Все записи
14:59  /  10.04.20

295просмотров

Глава 10. Конкурентные войны

+T -
Поделиться:

Десятая глава книги "Кризис обязательно вернётся. Что делать?"

Другая история. Предприниматель во время кризиса оказался втянут в борьбу с конкурентами на понижение цены. Сколько бы он ни уменьшал розничную цену на тенты, которые производили его мастерские, конкуренты выставляли дешевле. Работая на пределе себестоимости и уже подумывая об остановке производства, он с мрачным видом поведал мне, что хочет на некоторое время рискнуть поработать в убыток. Задача — переиграть конкурентов, заставив их закрыть свои производства. Аргументы:

— его производства более известны;

— запас материала позволит продержаться три-четыре месяца;

— кредитов нет, можно взять.

Я был категорически против, но переубеждать его не стал. Предприниматели, которые хотят победить конкурента, похожи на опьянённых борьбой спортсменов: «Или я, или он!» Опять выручили рекламные брошюры.

За пару дней до нашей встречи я вернулся из Германии с конференции, на которую меня пригласил немецкий стрелковый центр испытаний. Приехали специалисты и производители со всех стран мира — более 200 человек. В самом пулевом центре собрать столько приглашённых хозяева не могли, поэтому они арендовали несколько больших шатров и павильонов, сделанных из тента, натянутого на достаточно несложные лёгкие конструкции. В специальных «карманах» хозяева этих конструкций выложили рекламные брошюры с предложением арендовать их тентовые конструкции от одного дня до нескольких месяцев и даже лет. Я, недолго думая, захватил пару таких брошюр.

Теперь их с любопытством разглядывал мой приятель.

— У меня нет производственных возможностей, чтобы делать такие огромные шатры, — грустно начал он. Я перебил:

— А кто тебе мешает позвонить им и предложить сделать склад в нашем городе с разрешением быть их представителем и сдавать в аренду павильоны?

Через несколько месяцев приятель (надо сказать, он и сегодня очень успешен) уже растамаживал немецкие павильоны, рекомендуя их через местную рекламу всем желающим, от которых не было отбоя — на тот момент никто в городе подобного не предлагал. Имея опыт работы с тентами и тентовыми конструкциями, он быстро вошёл в бизнес аренды шатров и павильонов, часть которых стал производить сам. Затем предложил для обустройства своих шатров стулья и столы различного дизайна — для свадеб и других торжеств. Сегодня он организовывает все крытые сооружения даже для таких всемирно известных автомобильных ралли, как «Шёлковый путь».

Тема конкуренции с производителями тентов на обычные автомобили умерла сама по себе и перестала его беспокоить. Кризис заставил рискнуть выйти за пределы привычного.

Почему предприниматели не поступают так, когда у них всё хорошо? Почему не пробуют искать возможность новых компетенций? Это вопросы больше психологии, чем бизнеса. Но очевидно, что в кризис мобилизуется весь скрытый реальный потенциал, который как бы дремлет, пока нет стресса и необходимости напрягаться. Однако вовремя найти нужный выход и молниеносно перестроиться — это непростая задача, часто нужен надёжный совет, возможность обсудить все до мелочей с тем, кому доверяешь.

Нельзя во время кризиса «запирать себя на ключ» и прятаться от всего мира. Нельзя держать проблему в себе и пытаться справиться собственными силами. Очень часто необходимо причаститься, исповедаться, как говорят психологи — «найти уши» и высказаться. Лучше, если «ушами» станет коллега-предприниматель. Ещё лучше, если это авторитетный человек и по возрасту, и по собственным достижениям в бизнесе.

Оставаясь один на один с собой, предприниматель, на которого надвигается (особенно если быстро надвигается) разорение, часто принимает самое простое на первый взгляд решение: всё бросить и убежать. «Материальное заработаю, — успокаивает он себя в этот момент. — А друзей новых заведу, тем более что после такого позора надо переезжать в другой город».

И уезжают. Теряют наработанные рынки, перестают общаться с бывшими коллегами, исчезают «из эфира», надеясь на возрождение на новом месте. Но мир, особенно в эпоху Интернета, не так уж и огромен, а жизнь человека не так уж и длинна. То, что можно было сделать в двадцать-тридцать лет, очень трудно повторить в сорок и тем более в пятьдесят-шестьдесят. При любом раскладе лучше попытаться выйти за рамки привычных товаров и привычных рынков. Надо всего лишь оглянуться по сторонам.

Мой сайт: http://yavorsky.biz