Все записи
14:14  /  5.04.20

215просмотров

Глава 5. Принимайте экстренные меры!

+T -
Поделиться:

Пятая глава книги "Кризис обязательно вернётся. Что делать?"

Кризис, как бы вы его ни планировали, всё равно придёт внезапно — так же, как при лишнем принятии спиртного неожиданно приходит опьянение и отказывает мозг. Вроде бы и норму знаете, и пьёте редко, и закусывали хорошо, а тут — бац! — и не рассчитали…

Проснулись утром, а национальная валюта потеряла 20–30% или цены на нефть рухнули более чем в два раза, и на бирже всё посыпалось по всем показателям… Ваш долг удвоился, поставщики, ещё столь лояльные вчера, становятся врагами и требуют вернуть товар обратно. Не деньги, которые обесценились и обесцениваются с каждым днём, а именно товар, который вы уже переработали или отдали на реализацию.

Вы забываете о еде, об оплаченном отдыхе, немедленно прекращаете свадебное путешествие. Вы чувствуете на руках кандалы, которыми прикованы к вёслам, и становитесь рабом на галерах кризиса. К слову, основная масса предпринимателей не понимает, что справиться с экономической стихией невозможно — это всё равно что встать навстречу мчащемуся стаду бизонов, которое перемещается без всякой понятной причины с далёких пастбищ в вашу сторону.

Агония экономики в неблагополучные времена напоминает хаотичное движение информации от одного псевдоаналитика к другому, не менее «осведомлённому». Они наперебой прогнозируют сроки и глубину падения, вспоминают все кризисы со времён Великой депрессии. Люди начинают метаться: и у кого есть деньги, и кого их нет. Одни — чтобы не потерять средства, другие — чтобы не остаться без работы.

Большинство предпринимателей делают одно и то же. Таковы законы толпы и психология поведения людей, оказавшихся в одинаковой беде. Им внезапно становится нужен лидер — тот, кто знает, куда бежать. Информационные выпуски включают даже те, кто уже забыл, что такое телевизор. Сразу находят причины для встреч старые друзья-предприниматели, которые по разным причинам не видели друг друга долгие годы. Мир теряет разум, и не готовый к таким переменам предприниматель тоже сходит с ума вслед за миром.

Возможен и другой сценарий: в сложный момент уровень адреналина в обществе начинает зашкаливать, и молодой бизнесмен, стиснув зубы, продолжает при усиливающемся шторме держать удары волн кризиса о борт своего корабля. Он не сворачивает паруса и не рубит мачты. Уповая на удачу или на собственную самоотверженность, он собирается бороться до конца.

Океан, бушующий до небес. Волна за волной. И никого рядом.

Персонал, смываемый с каждой новой волной за корму по одному или пачками, продолжает взывать к своему работодателю, чтоб не бросал, не прекращал выплачивать зарплату, не останавливал работу бизнеса. И сам капитан, упёртый как носорог, хочет сохранить традиции, остаться признанным лидером. Лучше, считает он, погибнуть самому, чем предать свой персонал. Благородно. Но глупо.

Первые же признаки кризиса требуют от любого предпринимателя немедленно сократить объём бизнеса. Это:

— уменьшение торговых площадей;

— сокращение производственного персонала;

— остановка дублирующих станков и производств;

— уменьшение обслуживающей инфраструктуры;

— прекращение любых (!) платежей от нескольких недель до трёх месяцев;

— принятие всех авансовых или полных оплат как за текущую, так и за будущую отгрузку товара. Берите все деньги, которые вам в это время кто-либо даёт;

— принятие любых заказов, даже невыгодных, на пределе себестоимости, а то и совершенно в убыток, лишь бы была работа;

— распродажа неликвидов по любой цене — к выходу на пик кризиса надо иметь кэш, живые деньги вместо всякого ненужного хлама;

— распродажа автомобилей и всего ненужного оборудования. Скидывайте также ненужную недвижимость, она обязательно подешевеет на годы после кризиса — нравится вам это или нет;

— откажитесь от водителя и секретаря, перестаньте ходить в дорогие клубы и тратить деньги на одежду, машины и прочую роскошь;

— все имеющиеся у вас средства сосредоточьте в одном списке и создайте неизвлекаемый резерв, спрятав его, к примеру, в банковскую ячейку, из расчёта, чтобы прожить на эти деньги два-три года, если потеряете в кризис абсолютно всё;

— остановите предприятие, магазин, весь бизнес на две-три недели и отдышитесь, переведите дух, соберитесь с мыслями;

— отправьте большинство персонала в отпуск за свой счёт или в административный отпуск, максимально разрешённый законодательством.

После таких экстренных мероприятий (на них должно уйти не более трёх-пяти дней) необходимо приступить к реальному сокращению бизнеса «навсегда», а не временно. Это самая сложная часть, потому что очень больно — неминуемо придётся сокращать сотрудников, которые ходят в любимчиках или даже являются родственниками.

Такие есть у любого предпринимателя, когда у него всё хорошо и нет кризисов. В прежние времена у меня из 200 человек работающих 20 были моими родственниками из разных колен: родная сестра с мужем, двоюродный брат, родной дядя, сестра жены моего брата, а также племянницы и племянник. Уверен, что сия чаша не минует любого добропорядочного и сердобольного предпринимателя.

Крайне редко родственники чрезвычайно полезны и необходимы как ценные кадры. Чаще они просто хорошие люди. Именно это приходит в голову, когда наступает понимание, что их (или по крайней мере часть из них) и придётся сокращать в первую очередь.

Ещё один необходимый шаг: немедленно просмотрите затраты компании. Вы обнаружите, как много покупается лишнего, того, что в сложные времена можно и не использовать. «Под нож» должны пойти командировки, званые вечера, конференции, презентации — в этот период они неэффективны. Вместо дел будут обсуждать кризис: кто виноват и что делать. Постарайтесь все затраты уменьшить в два раза — это точно лишним не будет.

В рекламе всё по-иному. В этот период все сокращают рекламные бюджеты, поэтому рекламная отрасль начинает снижать расценки. За 25–50% обычной цены, которая была в «мирное» время, вы сможете весьма удачно разместить предложения для потенциальных клиентов. И имейте в виду: рекламную политику надо немедленно откорректировать из расчёта на послекризисную волну отложенного спроса, которая обязательно придёт, словно прилив после отлива.

Мой сайт: http://yavorsky.biz