Недавно я заметила, что почти нигде не написала, почему я вдруг решила баллотироваться в депутаты МосГорДумы.

На самом деле эта идея пришла мне в голову в 2012 году, когда я ещё работала в банках, однако уже была в активном поиске себя.

Тогда я окончательно поняла, что по-настоящему интересно мне только менять что-либо. Несколько лет кряду я занималась корпоративными переменами, но в 2012 году стало ясно, что мне интересны перемены с видимым и масштабным эффектом, по-настоящему затрагивающим бытие человека и его повседневную жизнь.

Я подумала над сферой таких перемен и поняла, что самая очевидная сфера - это город. Для начала - мой город, моя родная Москва. Тогда меня заинтересовала "урбанистика" - как комплексный подход к развитию города ради большей эргономичности и гуманности среды.

Для глубокого понимания происходящего в Москве невероятно кстати оказался мой опыт работы в ипотеке и со строительными проектами, а также пришлась очень к месту моя принадлежность к редкой высококонкурентной сфере российской экономики - к банковскому сектору, где в лучших банках существует удачный симбиоз бюрократии, информационных технологий и клиентского сервиса. Это означает, что все бизнес-процессы подробно зарегулированы внутренними документами и при этом они имеют отражение в IT-решениях, автоматизированы и конечным результатом имеют не только извлечение прибыли, но и удовлетворённость и лояльность клиента.

Внимание! Задумайтесь: лучшая часть целого сектора не чьей-нибудь, а российской экономики озабочена тем, как бы ради своей выгоды сделать своих клиентов максимально довольными, как бы сделать для них больше при тех же или меньших затратах.

Знаете, когда увидишь такое в жизни и научишься делать такое сам, сознание серьёзно меняется, и, конечно, же разбаловываешься и начинаешь даже неосознанно требовать такого же "клиентоориентированного" подхода к себе в самых неожиданных местах.

Одним из таких неожиданных мест для поиска клиентоориентированности и сервисности являются городские органы испонительной власти, органы местного самоуправления и прочие городские службы.

Каждый раз, когда мои ожидания разбивались о реалии работы вышеозначенных органов и служб, я начинала по привычке анализировать, откуда есть пошли неэффективность и античеловечность.

В итоге я увидела несколько основополагающих проблем:

Проблема №1

Существует пропасть между тем, что, на мой взгляд, требуется от чиновника и депутата любого уровня, и тем, кем являются и чем занимаются эти люди сейчас.

То есть, на мой взгляд налогоплательщика, городские органы исполнительной власти должны быть значительно меньше по штату и должны заниматься в основном контрольными и надзорными функциями. Налоговые платежи резидентов определенного района должны в основном оставаться и расходоваться в этом районе.

Депутатов же (представителей жителей) должно быть больше - и на городском, и на муниципальном уровне. Они должны всерьёз работать для жителей - реализуя свою представительную функцию, а через свою законотворческую функцию они должны обеспечивать баланс интересов различных групп жителей, не допускать перекосов, которые наблюдаются сейчас.

Соответственно, в органах исполнительной власти должны преобладать исполнители по характеру, а депутатами должны быть политики и общественники с лидерскими качествами.

Ну и руководство исполнительных органов - кураторы направлений и, вероятно, мэр, должны избираться из городского парламента, и должны ротироваться с составом городского парламента. То же и на муниципальном уровне.

Конечно, это какая-то идеальная концепция-минимум, и понятно, что жизнь сложнее, ну и есть серьёзная сложившаяся система отношений, которую полностью перетрясти довольно непросто, но всё-таки, на мой взгляд, всё это возможно - если задаться целью.

Проблема №2

Много должностей в городе занято людьми старшего поколения, которые, даже если и адекватны, всё-таки давно потеряли боевой запал, и от этого, даже если осознают необходимость перемен, не могут ни сами поменяться, ни инициировать эти перемены вокруг себя.

Если они не вредители и не пытаются делать бизнес, злоупотребляя положением, даже если они задумываются о будущем и о необходимости замены себя более молодыми, у них есть определённые поколенческие штампы о том, как привлекать к себе молодёжь и как с ней работать. Из-за этого они пытаются воспроизводить систему а-ля комсомол, а из-за неадекватности этой системы нынешнему времени и нынешней молодёжи в неё очень часто заплывают не молодые и талантливые, а молодые рвачи, охочие до бюджетов и оказания бесполезных "услуг" гос.органам в обмен на безотказность в любых просьбах. Причём, это происходит и на уровне района (и тогда бесполезные траты наших налогов на таких товарищей составляют 30-100 тыс руб в год), и на уровне страны (и тогда бесполезные траты наших налогов на них возрастают до сотен миллионов рублей в год).

Проблема №3

На самом деле очень много должностей занято носителями контр-культуры управления (и увы, они об этом не знают).

Эти люди не осознают самую что ни на есть прямую связь выплачиваемой им зарплаты и налогов горожан.

Эти люди не имеют ни малейшего представления о сложных системах, об их устройстве и поведении, о взаимосвязях внутри них и ещё много о чём таком.

Эти люди не планируют и не представляют жизнь вверенной им территории более чем на 1 год вперёд.

Эти люди не понимают, что правопорядок, профессиональное суждение и компетентность, а также институты согласования разных точек зрения должны превозмогать любые личные хотелки и мечталки, иначе - образуется беспредел.

Более того, эти люди вообще понятия не имеют, что и федеральные, и городские законы - это пункты одного большого общественного договора, которые могут меняться и дополняться только настоящими представителями жителей, которые пашут на благо избирателей день и ночь.

Также эти люди видят наш город как довольно большой кошелёк и место с большими бизнес-возможностями для себя, прямо на месте службы.

Эти люди почти не замечают жителей нашего города. Хотя на всякий случай, по совету консультантов из Администрации Президента, чтобы жители не бунтовали, эти люди обустраивают общественные пространства и создают игрушечки вроде gorod.mos.ru и "Активного гражданина" - что само по себе, конечно, не плохо.

Однако они не убирают некомпетентных и подобных себе "бизнесменов" на местах, и только больше вертикалят и излишне монополизируют систему управления городом и всеми силами способствуют отрицательному отбору чиновников и депутатов разных уровней.

Вот это нерешение системных проблем с лихвой перекрывает эффект от наличия того же gorod.mos.ru - потому что в ряде районов местные власти и коммунальщики, а также их контролёры упорно отстаивают свою неэффективность перед жителями и покрывают воровство и халтуру друг друга. Также и местные прокуратуры далеко не всегда работают ради правопорядка и часто не реагируют на заявления о неисполнении чиновниками своих прямых обязанностей. То есть получается, что при всём обилии чиновников и всяких красивых пиар-историй о том, как город поворачивается к жителю лицом, человеку некуда пожаловаться о действительно важной проблеме так, чтобы её по-настоящему решили.

Проблема №4

Мы, налогоплательщики, сами часто молчим, когда за наши деньги нас посылают  далеко и надолго, хамят, когда нас обирают и когда у нас отбирают наши свободы, даже не спросив нас. Мы часто не жалуемся, у нас часто "нет времени", ну и коронное: мы думаем, что мы "вне политики", и таким образом мы молча одобряем весь тот ужас, который происходит прямо у нас под носом.

Многие из нас, налогоплательщиков, даже с одним или несколькими настоящими высшими образованиями, с  настоящими учёными степенями даже, и даже успешные начальники или бизнесмены - уверены, что "во всём виноват менталитет" и что "здесь ничего не поменяется", а также что "тут никогда не будет как в Америке/Германии/и далее по списку".

Именно этими аргументами мы оправдываемся, когда говорим, что не ходим на выборы или что не готовы сделать пожертвование в избирательный фонд независимых кандидатов на любую выборную должность.

Это поразительно, но люди, которые в рабочее время уверены, что всё или многое зависит от них, которые для принятия решений каждый день вынуждены разбираться в сложных системах, которые умеют ставить краткосрочные и долгосрочные цели и достигать их, которые умеют находить какие-то нестандартные подходы к ситуациям, люди, которые искренне стараются жить в каких-то морально-этических рамках и соблюдать законы, как один начинают поминать всуе мифический "менталитет", уверять, что "ничего не поменяется"  и что "тут не Америка и не Германия", если речь заходит о политике.

Знаете, для меня очевидно, что здесь не Америка и не Германия. Ну потому что Америка и Германия находятся в нескольких тысячах километрах отсюда. Просто поэтому.

Здесь Россия - и с этим не поспоришь.

Но что это значит? Почему "Здесь Россия" звучит из уст некоторых людей как какой-то приговор? С чего мы решили, что мы обречены? Почему люди думают, что тут есть какой-то особый гнилостный "менталитет" и что тут "ничего не поменяется"?

Всё очень просто. Многие люди не знают, что то общество, в котором мы живём сейчас, ещё далеко не демократическое. Такие общества называются протодемократическими и все нации через это проходили, и иногда даже не один раз. То есть мы ещё только на пути к более справедливому укладу жизни и общественной гармонии - и это не повод опускать руки и думать, что ничего не поменяется.

Важно: те перемены, которые произошли в 1990-е, - это, мягко говоря, далеко не венец развития демократии, это только пара каких-то первых шагов, сделанных неуклюже из-за того, что уровень правовой и политической культуры и уровень образования тех, кто руководил этими шагами, не позволял им сделать что-то более качественное. При всём уважении, эти люди просто не могли прыгнуть выше своей головы.

Нам ещё только предстоит узнать, как в конкретном нашем обществе, в нашей среде сделать свою неповторимую "демократию" - такую же неповторимую, как американская или немецкая.

Однако чтобы узнать-таки, как сделать наш вариант демократии, чтобы собственно сделать его - надо, чёрт возьми, постоянно этим заниматься.

Каждый в меру своих возможностей и предрасположенностей должен заниматься этим.

Кто-то может работать для людей, а кто-то может помогать первому - активно или хотя бы рублём, ну или просто голосом на собрании жильцов или на очередных выборах.

Также крайне важно: никто из нынешних "внеполитиков" и "ничегонепоменистов" не осознает, что политический процесс непрерывен. Он не останавливается от того, что эти люди не приходят на выборы. Просто в политическом процессе нет их вклада, нет их голоса, нет их мнения, но сам процесс идёт, и, по законам сложных систем, идёт он туда, куда его тянет масса чьих-то ещё голосов, мнений и вкладов.

Запомните: ничего не поменяется, если ничего не делать, ничего не менять. Если никого не менять.

Как только я увидела, что ряд бюрократов от районного до федерального уровня искренне считают верхом своей карьеры что-то по сложности сопоставимое с тем, что я и мои сверстники делали по работе каждый день, когда нам был 21 год, или когда они говорят как о неразрешимой проблеме о чём-то, что меняется максимум за 6 месяцев - но только если поставить себе цель, когда я увидела, что люди не знают, что такое электронный документооборот, а когда им говорят, что он нужен, они игнорируют это предложение и решают уволить предлагавших, "потому что они только жалуются, а не работают", я поняла: надо срочно идти и заменять этих людей собой и мне подобными. СРОЧНО.

Я вдруг поняла, что вот эти все люди сидят на своих местах только потому, что более прогрессивные и более подходящие для управления городом люди годами обходили стороной гос.управление и политику в активной и пассивной её формах. Ну и кто-то вроде меня ещё только рос и набирался опыта.

Понимаете, ведь невозможно требовать чего-то продвинутого и замечательного от многих из тех, кто сейчас управляет районами и округами Москвы, кто составляет Городскую Думу и "осваивает" в Мэрии самые большие бюджеты, - просто потому, что это люди другого склада, они на это не способны и они не могут поменять себя, они не могут прыгнуть выше своей головы.

Этих людей нужно поменять на людей нового поколения, которые могут прыгнуть выше - просто из-за того, что они, фигурально выражаясь, выше ростом.

Тут надо отметить, что я за конкуренцию: пусть эти новые люди будут разные, кто-то более консервативный, кто-то более прогрессивный, у них могут и должны быть разные компетенции, разные подходы, но они точно должны быть из нового поколения (в моём понимании, родившегося в период от 1970-х до 1990 года). Ведь именно они, а точнее, мы находимся в зените нашей жизненной и общественной активности, именно мы уже успели набрать жизненный и профессиональный опыт и ещё не растеряли творческий запал, ну и мы взрослели, росли и развивались уже в эпоху информационных технологий повсюду, они для нас не являются чем-то чуждым, они для нас понятный и необходимый инструмент.

И вот представился случай: сначала выборы Мэра, а теперь - выборы в Московскую Городскую Думу.

Немало людей после выборов Мэра едва вдохновившись, вновь разочаровались в выборах - потому что они не думают о том, что над демократией надо постоянно работать.

Другая часть людей томились ожиданием после мэрских выборов - когда же можно будет продолжить участвовать в чём-то позитивном и новом?

Есть и те, кто увидел возможность, увидел, что был сломан лёд и что теперь вдвойне можно и нужно пытаться участвовать во всех последующих выборах. Можно и нужно пытаться, пытаться и ещё раз пытаться, учитывать ошибки, исправляться, и снова пытаться и пытаться. А при достижении результата - нельзя останавливаться, надо продолжать пытаться и пытаться, менять и переделывать то, что у нас тут есть - ведь тут поле непаханое и нет предела совершенству.

Я среди этих оптимистичных людей. Но откуда берётся мой оптимизм? Думаете, он безосновательный? Отнюдь.

Когда я спросила знающих людей в 2012 году о том, что нужно, чтобы не будучи в "Единой России" избраться в МосГорДуму, они мне ответили, что придётся, помимо избирательной кампании, очень серьёзно потратиться на договорённость об успешном участии - ну Вы поняли, да?

То есть по факту до мэрских выборов 2013 года действовало вот это ужасное негласное правило, и было совершенно не понятно, как его обойти. Нельзя было толком даже мечтать о том, чтобы выйти на городской уровень, чтобы провести свежую и бодрую избирательную кампанию, чтобы набрать в её результате около 30% даже при низкой явке. Поэтому мне пришлось отложить свою мечту в сторону.

Однако после мэрских выборов в 2013 лично мне стало видно, что образовалось окно возможностей, и пока не поздно, надо успеть им воспользоваться - ради нашего с Вами города, ради нашей с Вами жизни в нём, ради будущего наших детей, извините за пафос.

Никто, кроме меня и подобных мне, не может изменить ситуацию.

Если не я - то кто? Если не мы - то кто?

Эти вопросы я задаю себе, когда случается, что устаю или грущу от очередной дурацкой отписки очередных халтурщиков из моих районов.

Я вспоминаю, что за мной стоят уже несколько тысяч людей, которые попросили меня о помощи, и что никто, кроме меня, не поможет им.

Поэтому я настоятельно прошу Вас: поверьте в нас!

Кто бы что ни говорил про эти выборы, но у нас нет и не будет другой реальности, других исходных условий, другого города, другой Родины.

Мы должны делать всё, что можем, в имеющихся условиях и мы готовы.

Мы готовы бороться за Вас и Ваши интересы, мы уже делаем это в своих районах, и мы видим, что надо поменять в городе, чтобы было меньше бессмысленной борьбы, а условия жизни и работы в городе улучшились на порядок.

Поддержите нас, пожалуйста, рублём и делом, а также приходите на выборы, если действительно желаете нам удачи, потому что единственная наша надежда и удача - это Ваша галочка в бюллетене.