Сколько лет Али Бабе?
Так сколько же лет Али Бабе?
(На самом деле, это всего лишь ещё одна маленькая заметка о применениях нумизматики, так сказать, в быту, ничего более... Прошу прощения у тех, кого отвлёк от важных дел этой ерундовиной).
Итак, где мы сегодня принимаемся искать вдруг понадобившуюся нам информацию?
Ну, например, в Википедии.
Вот там и попробуем узнать, сколько лет назад появилась на свет сказка про Али Бабу, его богатого брата, про сорок разбойников и про пещеру сокровищ…
Открываем, и начинаем читать…
Оказывается, у специалистов нет единого мнения на счёт возраста сказки про Али Бабу, да и вообще всего сборника “1001 ночь”.
Например, согласно Хаммер-Пургшталю, сказки “Тысяча и одной ночи” появились более тысячи лет назад в Персии или Индии, как раз примерно во времена одного из героев сказок, халифа Гаруна ар-Рашида, или чуть позже, а на арабский язык сказки записали никак не позже времени Аббасидов (VIII – XIII века Н.Э.).
С Йозефом фон Хаммер-Пургшталем не согласен Сильвестр де Саси, который считает весь цикл “1001 ночь” произведением одного арабского автора, жившего в Сирии, около середины XV века.
Эдвард Лэйн подозревает в авторстве сказок безвестного египтянина, максимум – двух, и относит создание цикла к периоду от XV до середины XVI века.
Кроме этих теорий есть ещё и версии Эструпа, Броккельманна, де-Гуе, и многих - многих других… Подозреваю, что объём научных исследований происхождения сказок «Тысячи и одной ночи» уже превысил размеры самого сборника…
Казалось бы, что можно к этому добавить? Не тратя долгих лет на изучение самих сказок, истории Средней Азии, Индии и Египта? Не зная местных языков, стилистических особенностей, и всего остального?
Однако я, отнюдь не претендуя на обладание истиной в последней инстанции, предложу маленький эксперимент, который, как мне кажется, даёт некоторое понимание проблемы…
Итак, вспомним сказку об Али Бабе… Вернее, даже не саму сказку, а эпизод, в котором хитрая супруга старшего брата Али-Бабы, решив выяснить, что же именно измеряет Зейнаб взятой взаймы мерой, смазывает меру мёдом… Помните? Хитрость сработала, и на мере, возвращенной женой Али Бабы, оказался приставший к мёду золотой динар…
Честно говоря, ещё в детстве я никак не мог себе представить, как это монета могла пристать к мёду, и как Зейнаб могла этого не заметить…
В самом деле, вот так вот выглядели золотые динары и серебряные дирхемы во времена Гаруна ар-Рашида, и во времена Аббасидов:
Не правда ли, трудно представить такие монеты «незаметно приклеившимися»?
Что же, скажете вы, это ведь всего лишь сказка, и, если в сказках есть гигантские птицы, демоны и механизмы открывания дверей с системой голосового управления, то отчего бы там не быть и другим несуразицам?
Возможно.
Однако, посмотрите уж и на другие монеты:
Ну, как?
Могли ли такие золотые динары приклеиться, и не попасться на глаза бедной Зейнаб?
Правда, эти динары не имеют отношения ни к Гаруну ар-Рашиду, ни к Аббасидам, ни к Индии, ни к Египту… Это – динары Хорезма, середины XIV века…
Хочу уточнить – я вовсе не спорю с признанными специалистами… Я всего лишь проиллюстрировал, что нумизматика способна предоставить исследователям материал, заслуживающий внимания…
Помнится, когда я занималась нумизматикой, попадались мне такие динары. И с увернностью могу сказать - прилипли бы они, и еще как )) однажды я сама чешуйки Петра первого случайно на мед к полу приклеила... так что могу уверить - хватка, из-за вытисненных букв, почти железная ) а может мед в глубине липкой души своей - тоже страстный нумизмат? ))
Эту реплику поддерживают: Варвара Грязнова, Сергей Мурашов