У читателей СНОБа может создаться впечатление, будто маятник истории вновь поменял направление, и чуть ли ни все современные серьёзные учёные не только убеждены в том, что наш мир создан Богом, но и верят в то, что Творец Вселенной заинтересован в человеке, а человеку надлежит служить своему Творцу...

На самом же деле это совсем не так, и множество уважаемых учёных и сегодня вовсе отрицает Бога, или не видит никакого интереса Творца к безволосому потомку обезьяны с ничем не примечательной планетной системы одной из бесчисленного множества галактик.

Один из таких учёных - британский физик Стивен Хокинг, человек настолько известный, что в поисковиках его имя выпадает первым по запросу "Стивен", опережая любимого писателя миллионов - Стивена Кинга.

Недавно вышла книга, содержащая высказывания Хокинга по разным интересным вопросам, под названием "Brief andwers to the big questions", или "Короткие ответы на большие вопросы", отрывок из которой уже опубликован на СНОБе.

Я эту книгу только что купил и ещё не успел прочесть, так что изложу суть взглядов Стивена Хокинга очень коротко и своими словами.

Стивен Хокинг, много времени и сил отдавший изучению "чёрных дыр", и в образовании Вселенной видит такой же примерно механизм, который он предполагает в "чёрных дырах": непосредственно перед "Большим Взрывом", с которого всё и началось, вся материя занимала ничтожный объём и имела невероятную плотность - настолько большую, что она не подчинялась известным нам физическим законам.

В тот момент, непосредственно перед рождением всего, времени не существовало: так что, по мнению Стивена Хокинга, для существования Бога просто не было времени:

Хокинг считает (и, как по мне, совершенно справедливо), что отсутствие Бога - проще себе представить, чем Его присутствие в мире, а надобность в Нём обеспечена особенностями человеческой психики.

Впрочем, выкладки Стивена Хокинга не безупречны: например, если до "Большого Взрыва" не было ничего, кроме очень маленькой частицы материи с очень большой плотностью, то откуда взялась эта самая частица?

Напоследок предлагаю оставить в покое Стивена Хокинга (нежелающих адресуем к упомянутой выше книге), и ещё раз кинуть взгляд в сторону нескольких из его "больших вопросов".

Первым вопросом можно считать такой:

"Сотворена ли Вселенная, или всё появилось случайно, в соответствии с законами природы и порядком вещей"?

Сторонники Творения приводят, например, такой аргументвероятность самопроизвольного зарождения жизни на Земле не превышает вероятности того, что пролетающий над свалкой торнадо случайно соберёт из валяющихся в беспорядке деталей готовый к полёту «Боинг-747».

На первый взгляд, это сильный аргумент: никто из живущих людей ничего такого не видел, и представить себе не может... Но штука в том, что самый старый из известных нам современников не прожил и двухсот лет, тогда как возраст Земли сейчас определяют как 4,543 миллиарда лет, т.е., примерно в 40 миллионов раз дольше весьма оптимистической оценки продолжительности человеческой жизни... Ни у кого из людей просто нет такого опыта и достаточных знаний, чтобы судить о возможности подобного события: точно ли торнадо, десятки миллионов лет без перерыва перекладывающий и приноравливающий друг к другу каждую из шести миллионов деталей "Боинга-747", не сможет собрать из этих деталей самолёт?

И вот примерно таковы и все остальные аргументы, как "за", так и "против" Творения.

 Перейдём, однако, к следующему вопросу:

"Если Вселенная сотворена, то сотворена ли она для человека, и заинтересован ли Творец в нашем племени, или человечество - точно такой же продукт Творения, как обезьяншество, слонейшество или попугайшество"?

Увы, и на этот вопрос нет однозначного ответа: атеистам нечем опровергнуть теистов, но и тем, в свою очередь, нечем доказать свою точку зрения.

В результате каждый может сам отвечать на эти (и другие) "Большие вопросы", как ему заблагорассудится - прислушиваясь ли к Стивену Хокингу, одному из самых заслуженных учёных современности, или к Ньютону, Эйнштейну, или кому-то ещё... Памятуя о том, что в таких вопросах, как существование Творца Всего, нет и никогда не было безусловно авторитетных специалистов, и непонятно, откуда бы им взяться.