Все записи
19:53  /  7.04.20

572просмотра

Глава 7. Берегитесь банковских капканов

+T -
Поделиться:

Седьмая глава книги "Кризис обязательно вернётся. Что делать?"

Кризисы безжалостны не только с точки зрения взлёта цены на товары, которые являются «строительным материалом» вашего бизнеса. Они страшны и обвалом спроса (в два-три раза) на вашу готовую продукцию.

Эти два встречных вектора неумолимо движутся вверх и вниз: кривая затрат — вверх, а кривая продаж — вниз. На графики смотреть больше нет сил, хочется напиться или застрелиться. Надвигается позор разорения. Людская молва уже выстроилась в три шеренги, чтобы спеть вам похоронный марш. Уходит сон, и посещают мысли вернуться в наёмные сотрудники или стать чиновником. Нет выхода. И в голове всё больше мыслей, как сохранить семейные накопления и пережить унижение.

Я много раз становился свидетелем отчаянных поступков предпринимателей, которые теряли свои бизнесы и вынужденно брели по обочине, а некоторые уходили из жизни.

В 90-е годы в центре Нижнего Новгорода был очень успешный магазин модной одежды. Его хозяин перед кризисом открыл в том же здании дорогой и стильный ресторан. А в кризис его обнаружили повешенным в собственном кабинете. Он повесился сам, говорят, на своём галстуке. В записке, которую оставил, говорилось, что никто не виноват в его смерти. Всё, что было известно по слухам, — сильно задолжал и не увидел другого выхода, как покончить с собой и с невозможностью пережить позор разорения.

Но как же его ближайшие родственники? Долги в таком случае никуда не исчезают, за них приходится отвечать близким людям, которые, как правило, не предприниматели. Они не знают, как организовать возврат долгов, кроме как распродать то, что осталось из унаследованного ими имущества.

В 2014 году мой очень близкий друг-бизнесмен испытывал многократное желание суицида — у него не выдерживали нервы от тех раскладов, которые жизнь посылала ему и его бизнесу во время кризисной атаки. Мы с ним часто в те дни встречались и детально обсуждали все необходимые изменения, которые он должен сделать в бизнесе, чтобы выжить и вернуть себе былую славу.

Лидеру в собственном бизнесе иногда начинает не хватать дружеского плеча, когда кризисный шторм внезапно топит его корабли, не оставляя даже шанса на выживание. Ему, купавшемуся в лучах славы своих достижений, невыносимо ощущать бизнес-падение на глазах родственников, одноклассников, однокашников по универу, бывших сослуживцев и соседей по двору, так и хочется утонуть вместе со своими бизнес-кораблями.

Какие же изменения мы обсуждали и что надо делать каждому, чтобы его малый или средний бизнес вырвался из долговой банковской ямы и выдержал напоры следующего кризиса? Их, уверяю вас, будет ещё не один десяток в вашей жизни.

Но сначала о банках и монополиях. Как показала жизнь, государство не будет помогать малому и среднему бизнесу. Не надейтесь. Все деньги государственной поддержки пойдут монополиям (пока они будут существовать), а также государственным банкам (или банкам с государственным участием). Им бы в первую очередь рухнуть, чтобы новые банки, пришедшие на смену, были более лояльны к реальному бизнесу. Но, увы, это сказка, не рухнут государственные банки никогда. Бизнесу, построенному на личном успехе и таланте конкретного предпринимателя, бороться против кризисных волн придётся самому.

На моём веку (напомню, в бизнесе я с 1993 года) банки никогда не выдавали кредиты менее чем в 10–12% годовых в рублях. А это значит, что свои 10–12%, независимо от того, работает предприниматель во время кризиса или уже остановился, банк всё равно захочет забрать. И, поверьте моему опыту, всё для этого сделает.

Монополии, особенно государственные, обычно создают такой механизм тендеров: малый или средний бизнес сначала должен поставить продукцию на их склады, а потом в течение определённого времени с ним рассчитываются. Казалось бы, нормальная практика. И многие принимают такие условия. Но…

Представим: предприниматель выиграл тендер, привлёк кредит, чтобы выполнить свои обязательства, поставил продукцию или оказал услугу, а тут вдруг разразился кризис. В монополиях работают обычные люди, которые тоже подвержены психозу толпы, и они на время забывают о том, что задолжали огромному количеству малых и средних предприятий. Сотрудники монополий начинают действовать исключительно в интересах своих организаций.

Бизнесмены умоляют срочно оплатить поставленный товар, указывая на сроки, но в монополиях уже включились механизмы самозащиты. Сидящие внутри юристы и финансисты запрещают оплачивать практически любую уже поставленную продукцию, уверяя боссов не делать этого, пока всё не уляжется.

Такое я наблюдал при каждом кризисе в сотнях случаев. Монополия огромна и безжалостна. Её финансисты замораживают платежи, а шустрые посредники начинают предлагать выплатить им проценты за первоочередную оплату контракта, по которому предприниматель уже поставил продукцию. Монополия внутри себя моментально превращается в кровавого и циничного монстра. Коррупционный градус в поведении просто зашкаливает.

То же самое происходит при взаимоотношениях с банками. Появляются посредники, которые предлагают перекредитоваться под новый, «более выгодный» процент. Пытаются навязать или сокращённые процедуры, или уменьшенный залог — всё лишь бы уговорить предпринимателя вновь и вновь брать деньги. Но при этом требуют обязательно рассчитаться по предыдущим кредитам.

Банковский капкан заключается в том, что во время кризиса многие предприниматели, убегая от неминуемых потерь и долгов, вновь берут деньги, только в больших размерах, рассчитывая выскочить из кризиса и не погибнуть, а рассчитаться потом. Ведь до этого получалось. Таким образом, банки всем, кто способен уцелеть во время кризиса, навязывают очередные долги на будущее и, как правило, под увеличенный процент.

Банкиры раньше других чувствуют перемены в экономике и первые дуновения приближающегося кризиса. Они распознают будущую финансовую стихию по только им понятным движениям денежных потоков. Биржевые флюгеры раньше, чем кому бы то ни было, сигнализируют им о надвигающемся штормовом кризисе. И банкиры очень быстро, активно и осознанно начинают раздавать деньги. Так продолжается до пика кризиса, а потом внутри банковской системы включается сигнал, невидимый для других участников процесса, но отлично ощущаемый внутренними структурами. И это сигнал STOP.

Сигнал, который запрещает выдачу кредитов и перекредитовку. В этот момент они начинают забирать по бросовым ценам у разорившихся предприятий недвижимость, машины и всё, что можно забрать, чтобы потом опять превратить всё это в деньги, но уже более весомые. Закабаляя всех, кого только можно, банки ждут, когда кризис утихнет и все выжившие опять окажутся в их капканах до следующей экономической встряски. Кстати: остовы погибших бизнесов в своих трюмах зачастую приносят банкам, захватившим их, несметные богатства. Гораздо большие, чем деньги, которые были выданы под залог бизнес-кораблей.

Итак, с одной стороны — монополии, которые занимают более 90% российского рыночного пространства, с другой — банки. Эти два огромных кашалота начинают поедать в том числе и планктон, которым питался до того малый и средний бизнес. Ибо кормовая база в экономике резко сокращается — в первую очередь потому, что потребитель перестаёт покупать и клиентская база резко сокращается. Огромная масса людей начинает меньше кушать, средний чек в любом магазине падает в два-три раза. Рестораны пустеют, туристический поток снижается, машины перестают заправлять так активно, как раньше, падают продажи мебели, телевизоров, холодильников, автомобилей, начинают разоряться производства, останавливаются фабрики, вырастает безработица. Кризис, как стадо бизонов, продолжает безжалостно сминать всё на своём пути.

Мой сайт: http://yavorsky.biz