Да-да, профессионалы - такие же люди, как и все остальные, и тоже ошибаются.

Примеров можно привести множество - от Наполеона, за каким-то хреном полезшего в Россию, до дантиста, у которого вся стена увешана дипломами, а поди ж ты - не дочистил моей жене зубной канал...

Нет, в подавляющем большинстве случаев, профессионал даст сто очков вперёд любителю, так как то, чему любителю вздумалось уделить несколько часов или дней своей жизни, профессионал изучал годы, а то и десятилетия, и, если только он не дебил, то это неминуемо скажется. 

Поэтому почти всегда, если любителю вздумалось поспорить с профессионалом, - то это лишь потому, что первый недостаточно разобрался в вопросе...

Однако, бывает и не так.

Например, известный российский нумизмат граф Иван Иванович Толстой, описывая в одной из своих книг монету князя Дмитрия Ивановича, часто называемого Донским, увидел на ней арабографичную надпись, которую перевёл (с помощью другого известного нумизмата, А.К. Маркова, большого учёного и автора многих научных работ) следующим образом:

"Султан высочайший Мухаммед Узбек хан"

Вот эта монета:

 

Скажу сразу, никакого "Узбек хана" на монете нет, как нет там и "Мухаммеда", и "высочайшего", а есть там всякие "кракозябры", которые на арабице не читаются совсем... То-есть, при определённом желании, можно допустить, что безымянные резчики пытались изобразить слово "ас-султан", но это - максимум, что может себе позволить серьёзный исследователь.

Откуда же уважаемый профессионал граф Толстой, а, вернее, А. К. Марков, который, в отличие от Толстого, в арабографичных монетах прекрасно разбирался, взял слова, которых на данной монете фактически нет?

А вот откуда:

Это - монета хана Узбека из моей коллекции, и внешнее сходство аверса данной монеты с реверсом монеты Дмитрия Донского очевидно... Однако скопирован лишь дизайн монеты, а задача копировать надписи перед резчиком, очевидно, не ставилась, вот вместо надписей на монете Донского и появились нечитаемые закорючки. (Уточню: на многих монетах Дмитрия Донского, его сына Василия, и других князей, встречается вполне разборчиво выписанное имя хана Токтамыша, из чего можно сделать вывод - когда перед русскими резчиками ставилась задача вырезать нужную арабографичную надпись, они были в состоянии эту задачу решить).

Видимо, профессиональнейший нумизмат Марков по какой-то причине не стал заморачиваться тщательным изучением монеты, предъявленной ему графом Толстым, и, обманувшись явным и несомненным её сходством с монетой хана Узбека, дал графу неправильный перевод...

Практика же чеканки "подражаний" - монет, которые внешне похожи на какие-то другие монеты, но на самом деле ими не являются, - вполне обычна для средневековой Руси и её окрестностей, так как потребность в средствах обращения часто не покрывалась за счёт монет Золотой Орды, и местные власти часто чеканили свою собственную серебряную монету, внешне похожую на монеты Орды...

Вот пример такой монеты из моей коллекции, копирующей как раз эту же самую монету хана Узбека:

 На этой монете можно уже разобрать побольше, чем на приведённой выше монете Донского, но имени хана Узбека нет и здесь...

 

Итак, переходим к последствиям этой, в общем-то, несущественной ошибки несомненных профессионалов, - графа Толстого (не коллекционировавшего арабографичных восточных монет) и Маркова (специалиста именно в восточных монетах).

К последствиям можно отнести появление совершенно неверного описания данной монеты у многих нумизматов, вплоть до самого последнего времени: дело в том, что знание арабского в России явление нечастое, авторитет нумизматов Толстого и Маркова достаточно высок, и все нумизматы, работавшие с данным типом монеты Дмитрия Донского, исходили из того, что Толстой дал правильное описание монеты, и повторяли эту чушь... Попался на эту удочку даже известнейший и уважаемый нумизмат П.Г. Гайдуков, принуждённый дать объяснение этому, в общем-то, необъяснимому феномену: 

"Специально рассмотрены И. И. Толстым деньги Дмитрия Ивановича с надписями хана Узбека. Он не касается их датировки, но останавливается на вопросе копирования русскими денежниками татарских монет, время чеканки которых по его словам «предшествует востолению Дмитрия на 30 лет с лишним». «Что такие монеты обращались в его время на Руси, не может подлежать сомнению; но тот факт, что для обратной стороны монеты великого князя Дмитрия ... взят штемпель с именем не царствующего хана, а сравнительно давно умершего, указывает, что в помещении этого имени на русской монете не следует усматривать указания на подчиненность Орде или даннические к ней отношения, а можно просто признать случайное копирование знакомого всем и бывшего под рукою у резчика оригинала, находящейся в обращении монеты» 

38".

Дело в том, что помещение имени хана Узбека на деньги Дмитрия Донского - совершенно нелогично, так как Узбек умер до рождения Дмитрия Ивановича, а чеканка монет Донского отстоит от времени правления хана Узбека примерно на пол века... Таким образом, имя Узбека на монетах князя Дмитрия - это примерно то же, что портрет царя Александра третьего на монетах Советской России...

Всё это радостно используется различными фальсификаторами и критиками классической истории, которые видят в имени Узбека на монетах Донского подтверждение своим словам о том, что классическая история Средневековья - слеплена кое-как, и не выдерживает элементарной критики...

Мало того, некоторые современные нумизматы, такие, например, как А. М. Колызин, выдумывают к имени Узбека целые драматические страницы российской истории:

"...Дмитрий Донской решается на важный политический шаг — приступает к чеканке монет с изображением вооруженного князя-воина, а также с изображением человека, держащего за язык змею, на которых к великокняжескому великокняжескому титулу на аверсе добавляется имя князя — «Дмитрий». И это не все - на реверсе именных московских денег с изображением князя-воина с топором и саблей вместо имени правящего хана Тохтамыша появляется имя давно умершего хана Узбека. В Орде еще не получили требуемую дань, а тут еще и отказ от помещения имени суверена — золотоордынского хана Тохтамыша. Что это — вызов Орде?     Тохтамыш решил наказать московского князя — совершил карательный поход на Русь и в конце лета 1382 г. сжег Москву и другие города". 

Т.е., появление имени хана Узбека на деньгах выдаётся за сознательную политическую акцию князя Дмитрия, направленную на декларирование независимости Руси от Золотой Орды, и повлекшую за собой карательную военную кампанию хана Токтамыша 1382 года...

 

А, как знают теперь все, кто смог дочитать эту статью до конца, никакого имени хана Узбека на монетах Дмитрия Донского нет и никогда не было, и все эти красивые выводы и жаркие споры вызваны к жизни одной - единственной неточностью, допущенной известным и уважаемым русским профессиональным нумизматом более ста лет назад...