Негероям "Слава"
Как часто мы говорим, что необходимо проработать травмы нашего исторического прошлого. Никто, правда, толком не знает, как это сделать, при том, что (и это вполне очевидно) государственная идеологическая машина совершенно в этом не заинтересована. А художник берет и делает.Была неплохая пьеса В.Гусева "Слава", написанная в 1935 году в стихотворной форме. Казалось бы, что с ней можно сделать?! Сюжетная канва- абсолютно пафосная советская история. Ни единого слова заменить нельзя. А К.Богомолов берет и выворачивает ее на изнанку, находит смысловые узелки и вытягивает из них то, о чем хотел бы поговорить.Потрясающий навык, который он продемонстрировал еще в "Трех сестрах" в МХТ, здесь подан блистательно. На одних интонациях и мимике актеров- проекциях, которые дают великолепную картину происходящего с внутренним миром героев.Уже почти тридцать лет мы живем в новой реальности, так по-настоящему не поняв, что с нами было. Юным еще сложнее. Естественное для психологии человека расхождение взглядов и убеждениий отцов и детей в нашей стране наложилось на смену идеологии и всей государственной системы, и вместе с этим привело к огромному отрыву понимания молодым поколением мотивации отцов и дедов. Богомолов делает ювелирную работу (пожалуй, впервые за последние 30 лет) , настолько хорошо это сделано. Он возвращается в прошлое и как бы "препарирует" советского человека. Друзья, в стихотворной форме! Где ни словечка ни прибавить- ни убавить!Режиссер противопоставляет двух героев. Один, Маяк Николай (актер Анатолий Петров), готов кинуться в бой в любую минуту и отдать свою жизнь, не задумываясь, чтобы стать героем. Он- типичный советский "патриот"- человек, которым движет автоматизм решений и мотивов. Но Богомолов делает так, что даже этого героя мы начинаем понимать и к финалу- принимать. Это и есть тот самый главный эффект театра: через сепарирование и слияние с героями спектакля, помочь зрителю научиться понимать себя и других. Второй герой- Мотыльков Василий (актер Валерий Дегтярь)- совсем другой человек. Его совершенно не манит геройство. Он влюблен, поэтому его крепко "держит" жизнь, а поступки взвешены и неторопливы. Василий хочет жить! И это нормально- как бы говорит режиссер.Тема смерти и ценность жизни- такие популярные у К.Богомолова в последнее время, в очередной раз прекрасно поданы и раскрыты через казалось бы простой "советский" текст. "Я убедился, что жизнь — это вещь, и беречь ее просто необходимо»,- говорит герой.Опять режиссер удивляет кастингом. Актеры, исполняющие главные роли, словно сошли с советских экранов 40-50-х годов. В.Дегтярь и вовсе похож на Н.Крючкова, а у А.Петрова чувствуется военная выправка из далекого прошлого. Архисложная работа досталась в этот раз актерам БДТ, когда нужно не просто текст запомнить, но интонацию в каждом слове наложить на внутренний смысл происходящего на тонком психологическом уровне.Сегодня состоится официальная премьера спектакля. А завтра К.Богомолов пойдет на выборы в качестве доверенного лица мэра Москвы С.Собянина. Кто-то осудит. Кто-то поймет. Но те, кто успеет посмотреть спектакль "Слава", скорее всего примут мир таким, каков он есть- многослойным.