Все записи
16:03  /  28.04.14

4135просмотров

Художнику нельзя без башни

+T -
Поделиться:

(Приглашение на выставку)

Когда-то давным-давно я жил на Шаболовке. И Маша Арендт, художница, тоже жила тогда на Шаболовке. Почему так получилось – это другая история, но важно, что мы в те поры постоянно, каждый день буквально, видели Шуховскую башню. Как армяне – гору Арарат. И, как гора Арарат на армян, Шуховская башня сильно повлияла на нашу картину мира.

Ну я-то ладно, а Машу башня так подкосила, что она ее начала повсюду вышивать. Я уже сказал, что Маша – художница, так вот она имеет привычку вышивать все, что занимает ее ум. Именно так появилась на свет серия вышивок по мотивам похабных частушек. Причем в самих вышивках ничего похабного нет – они иллюстрируют только первые строчки частушки, а всю похабщину зритель додумывает сам. Этот прием вообще часто встречается в искусстве (в скрипичной музыке, к примеру), когда надо самому додумывать все неприличное.

Вот, например: "Я не знаю, как у вас, а у нас в Италии..." – правда, красиво там, в Италии?

Похожим образом – как выражение непостижимых загогулин внутреннего мира творца – возникла и другая серия вышивок, с условным названием "Зоофилия". В ней, напротив, додумывать ничего не надо, вы и не сможете выдумать такого похотливого слона, за вас уже все придумала Маша.

Но сейчас мы о башнях. В них на самом деле ничего непристойного нет, ну не все ведь фаллическое обязательно непристойно. Тем не менее, они тоже выражают в себе что-то художественное.

Кстати сказать, я, например, не люблю слово "искусство" – в нем и искусность, и искусственность есть, а если вышито неровно и неискусно, то это уже и не искусство как будто бы. Про слово "арт" вообще умолчим. А слово "художество" мне, наоборот, очень нравится. И вот когда ты берешь тряпку в белый горошек и вышиваешь на ней Шуховскую башню черной ниткой – получается, что на эту башню как будто падает густой-густой снег (в сумерках, естественно, потому что тряпка была такого цвета), – и вот это как раз "художество". Те, кто умеют это делать, называются "художники".

Ну так вот, насмотревшись на Шаболовке на эту штуку, Маша Арендт сперва вышила ее стопицот раз, а потом, чтобы не свихнуться, вышила и другие башни, вот хоть бы татлинскую – никогда не существовавшую – или Сухаревскую – ушедшую в небытие.

Это вообще отдельная тема. Как это так: вот же башня, вышита, пощупать можно, и мужик рядом стоит, и трамвай едет – а на самом деле ничего этого нет?  Только художественными средствами можно осмыслить такой феномен, как "этой башни нету".  А где же она, блин?!

Поэтому, когда наше правительство решило и Шуховскую башню разломать, вышивки Маши привлекли к себе широкий международный интерес. Ее башни попали на обложки самых разных брошюр, даже и в газетах были пропечатаны. Художница, одним словом, проснулась знаменитой и не могла вспомнить, была ли она и накануне знаменитой, или еще нет.

Ну и вот: завтра открывается выставка, посвященная всему этому делу. Называется TOWER POWER (это по-английски и в рифму). Всех членов сообщества "Сноб" Маша Арендт будет рада видеть на открытии (она сама мне признавалась). Это 29 апреля, 19.00, Аптекарский приказ (то есть Музей архитектуры, если по-простому), цоколь (то есть подвал). Башни – в подвале, прикольно?

А сама выставка продлится с 30 апреля по 25 мая. Организует ее галерея "Роза Азора" совместно с Музеем Архитектуры, спасибо им.

 

Комментировать Всего 1 комментарий
"Художнику нельзя без башни"

Правильно! У каждого великого художника должно быть хотя бы одно полотно с башней.

Картина "Белая башня". Автор Борис Гребенщиков. 1979 год:

Эту реплику поддерживают: Надежда Рогожина