Все записи
01:54  /  6.12.19

349просмотров

Непремьерная премьера в Большом. Дидона в красном, Эней на войне

+T -
Поделиться:

Премьера в Большом не совсем премьера. "Дидона и Эней" Генри Перселла в постановке Венсана Уге была показана на фестивале в Экс-ан-Провансе в 2018-м. Предыдущие переносы на сцену Большого постановок, сделанных в ко-продукции с фестивалями, были достаточно удачными. Поэтому ожидания зрителей и на этот раз были соответствующими.

В прошлом году, в Эксе, на фестивале, мы намеренно не пошили на эту постановку, зная заранее, что ее привезут в Москву. Там она шла на сцене Театра Аршивиши- театре под открытым небом, который находится в бывшем Дворце Архиепископа, что само по себе добавляло атмосферность, да, пожалуй, было частью сценографии. . 

По факту, оказалось, что ни один из фестивальных исполнителей в Москве петь не будет, да, и дирижер будет другой. Но самое главное- у спектакля нет главного фестивального признака- интересной постановочной идеи, драматургии. 

Сама по себе опера Перселла короткая, поэтому Уге снабдил ее прологом (видимо, чтобы оправдать время-деньги зрителей) , где вкратце рассказывается (при чем- на русском языке) история Дидоны. Казалось бы, развернись фантазия режиссера во всю ширь, раз уж взялись за дописывание. Уге пытается перекроить смысловое наполнение оперы с точки зрения социально-политической интерпретации событий, но не может довести дело до конца, потому как все это "спорит" и с музыкой, и с текстом. 

А ведь Перселл был непрост. То, что они сделали с автором либретто Наумом Тейтом, достойно интереснейшей драматургии. Эпическая поэма Вергилия "Энеида", по которой написана опера, была проста и понятна, и соответствовала всем канонам древнегреческих трагедий: есть воля богов, ее и выполняет Эней. Перселл и Тейт меняют сюжет, вводят в него Колдунью и духов, которые, в свою очередь, подменяют волю богов на свою, зловещую, и Эней почему-то идет у них на поводу. А в финале он вообще готов отказаться от исполнения того, что ему кажется неумолимым роком. Прекрасный психологизм, борьба любви и долга, выбор между чувством и поведенческой нормой- прекрасная возможность сделать потрясающую историю. А Дидона, выбирающая смерть?! У Перселла получилась история про то, что умереть легче, чем любить. Прекрасная музыка разрывает сердце.

Анна Горячева- звезда постановки в Большом. Ее замечательные вокальные данные, помноженные на замечательный драматический талант, развитый лучшими режиссерами современности (недавние зарубежные постановки К.Серебренникова и Д.Чернякова) - просто подарок всем нам. Но случилось нечто странное. Несмотря на то, что Жак Имбрэйло , исполняющий роль Энея, в принципе, сам по себе был бы неплох, вместе они не звучат. По-просту, нет ансамбля. И его нет ни у кого, ни с кем. Это чувствуется как дискомфорт.Завтра будет петь другой состав. Там почти все наши, без звездных, зарубежных, имен. Хорошая практика для всех, и для зрителей, и для исполнителей. Конечно, если бы было больше премьер в нашем театре номер один, эта постановка была бы проходной. Но пока это не так. Поэтому будем наслаждаться тем, что хорошего в ней есть. Я лично собираюсь сходить еще раз, в следующем блоке, в марте, чтобы послушать Анну Горячеву. Люблю я ее.