один какой-то "умный" покупатель пытается обвинить компанию в том, что ему продали некачественный электрочайник, потому что, видите ли, последний не был рассчитан на дурость покупателя, по которой тот решил засунуть руку в закипающий чайник и обварился.

Кто-то в компании должен фильтровать настоящие проблемы, которые стоит решать, и ненастоящие - которые стоит иметь в виду и мудро гасить.

Как сказал MC Hammer, "Всегда найдется кто-то, кому не нравится то, что ты делаешь. Это нормально. Всем подряд нравятся только котята".

Уверенный в себе и мудрый руководитель - это залог успеха любой компании.

То же верно и для школы.