Все записи
14:47  /  19.12.13

3721просмотр

"Дон Карлос" для чайников

+T -
Поделиться:

Либретто для малышей, с забавными зверюшками и роликами для прослушивания (иллюстрации Елизаветы Епифановой).

Итак, в Большом состоялась премьера оперы Верди «Дон Карлос», и наверняка кто-нибудь напишет рецензию, отметив режиссерские решения, а кто-то скажет, что ему понравился Карлос и не понравились ни Елизавета, ни Эболи. Это их право, конечно. Я же считаю, что и Елизавета, и Эболи имеют право петь как хотят, – они все-таки женщины, они по сюжету там вообще не слишком нужны, сюжет держится на мужчинах.

 

Я вообще считаю, что главное в хорошей классической опере – сюжет. По крайней мере, если вы подозреваете, что ваше мнение о вокале недостаточно обосновано (мягко выражаясь) – имеет смысл сконцентрироваться на сюжете.

 

Сюжеты опер Верди очень реалистичны. Во-первых, люди там всегда говорят каждый о своем, не слушая друг друга – как в жизни. Во-вторых, как в жизни, никогда толком не понятно, что к чему. Множество безответных вопросов.

 

Например: спала ли Елизавета с пасынком?

 

Тут надо понимать, что если бы Верди прямо указал: «Спала!» – оперу не пропустила бы тогдашняя цензура. Поэтому во всех операх Верди всегда есть место для фантазии. Сцена в Булонском лесу – это они еще только просто разговаривали или уже что?

 

Второй вопрос: при чем тут Фландрия? Зачем они все талдычат про Фландрию? Чуть только трио или квинтет – кто-то один обязательно контрапунктом запоет про Фландрию. Непонятно.

 

Наконец, главный вопрос, возникающий только в финале: чем заканчивается опера? Призрак появился, это ясно, но что он сделал, этот призрак? Об этом, наверное, не знал и сам Верди.

 

Впрочем, возможно, вы не очень понимаете, о чем идет речь. На этот случай перескажу сюжет (чтобы вам проще было ориентироваться, когда завтра пойдете в Большой, ну, чтобы не смущаться и не переспрашивать у соседей). Чтобы было веселее, всех героев будут представлять зверюшки: жаба, крыса, барсук, суслик, синичка, и еж. А по линкам доступны ролики соответствующих сцен в разном исполнении.

 

Акт 1

Начинается все с того, что у главных героев, Елизаветы Валуа и Дона Карлоса (сына испанского короля), происходит любовь в лесу. Но тут поступает известие, что жениться им нельзя, потому что жениться на Елизавете захотел сам король Филипп. То есть всё плохо, и об этом они поют до конца первого акта.

Акт 2

Итак,

король Филипп на ней женился-таки за кадром. Карлос переживает и хотел бы поговорить об этом, но у его единственного друга Родриго (маркиза Позы), как назло, другая фишка: спасение Фландрии. Ввиду отсутствия общих интересов они поют знаменитый дуэт о том, какие они замечательные друзья: «Будем жить вместе и умрем вместе, – за вашу и нашу свободу».

 

Дальше на сцене появляется принцесса Эболи, которой нравится Карлос, причем она, глупенькая, думает, что это он вокруг нее вьется, а не вокруг королевы. Тем временем происходит свидание Карлоса и королевы Елизаветы, опять оставляющее открытым вопрос, было ли между ними что-нибудь. Этот же вопрос мучает и короля Филиппа: когда он неожиданно возвращается домой, Елизавета уже одна и одета (Карлоса вовремя предупредили и он смылся). Но король все равно на всякий случай устраивает скандал, а потом зовет Позу, чтобы посоветоваться.

 

Филипп хочет, чтобы Поза последил за нашими голубками. Но угадайте, о чем говорит с ним Поза? О Фландрии!  Король объясняет, что все его зверства вызваны заботой о государственной безопасности, мол, стабильность превыше всего. Но Позу не проймешь.

 

 

Он поет: «Да кому она нужна, ваша стабильность?! Стабильность на кладбище. Смотрите, чтобы потомки не ругались на вас Нероном. Вы страну в пропасть ведете, какая уж тут стабильность».

 

Но в конце королю все же удается поговорить с Родриго насчет своей жены, и Позу пробирает: «Какой тонко чувствующий человек он все-таки, хоть и тиран».

Акт 3

Карлос получает анонимную любовную записку и спешит, кобель этакий, на свидание, – но оказывается, что это не королева, а Эболи. Карлос ей честно говорит, что она страшная. Эболи устраивает скандал; верный друг Родриго прибегает разнимать назревающую драку.

 

«Обиженная женщина – хуже тигры злющей. Чтоб ты провалился сквозь землю, потаскун», – поет Эболи. Мужчины робко подпевают.

 

 

Когда стерву удается сплавить, друзья обнимаются, и Карлос отдает Позе пачку компромата, на случай, если придут изымать документы. Потому что Эболи настроена серьезна и у нее явно есть друзья в СК. То есть в инквизиции.

 

Чтобы подчеркнуть, что режим в стране далеко не демократический, Верди включает в оперу сцену казни еретиков. Во время казни Карлос жестко наезжает на отца-короля, требуя отдать ему Фландрию (вот, опять!), но Родриго разоружает его, и бедолагу отправляют в СИЗО.

Акт 4

Король Филипп тем временем размышляет о том, что он старый и его не любят девушки, в том числе жена. К нему приходит Великий Инквизитор, еще старше, к тому же слепой. Оба государственника поют басом о том, как остановить оранжевую угрозу и, кстати, кто из них круче.

 

 

«Если бы я сегодня не пришел к вам, завтра вас, Филя, самого бы ко мне привели в браслетах».

 

Король спрашивает, прилично ли ему будет казнить собственного сына, а инквизитор говорит, что и сына, и заодно дружка его, Позу.

 

Вообще, хоть женщины в этой опере поют много красивых арий и дуэтов, сюжет держится на мужчинах. Я думаю, именно дуэт басов из «Дона Карлоса» вдохновил химика Бородина на оперу «Князь Игорь», где одни мужчины, причем все поют басом.

 

Впрочем, ладно.

 

Тем временем, Эболи выкрала у королевы шкатулку с портретом Карлоса и отнесла королю. Между супругами происходит сцена, подтягиваются еще и Эболи, и Родриго, но Елизавета кое-как отмазалась. (Посмотрите эту сцену, начиная с разговора государственников, для разнообразия в современной постановке). Все поют вместе, причем Поза бубнит про свободу Испании, хотя его явно никто не слушает, у всех вообще другая повестка дня.

 

В результате достается бедной Эболи (оказывается, она еще и с королем блудила). Эболи поет красивую арию

о том, как трудно живется в XVI веке миловидной женщине.

Поза приходит к Карлосу в тюрьму и жалуется, что у него нашли тот самый компромат по Фландрии, поэтому дело против Карлоса прекращено. Тут же Позу и убивают сотрудники следственного изолятора.

 

«Я умираю, но очень доволен, что хоть тебя отмазали. С тебой связаны надежды на позитивные перемены в стране», – поет Поза перед смертью (да, я в курсе, что у меня целых два линка на исполнение Фишера-Дискау, но это потому что он лучший). Тут очень неудачно приходит король, мириться с сыном, но момент выбран плохой, и Карлос посылает отца к черту. Тем временем, на улице происходят массовые беспорядки.

Акт 5

У могилы императора Карла V происходит свидание Карлоса и Елизаветы. Карлос реально собрался валить во Фландрию. Он поет, что между ними с королевой уже ничего нет, и она теперь будет ему как мать. Елизавета же утешает его в том же духе: мол, встретимся на небесах, там и посмотрим.

В это время король с великим инквизитором приходят арестовать Карлоса, но тут из могилы появляется – тадам!!! – призрак Карла V. Он прикрывает Карлоса плащом и уводит куда-то за сцену.

 

С одной стороны, конец непонятный. С другой, позади уже целых пять актов, и все даже рады, что это хоть как-то закончилось. Звучит финальный аккорд.

 

Приятного всем прослушивания!

Комментировать Всего 2 комментария

Ля, ну Вы все так популярно описали, что теперь даже смотреть не интересно будет...

Эту реплику поддерживают: Алексей Алексенко

Во Фландрии хорошо работают. Если бы во Фландрии не работали, у них не было бы денег на то, чтобы всю жизнь заниматься исключительно выяснением отношений.